РП ВД Хор 6 классы

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хор» для 6 классов составлена на
основе следующих нормативных документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(ФГОС ООО), 2010 г.;
 Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ
№106.
Место предмета в учебном плане
Продолжительность курса – 1 год. (72 часа). Курс предназначен для учеников 6-го
класса. Режим занятий – 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка;
развитие его творческих способностей, мотивации к познанию и творчеству; социального,
культурного

и

профессионального

самоопределения;

творческой

самореализации;

интеграции учащихся в системе мировой и отечественной культур; укрепление их
психического и физического здоровья.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что современная модель
образования направлена на создание условий, в которых каждый ребенок смог бы получить
условия для развития своих способностей, удовлетворения своих интересов и потребностей.
Задача дополнительного образования сегодня - дать возможность ребенку реализовать свой
творческий потенциал. Важную роль в этом сыграют занятия музыкальным творчеством, в
том числе вокальным.
Вокальное искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает
еще и мощным оздоровительным потенциалом. Певческая деятельность играет большую
роль в здоровье сбережении детей. Она помогает формировать у каждого ребенка здоровый
голосовой

аппарат,

развивать

способность

к

гибкому

и

разнообразному

его

функционированию. При регулярной и правильной певческой деятельности улучшается и
физическое здоровье детей, а значит, пение можно рассматривать как физиологический
процесс. Великий Авиценна считал, что лучшим упражнением для сохранения здоровья
является пение.
Количество часов в год – 72 часа.
Количество часов в неделю – 2 часа.
Цель:
- приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их
певческих способностей
Задачи:

художественного восприятия музыки;
2



певческих навыков (певческое дыхание на опоре, ровное звучание на

протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, напевность голоса, четкая и
ясная дикция);


тембра голоса как одного из главных средств вокальной выразительности;



исполнительских навыков;



навыков работы с текстом, бережного отношения к слову;



навыков сольного исполнения без сопровождения, с сопровождением

фортепиано,

других

инструментов;

в

отдельных

случаях

–

навыков

работы

с

инструментальной фонограммой, микрофоном;


навыков работы в вокальном ансамбле.

Предполагаемые результаты курса:
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные:
- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационнообразный и жанрово-стилевой анализ хоровых сочинений) в процессе восприятия и
исполнения произведений различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
- планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, участия в
концертной, репетиционной деятельности;
- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнёра в
коллективной и групповой вокально-хоровой работе;
- саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над
исполнением вокальных сочинений во внеурочных и внешкольных формах музыкальноэстетической деятельности;
- развитие анализа собственной исполнительской деятельности;
Познавательные:
- стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми
воклаьно-хоровыми
произведениями
различных
жанров,
стилей
народной
и
профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей
их музыкального языка;
- формирование интереса к хоровому пению;
- расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе
исполнительской деятельности;
-усвоение терминов и понятий вокально-хоровой работы;
- применение полученных знаний о музыке в практике бытового музицирования.
Коммуникативные:

3

- решение учебных задач совместно
репетиционной, концертной деятельности;

с

одноклассниками,

учителем

в

процессе

- формирование сценическое самочувствие в процессе концертной деятельности;
- самооценка и интепретация собственных коммуникативных действий в процессе
восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов
вокально-хорового репертуара.
Информационные:
-владение навыками работы с различными источниками информации: сборниками песен,
CD-ROM, Интернетом.
Предметные результаты
Учащиеся первого и второго года обучения научатся понимать:


дирижёрский жест;



некоторые формы музыкальных произведений;



простейшие жанры музыки;



размеры 2/4,3/4,4/4;



лады музыки – мажор и минор;



устойчивые и неустойчивые ступени;



основные гармонические функции;



средства музыкальной выразительности: легато, стаккато, акценты,

кульминация, форте, пиано;


пофразное дыхание;



ансамблевость;



пение в унисон, двухголосие, пение без сопровождения;



особенности народной и духовной музыки;



основные тембры голоса;



музыкальные инструменты;



хоры по составу.

Получат возможность приобрести навыки:
1. Певческая установка при пении сидя и стоя: сидеть или стоять при пении прямо, не
напряжённо, слегка отведя плечи назад.
1. Певческое дыхание, умение следить за дирижерским показом одновременного
вступления и окончания пения, спокойный, бесшумный вдох, смена дыхания между
фразами, задержка дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в быстром темпе.
2. Звуковедение. Пение без напряжения, «мягким» звуком, правильное формирование и
округление гласных, ровное звуковедение. Развитие певческого диапазона от до¹ (ре¹)
- до² октавы.

