Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хор» для 6 классов составлена на
основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(ФГОС ООО), 2010 г.;
Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ
№106.
Место предмета в учебном плане
Продолжительность курса – 1 год. (72 часа). Курс предназначен для учеников 6-го
класса. Режим занятий – 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка;
развитие его творческих способностей, мотивации к познанию и творчеству; социального,
культурного
и
профессионального
самоопределения;
творческой
самореализации;
интеграции учащихся в системе мировой и отечественной культур; укрепление их
психического и физического здоровья.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что современная модель
образования направлена на создание условий, в которых каждый ребенок смог бы получить
условия для развития своих способностей, удовлетворения своих интересов и потребностей.
Задача дополнительного образования сегодня - дать возможность ребенку реализовать свой
творческий потенциал. Важную роль в этом сыграют занятия музыкальным творчеством, в
том числе вокальным.
Вокальное искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает
еще и мощным оздоровительным потенциалом. Певческая деятельность играет большую
роль в здоровье сбережении детей. Она помогает формировать у каждого ребенка здоровый
голосовой
аппарат,
развивать
способность
к
гибкому
и
разнообразному
его
функционированию. При регулярной и правильной певческой деятельности улучшается и
физическое здоровье детей, а значит, пение можно рассматривать как физиологический
процесс. Великий Авиценна считал, что лучшим упражнением для сохранения здоровья
является пение.
Количество часов в год – 72 часа.
Количество часов в неделю – 2 часа.
Цель:
- приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их
певческих способностей
Задачи:
художественного восприятия музыки;
2
певческих навыков (певческое дыхание на опоре, ровное звучание на
протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, напевность голоса, четкая и
ясная дикция);
тембра голоса как одного из главных средств вокальной выразительности;
исполнительских навыков;
навыков работы с текстом, бережного отношения к слову;
навыков сольного исполнения без сопровождения, с сопровождением
фортепиано,
других
инструментов;
в
отдельных
случаях
–
навыков
работы
с
инструментальной фонограммой, микрофоном;
навыков работы в вокальном ансамбле.
Предполагаемые результаты курса:
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные:
- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационнообразный и жанрово-стилевой анализ хоровых сочинений) в процессе восприятия и
исполнения произведений различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
- планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, участия в
концертной, репетиционной деятельности;
- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнёра в
коллективной и групповой вокально-хоровой работе;
- саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над
исполнением вокальных сочинений во внеурочных и внешкольных формах музыкальноэстетической деятельности;
- развитие анализа собственной исполнительской деятельности;
Познавательные:
- стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми
воклаьно-хоровыми
произведениями
различных
жанров,
стилей
народной
и
профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей
их музыкального языка;
- формирование интереса к хоровому пению;
- расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе
исполнительской деятельности;
-усвоение терминов и понятий вокально-хоровой работы;
- применение полученных знаний о музыке в практике бытового музицирования.
Коммуникативные:
3
- решение учебных задач совместно
репетиционной, концертной деятельности;
с
одноклассниками,
учителем
в
процессе
- формирование сценическое самочувствие в процессе концертной деятельности;
- самооценка и интепретация собственных коммуникативных действий в процессе
восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов
вокально-хорового репертуара.
Информационные:
-владение навыками работы с различными источниками информации: сборниками песен,
CD-ROM, Интернетом.
Предметные результаты
Учащиеся первого и второго года обучения научатся понимать:
дирижёрский жест;
некоторые формы музыкальных произведений;
простейшие жанры музыки;
размеры 2/4,3/4,4/4;
лады музыки – мажор и минор;
устойчивые и неустойчивые ступени;
основные гармонические функции;
средства музыкальной выразительности: легато, стаккато, акценты,
кульминация, форте, пиано;
пофразное дыхание;
ансамблевость;
пение в унисон, двухголосие, пение без сопровождения;
особенности народной и духовной музыки;
основные тембры голоса;
музыкальные инструменты;
хоры по составу.
Получат возможность приобрести навыки:
1. Певческая установка при пении сидя и стоя: сидеть или стоять при пении прямо, не
напряжённо, слегка отведя плечи назад.
1. Певческое дыхание, умение следить за дирижерским показом одновременного
вступления и окончания пения, спокойный, бесшумный вдох, смена дыхания между
фразами, задержка дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в быстром темпе.
2. Звуковедение. Пение без напряжения, «мягким» звуком, правильное формирование и
округление гласных, ровное звуковедение. Развитие певческого диапазона от до¹ (ре¹)
- до² октавы.
4
3. Дикция.
Элементарные
приемы
артикуляции,
собранные
уголки
губ,
артикуляционные упражнения, «разогревающие» голосовой аппарат, короткое
произнесение согласных в конце слова, раздельное произнесение одинаковых
согласных, соблюдение единой позиции для всех согласных, выделение логических
ударений, скороговорки.
4. Вокальные упражнения:
- смена гласных на повторяющемся звуке,
- мажорная гамма в нисходящем и восходящем движении.
- трезвучия вниз и вверх,
- небольшие мелодические обороты,
- простые поступенные секвенции.
