Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Хор» для 6 классов составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), 2010 г.; Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №106. Место предмета в учебном плане Продолжительность курса – 1 год. (72 часа). Курс предназначен для учеников 6-го класса. Режим занятий – 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка; развитие его творческих способностей, мотивации к познанию и творчеству; социального, культурного и профессионального самоопределения; творческой самореализации; интеграции учащихся в системе мировой и отечественной культур; укрепление их психического и физического здоровья. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что современная модель образования направлена на создание условий, в которых каждый ребенок смог бы получить условия для развития своих способностей, удовлетворения своих интересов и потребностей. Задача дополнительного образования сегодня - дать возможность ребенку реализовать свой творческий потенциал. Важную роль в этом сыграют занятия музыкальным творчеством, в том числе вокальным. Вокальное искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает еще и мощным оздоровительным потенциалом. Певческая деятельность играет большую роль в здоровье сбережении детей. Она помогает формировать у каждого ребенка здоровый голосовой аппарат, развивать способность к гибкому и разнообразному его функционированию. При регулярной и правильной певческой деятельности улучшается и физическое здоровье детей, а значит, пение можно рассматривать как физиологический процесс. Великий Авиценна считал, что лучшим упражнением для сохранения здоровья является пение. Количество часов в год – 72 часа. Количество часов в неделю – 2 часа. Цель: - приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей Задачи: художественного восприятия музыки; 2 певческих навыков (певческое дыхание на опоре, ровное звучание на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, напевность голоса, четкая и ясная дикция); тембра голоса как одного из главных средств вокальной выразительности; исполнительских навыков; навыков работы с текстом, бережного отношения к слову; навыков сольного исполнения без сопровождения, с сопровождением фортепиано, других инструментов; в отдельных случаях – навыков работы с инструментальной фонограммой, микрофоном; навыков работы в вокальном ансамбле. Предполагаемые результаты курса: Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные: - самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационнообразный и жанрово-стилевой анализ хоровых сочинений) в процессе восприятия и исполнения произведений различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; - планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, участия в концертной, репетиционной деятельности; - совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнёра в коллективной и групповой вокально-хоровой работе; - саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением вокальных сочинений во внеурочных и внешкольных формах музыкальноэстетической деятельности; - развитие анализа собственной исполнительской деятельности; Познавательные: - стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми воклаьно-хоровыми произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка; - формирование интереса к хоровому пению; - расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе исполнительской деятельности; -усвоение терминов и понятий вокально-хоровой работы; - применение полученных знаний о музыке в практике бытового музицирования. Коммуникативные: 3 - решение учебных задач совместно репетиционной, концертной деятельности; с одноклассниками, учителем в процессе - формирование сценическое самочувствие в процессе концертной деятельности; - самооценка и интепретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов вокально-хорового репертуара. Информационные: -владение навыками работы с различными источниками информации: сборниками песен, CD-ROM, Интернетом. Предметные результаты Учащиеся первого и второго года обучения научатся понимать: дирижёрский жест; некоторые формы музыкальных произведений; простейшие жанры музыки; размеры 2/4,3/4,4/4; лады музыки – мажор и минор; устойчивые и неустойчивые ступени; основные гармонические функции; средства музыкальной выразительности: легато, стаккато, акценты, кульминация, форте, пиано; пофразное дыхание; ансамблевость; пение в унисон, двухголосие, пение без сопровождения; особенности народной и духовной музыки; основные тембры голоса; музыкальные инструменты; хоры по составу. Получат возможность приобрести навыки: 1. Певческая установка при пении сидя и стоя: сидеть или стоять при пении прямо, не напряжённо, слегка отведя плечи назад. 1. Певческое дыхание, умение следить за дирижерским показом одновременного вступления и окончания пения, спокойный, бесшумный вдох, смена дыхания между фразами, задержка дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в быстром темпе. 2. Звуковедение. Пение без напряжения, «мягким» звуком, правильное формирование и округление гласных, ровное звуковедение. Развитие певческого диапазона от до¹ (ре¹) - до² октавы. 4 3. Дикция. Элементарные приемы артикуляции, собранные уголки губ, артикуляционные упражнения, «разогревающие» голосовой аппарат, короткое произнесение согласных в конце слова, раздельное произнесение одинаковых согласных, соблюдение единой позиции для всех согласных, выделение логических ударений, скороговорки. 