4

3. Дикция.
Элементарные
приемы
артикуляции,
собранные
уголки
губ,
артикуляционные упражнения, «разогревающие» голосовой аппарат, короткое
произнесение согласных в конце слова, раздельное произнесение одинаковых
согласных, соблюдение единой позиции для всех согласных, выделение логических
ударений, скороговорки.
4. Вокальные упражнения:
- смена гласных на повторяющемся звуке,
- мажорная гамма в нисходящем и восходящем движении.
- трезвучия вниз и вверх,
- небольшие мелодические обороты,
- простые поступенные секвенции.
1. Выразительностью исполнения:
- выражение глаз, лица, мимика.
- многообразие тембровых красок голоса,
- точная и выразительная фразировка,
- соблюдение темпа, пауз, цезур.
Навыки строя и ансамбля:
1. Чистота унисона - слитность голосов, умение слушать себя и поющих, не выделяться
из общего звучания, фермата, ударения, правильное воспроизведение ритмического
рисунка.
2.
Упражнения на развитие ладового чувства, пение отдельных ступеней, интервалов,
трезвучий, гамм, звукорядов.

Содержание курса
Певческие установки
Теория: Правильное положение корпуса и головы поющего как основа для выработки
условных мышечных рефлексов и снятия зажимов. Необходимость постоянного внутреннего
(со стороны ученика) и визуального контроля за положением корпуса и головы.
Практика: Выработка вокально - правильной мимики и артикуляции.
Необходимость донесения до слушателя четкого и выразительного слова. Певческая позиция
при работе и исполнении музыкального произведения.
2.

Работа над звуком

Теория: Свобода и раскрепощенность голосового аппарата. непременное условие красивого
голосоведения.

Освоение

различных

штрихов,

видов

вокального

туше.

Техники

нефорсированного форте и опертого пиано.
5

Практика: Выработка спокойного раскрепощенного положения гортани при различных
типах атаки и звуковедения.
3. Работа над дыханием
Теория: Практическое освоение различных типов дыхания - грудное, брюшное, ребернодиафрагмальное. Особенности диафрагмального дыхания, как наиболее рационального.
Глубина и скорость вдоха в зависимости от типа вокального туше. Дыхание при стаккато
Практика: Упражнения для развития реберно - диафрагмального дыхания усложненные с
подключением мышц брюшного пресса. Упражнения на взятие дыхания, задержку и
плавный выдох.
4. Певческий диапазон
Практика: Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие головного и
грудного регистров.
Тембральное выравнивание певческого диапазона.
Работа над соединением грудного и головного регистров.
Поддержка мышцами брюшного пресса переходных нот от головного к грудному регистру.
5. Координация между слухом и голосом.
Теория: Чистота интонации - результат правильной координации голосового аппарата.
Влияние зажимов мышц тела на интонацию.
Практика: Упражнения для выработки правильной певческой позиции. Упражнения на
раскрепощенность голосового аппарата. Упражнения на раскрепощение мышечных зажимов.
Работа над улучшением вокальной координации за счет подстраивания второго голоса.
6. Дефекты голоса.
Теория: Горловой и носовой призвуки, осиплость тембра, форсировка звука. Причины
возникновения дефектов.
Практика: Упражнения на устранение дефектов.
При особо упорных случаях - консультация фониатра.
7.Принципы артикуляции речи и пения.
Теория: Гласные и согласные в пении. Протяжные гласные и четкие согласные. Правильное
произношение.
Практика: Упражнения способствующие правильной артикуляции.
Разбор и устранение дикционных недостатков.
При необходимости – консультация логопеда.
Положение гортани и работа артикуляционного аппарата при различных видах вокального
туше и звуковедения.
8. Работа над исполняемым произведением
6

Теория: Подбор индивидуальной программы для выступления. Осмысление содержания
произведения. Анализ текста.
Практика: Работа над словом. Правильная фразировка и динамические оттенки.
Художественный образ. Принцип воплощения художественного образа с помощью
необходимых исполнительских приемов. Развитие памяти, пение наизусть выученных
произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или
прослушивании.
9. Занятия по индивидуальной программе.
Практика:
Это может быть любая творческая работа, связанная со слушанием музыки, ритмическими
играми, повторение пройденных и выученных произведений, пение по нотам и т д., а также
игровые формы обучения.
Годовые требования:
В результате второго года обучения учащийся должен:


использовать правильную певческую установку;



расширить диапазон голоса;



работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;



выравнивать звучность гласных и добиваться правильного четкого произношения
согласных;



при работе над вокализами добиваться плавного звуковедения, вносить в исполнение
элементы художественно- исполнительского творчества, чувствовать движение мелодии,
динамику ее развития и кульминацию произведения;



работать над выразительностью интонации и выразительностью звука;



при работе над произведениями добиваться смыслового единства текста и музыки;



познакомится с навыками работы с микрофоном (для более способных учащихся)

В течение учебного года необходимо проработать:


мажорные и минорные трезвучия, вокальные упражнения в пределах квинты;



1-2 несложных вокализа (песня без текста);



2-3 народные песни;



4-5 несложных произведений.

№ Тема

Количество часов
Всего

1

Певческие установки

4

Теория
2

Практика
2
7

2

Работа над звуком

8

4

4

3

Работа над дыханием

10

5

5

4

Певческий диапазон

10

5

5

5

Координация между слухом и

8

4

4

голосом
6

Дефекты голоса и их устранение

10

5

5

7

Принципы артикуляции речи и

6

3

3

14

7

7

-

-

-

72

36

36

пения
8

Работа над исполняемым
произведением

9

Занятия по индивидуальной
программе
Итого часов-

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».