1. Выразительностью исполнения:
- выражение глаз, лица, мимика.
- многообразие тембровых красок голоса,
- точная и выразительная фразировка,
- соблюдение темпа, пауз, цезур.
Навыки строя и ансамбля:
1. Чистота унисона - слитность голосов, умение слушать себя и поющих, не выделяться
из общего звучания, фермата, ударения, правильное воспроизведение ритмического
рисунка.
2.
Упражнения на развитие ладового чувства, пение отдельных ступеней, интервалов,
трезвучий, гамм, звукорядов.
Содержание курса
Певческие установки
Теория: Правильное положение корпуса и головы поющего как основа для выработки
условных мышечных рефлексов и снятия зажимов. Необходимость постоянного внутреннего
(со стороны ученика) и визуального контроля за положением корпуса и головы.
Практика: Выработка вокально - правильной мимики и артикуляции.
Необходимость донесения до слушателя четкого и выразительного слова. Певческая позиция
при работе и исполнении музыкального произведения.
2.
Работа над звуком
Теория: Свобода и раскрепощенность голосового аппарата. непременное условие красивого
голосоведения.
Освоение
различных
штрихов,
видов
вокального
туше.
Техники
нефорсированного форте и опертого пиано.
5
Практика: Выработка спокойного раскрепощенного положения гортани при различных
типах атаки и звуковедения.
3. Работа над дыханием
Теория: Практическое освоение различных типов дыхания - грудное, брюшное, ребернодиафрагмальное. Особенности диафрагмального дыхания, как наиболее рационального.
Глубина и скорость вдоха в зависимости от типа вокального туше. Дыхание при стаккато
Практика: Упражнения для развития реберно - диафрагмального дыхания усложненные с
подключением мышц брюшного пресса. Упражнения на взятие дыхания, задержку и
плавный выдох.
4. Певческий диапазон
Практика: Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие головного и
грудного регистров.
Тембральное выравнивание певческого диапазона.
Работа над соединением грудного и головного регистров.
Поддержка мышцами брюшного пресса переходных нот от головного к грудному регистру.
5. Координация между слухом и голосом.
Теория: Чистота интонации - результат правильной координации голосового аппарата.
Влияние зажимов мышц тела на интонацию.
Практика: Упражнения для выработки правильной певческой позиции. Упражнения на
раскрепощенность голосового аппарата. Упражнения на раскрепощение мышечных зажимов.
Работа над улучшением вокальной координации за счет подстраивания второго голоса.
6. Дефекты голоса.
Теория: Горловой и носовой призвуки, осиплость тембра, форсировка звука. Причины
возникновения дефектов.
Практика: Упражнения на устранение дефектов.
При особо упорных случаях - консультация фониатра.
7.Принципы артикуляции речи и пения.
Теория: Гласные и согласные в пении. Протяжные гласные и четкие согласные. Правильное
произношение.
Практика: Упражнения способствующие правильной артикуляции.
Разбор и устранение дикционных недостатков.
При необходимости – консультация логопеда.
Положение гортани и работа артикуляционного аппарата при различных видах вокального
туше и звуковедения.
8. Работа над исполняемым произведением
6
Теория: Подбор индивидуальной программы для выступления. Осмысление содержания
произведения. Анализ текста.
Практика: Работа над словом. Правильная фразировка и динамические оттенки.
Художественный образ. Принцип воплощения художественного образа с помощью
необходимых исполнительских приемов. Развитие памяти, пение наизусть выученных
произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или
прослушивании.
9. Занятия по индивидуальной программе.
Практика:
Это может быть любая творческая работа, связанная со слушанием музыки, ритмическими
играми, повторение пройденных и выученных произведений, пение по нотам и т д., а также
игровые формы обучения.
Годовые требования:
В результате второго года обучения учащийся должен:
использовать правильную певческую установку;
расширить диапазон голоса;
работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;
выравнивать звучность гласных и добиваться правильного четкого произношения
согласных;
при работе над вокализами добиваться плавного звуковедения, вносить в исполнение
элементы художественно- исполнительского творчества, чувствовать движение мелодии,
динамику ее развития и кульминацию произведения;
работать над выразительностью интонации и выразительностью звука;
при работе над произведениями добиваться смыслового единства текста и музыки;
познакомится с навыками работы с микрофоном (для более способных учащихся)
В течение учебного года необходимо проработать:
мажорные и минорные трезвучия, вокальные упражнения в пределах квинты;
1-2 несложных вокализа (песня без текста);
2-3 народные песни;
4-5 несложных произведений.
№ Тема
Количество часов
Всего
1
Певческие установки
4
Теория
2
Практика
2
7
2
Работа над звуком
8
4
4
3
Работа над дыханием
10
5
5
4
Певческий диапазон
10
5
5
5
Координация между слухом и
8
4
4
голосом
6
Дефекты голоса и их устранение
10
5
5
7
Принципы артикуляции речи и
6
3
3
14
7
7
-
-
-
72
36
36
пения
8
Работа над исполняемым
произведением
9
Занятия по индивидуальной
программе
Итого часов-
8