4. Вокальные упражнения: - смена гласных на повторяющемся звуке, - мажорная гамма в нисходящем и восходящем движении. - трезвучия вниз и вверх, - небольшие мелодические обороты, - простые поступенные секвенции. 1. Выразительностью исполнения: - выражение глаз, лица, мимика. - многообразие тембровых красок голоса, - точная и выразительная фразировка, - соблюдение темпа, пауз, цезур. Навыки строя и ансамбля: 1. Чистота унисона - слитность голосов, умение слушать себя и поющих, не выделяться из общего звучания, фермата, ударения, правильное воспроизведение ритмического рисунка. 2. Упражнения на развитие ладового чувства, пение отдельных ступеней, интервалов, трезвучий, гамм, звукорядов. Содержание курса Певческие установки Теория: Правильное положение корпуса и головы поющего как основа для выработки условных мышечных рефлексов и снятия зажимов. Необходимость постоянного внутреннего (со стороны ученика) и визуального контроля за положением корпуса и головы. Практика: Выработка вокально - правильной мимики и артикуляции. Необходимость донесения до слушателя четкого и выразительного слова. Певческая позиция при работе и исполнении музыкального произведения. 2. Работа над звуком Теория: Свобода и раскрепощенность голосового аппарата. непременное условие красивого голосоведения. Освоение различных штрихов, видов вокального туше. Техники нефорсированного форте и опертого пиано. 5 Практика: Выработка спокойного раскрепощенного положения гортани при различных типах атаки и звуковедения. 3. Работа над дыханием Теория: Практическое освоение различных типов дыхания - грудное, брюшное, ребернодиафрагмальное. Особенности диафрагмального дыхания, как наиболее рационального. Глубина и скорость вдоха в зависимости от типа вокального туше. Дыхание при стаккато Практика: Упражнения для развития реберно - диафрагмального дыхания усложненные с подключением мышц брюшного пресса. Упражнения на взятие дыхания, задержку и плавный выдох. 4. Певческий диапазон Практика: Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие головного и грудного регистров. Тембральное выравнивание певческого диапазона. Работа над соединением грудного и головного регистров. Поддержка мышцами брюшного пресса переходных нот от головного к грудному регистру. 5. Координация между слухом и голосом. Теория: Чистота интонации - результат правильной координации голосового аппарата. Влияние зажимов мышц тела на интонацию. Практика: Упражнения для выработки правильной певческой позиции. Упражнения на раскрепощенность голосового аппарата. Упражнения на раскрепощение мышечных зажимов. Работа над улучшением вокальной координации за счет подстраивания второго голоса. 6. Дефекты голоса. Теория: Горловой и носовой призвуки, осиплость тембра, форсировка звука. Причины возникновения дефектов. Практика: Упражнения на устранение дефектов. При особо упорных случаях - консультация фониатра. 7.Принципы артикуляции речи и пения. Теория: Гласные и согласные в пении. Протяжные гласные и четкие согласные. Правильное произношение. Практика: Упражнения способствующие правильной артикуляции. Разбор и устранение дикционных недостатков. При необходимости – консультация логопеда. Положение гортани и работа артикуляционного аппарата при различных видах вокального туше и звуковедения. 8. Работа над исполняемым произведением 6 Теория: Подбор индивидуальной программы для выступления. Осмысление содержания произведения. Анализ текста. Практика: Работа над словом. Правильная фразировка и динамические оттенки. Художественный образ. Принцип воплощения художественного образа с помощью необходимых исполнительских приемов. Развитие памяти, пение наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании. 9. Занятия по индивидуальной программе. Практика: Это может быть любая творческая работа, связанная со слушанием музыки, ритмическими играми, повторение пройденных и выученных произведений, пение по нотам и т д., а также игровые формы обучения. Годовые требования: В результате второго года обучения учащийся должен: использовать правильную певческую установку; расширить диапазон голоса; работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры; выравнивать звучность гласных и добиваться правильного четкого произношения согласных; при работе над вокализами добиваться плавного звуковедения, вносить в исполнение элементы художественно- исполнительского творчества, чувствовать движение мелодии, динамику ее развития и кульминацию произведения; работать над выразительностью интонации и выразительностью звука; при работе над произведениями добиваться смыслового единства текста и музыки; познакомится с навыками работы с микрофоном (для более способных учащихся) В течение учебного года необходимо проработать: мажорные и минорные трезвучия, вокальные упражнения в пределах квинты; 1-2 несложных вокализа (песня без текста); 2-3 народные песни; 4-5 несложных произведений. № Тема Количество часов Всего 1 Певческие установки 4 Теория 2 Практика 2 7 2 Работа над звуком 8 4 4 3 Работа над дыханием 10 5 5 4 Певческий диапазон 10 5 5 5 Координация между слухом и 8 4 4 голосом 6 Дефекты голоса и их устранение 10 5 5 7 Принципы артикуляции речи и 6 3 3 14 7 7 - - - 72 36 36 пения 8 Работа над исполняемым произведением 9 Занятия по индивидуальной программе Итого часов- 8