Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Высокие технологии» для 9 классов составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), 2010 г.; Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №106. Место предмета в учебном плане Продолжительность курса – 1 год. (34 часа). Курс предназначен для учеников 9го класса. Режим занятий – 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать задания для учащихся различной степени подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников. Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при самостоятельной работе возможны оперативные консультации учителя. Для текущего контроля учащихся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся самостоятельно Курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий в формате ОГЭ. Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ОГЭ в бумажном и электронном виде. Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате ОГЭ. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса. В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 106, составленном на основе соответствующих нормативных документов, рабочая программа рассчитана на преподавание в 9 классах в объеме 34 часов. Количество часов в год – 34 часа. Количество часов в неделю – 1 час. Количество практических работ 19. Цель: - систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. 2 задачи: ● выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике; ● сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; ● сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; ● развить интерес и положительную мотивацию изучения информатики. Предполагаемые результаты курса: Личностные результаты: 1. Осознание этнической принадлежности, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и классе в целом. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Обучающийся научится: 1. Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности: ● идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; ● выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ● ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; ● формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; 2. Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 3 Обучающийся сможет: ● определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; ● определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; ● выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; ● составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); ● определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения. 3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: ● определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; ● отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; ● оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; ● устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; ● сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: ● определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; ● свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; ● оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: ● наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; ● соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; ● принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; ● самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ● ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или 4 параметры этих деятельности. действий привели к получению имеющегося продукта учебной Познавательные УУД Обучающийся научится: 1. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: ● выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство; ● объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; ● выделять явление из общего ряда других явлений; ● строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; ● строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; ● излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; ● самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; ● делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: ● обозначать символом и знаком предмет и/или явление; ● определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; ● строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; ● строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; 3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: ● находить в тексте требуемую информацию; ● ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; ● резюмировать главную идею текста; ● преобразовывать текст; ● критически оценивать содержание текста. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: 1. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с 5 учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: ● определять возможные роли в совместной деятельности; ● играть определенную роль в совместной деятельности; ● принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; ● определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; ● корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии; ● критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; ● предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; ● выделять общую точку зрения в дискуссии; ● договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; ● организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). 2. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Обучающийся сможет: ● определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; ● отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); ● представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности; ● соблюдать нормы публичной речи; ● высказывать и обосновывать мнение (суждение); ● принимать решение в ходе диалога; ● делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации. Предметные результаты: ● дальнейшее формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; ● углубление понятий представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; ● закрепление развития алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; 6 ● развитие умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; ● углубление навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Содержание курса ● Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике» 1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ по информатике. ОГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности проведения ОГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ОГЭ. ● Раздел 2 «Тематические блоки» 2.1. Тематический блок «Количественные параметры информационных объектов» Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации. Кодирование и декодирование информации. 2.2. Тематический блок «Значение логического выражения» Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Кодирование и декодирование информации. Логические значения, операции, выражения 2.3. Тематический блок «Формальные описания реальных объектов и процессов» Элементы содержания: формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. 2.4. Тематический блок «Файловая система организации данных» Элементы содержания: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Файлы и файловая система. 2.5. Тематический блок «Формульная зависимость в графическом виде» Элементы содержания: математические инструменты, электронные таблицы. 2.6. Тематический блок «Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд» Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Алгоритмические конструкции. 2.7. Тематический блок «Кодирование и декодирование информации» Элементы содержания: процесс передачи информации, источник и приемник информации. Кодирование и декодирование информации. 2.8. Тематический блок «Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке» Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. 2.9. Тематический блок «Простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке» 7 Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. 2.10. Тематический блок «Циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке» Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья 2.11. Тематический блок «Анализирование информации, представленной в виде схем» Элементы содержания: формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Диаграммы, планы, карты 2.12. Тематический блок «Осуществление поиска в готовой базе данных по сформулированному условию» Элементы содержания: базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных 2.13. Тематический блок «Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации» Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации. Запись изображений и звука с использованием различных устройств. Запись текстовой информации с использованием различных устройств 2.14. Тематический блок «Простой линейный алгоритм для формального исполнителя» Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании 2.15. Тематический блок «Скорость передачи информации» Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, скорость передачи информации 2.16. Тематический блок «Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки» Элементы содержания: обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья 2.17. Тематический блок «Информационно-коммуникационные технологии» Элементы содержания: электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета) 2.18. Тематический блок «Поиск информации в Интернет» Элементы содержания: компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги, поисковые машины, формулирование запросов. 2.19. Тематический блок «Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных» Элементы содержания: таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических 8 формул и вычисления по ним. 2.20.1 Тематический блок «Короткий алгоритм в среде формального исполнителя» Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья. 2.20.2 Тематический блок «Короткий алгоритм на языке программирования» Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья. ● Раздел 3. «Тренинг по вариантам» 3.1. Государственная итоговая аттестация по информатике. Выполнение тренировочных заданий. Проведение пробного ОГЭ с последующим разбором результатов. Тематическое планирование № урока 1 2 3 4 5-6 7 8-9 10 11 12-13 14-15 16 17 Всего Теория Практика часов Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике Тема урока Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ по информатике Тематические блоки Количественные параметры информационных объектов Значение логического выражения Формальные описания реальных объектов и процессов Файловая система организации данных Формульная зависимость в графическом виде Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд Кодирование и декодирование информации Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке Простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке Циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке Анализирование информации, представленной в виде схем Осуществление поиска в готовой базе данных по сформулированному условию 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 9 18 19 20 21-22 23-24 25 26-27 28-29 30-31 Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации Простой линейный алгоритм для формального исполнителя Скорость передачи информации Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки Информационно-коммуникационные технологии Поиск информации в Интернет Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных Короткий алгоритм в среде формального исполнителя Короткий алгоритм на языке программирования 32-34 Государственная итоговая аттестация по информатике Итого 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 3 3 34 15 19 10