ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп» для 9Г класса составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), 2010 г.; Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №106. Место предмета в учебном плане В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 106, составленном на основе соответствующих нормативных документов, рабочая программа рассчитана на преподавание в 9 классах в объеме 34 часов. Количество часов в год – 34 часа. Количество часов в неделю – 1 час. Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их творческого мышления и логической культуры. Основной особенностью этого курса является отработка заданий по всем разделам курса математики основной школы: арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии. Курс предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд метапредметных связей и направлен в первую очередь на устранение «пробелов» в базовой составляющей математики, систематизацию знаний по основным разделам школьной программы. Цели: формирование у учащихся умения рассуждать, доказывать и осуществлять поиск решений алгебраических задач на материале алгебраического компонента 9 класса; формирование опыта творческой деятельности, развитие мышления и математических способностей школьников. Задачи: • систематизация, обобщение и углубление учебного материала, изученного на уроках; • развитие познавательного интереса школьников к изучению математики; • продолжение работы по ознакомлению учащихся с общими и частными эвристическими приемами поиска решения стандартных и нестандартных задач. Предполагаемые результаты курса: Личностные результаты: сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов; сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; 2 сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; -креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач; умение деятельности; контролировать процесс и результат учебной математической способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.. Метопредметные ирезультаты: Регулятивные УУД: • определение образовательной цели, выбор пути ее достижения; • рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность; • выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта; • оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты. Коммуникативные УУД: • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия; • контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым; • формирование умения коллективного взаимодействия. Познавательные УУД: • умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания; • умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи. • 3 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Вычисления. (2 ч) Действия с действительными числа. Алгебраические выражения. (2 ч) Преобразование рациональных выражений. Уравнения и неравенства. (4 ч) Линейные уравнения с одной переменной. Рациональные уравнения. Квадратные уравнения. Системы уравнений. Линейные неравенства с одной переменной. Неравенства второй степени с одним неизвестным. Рациональные неравенства. Метод интервалов. Решение систем неравенств. Графики и функции (4 ч) Область определения функции. Чтение графиков функций. Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы. Функция, описывающая прямую пропорциональную зависимость, её график. Линейная функция, её график, геометрический смысл коэффициентов. Квадратичная функция. Степенная функция. Степень числа (2 часа) Корень степени n. Свойства корней степени n Последовательности (2 часа) Арифметическая и геометрическая последовательности. Сумма n первых членов последовательности. Тригонометрические формулы (2 часа) Угол и его мера. Синус, косинус, тригонометрические формулы. тангенс и котангенс угла. Основные Геометрические фигуры и их свойства. (6 ч) Треугольники, их виды, свойства. Четырехугольники, их виды, свойства. Площади фигур. Векторы. Метод координат. Длина окружности. Площадь круга. Практико-ориентированные задачи. (10 ч) Решение текстовых задач. Прикладные задачи геометрии. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Вероятность. Решение комбинаторных задач: перебор вариантов. Решение комбинаторных задач: комбинаторное правило умножения. 4 Тематическое планирование № урока Тема урока Кол-во часов 1-2 3-4 5 Действия с действительными числами Преобразование рациональных выражений Линейные уравнения и неравенства с одной переменной 2 2 1 6 7 Рациональные уравнения и неравенства Квадратные уравнения и неравенства второй степени 1 1 8 Решение 1 9-10 Решение систем неравенств Линейная, квадратичная графиков функций 11-12 13-14 15 16 Степенная функция, её график Корень степени n. Свойства корней степени n Арифметическая и геометрическая прогрессии Сумма n первых членов первых членов последовательности 17-18 Синус, косинус, тангенс тригонометрические формулы 19-20 Преобразования 21 22-23 24 25 26 27 28 Решение треугольников Решение задач с четырехугольниками Площади фигур Векторы. Метод координат Длина окружности. Площадь круга Решение текстовых задач Задачи на зависимости между величинами в виде формул 1 2 1 1 1 1 1 29-30 31 Прикладные задачи геометрии Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков 2 1 32 33 34 Вероятность Решение комбинаторных задач Итоговое занятие 1 1 1 систем линейных уравнений. функция. и котангенс. Чтение 2 2 1 1 Основные 2 тригонометрических выражений 5 2 2