ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности «MUZLAB» для учащихся 106 школы составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), 2010 г.; Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №106. Место предмета в учебном плане В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 106, составленном на основе соответствующих нормативных документов, рабочая программа рассчитана на преподавание в 7-11 классах в объеме 34 часов. Количество часов в год – 34 часа. Количество часов в неделю – 1 час. Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по звукорежиссуре, сценическому мастерству и аранжировке, развитие их творческого мышления и логической культуры. Основной особенностью этого курса является отработка заданий по всем разделам курса звукорежиссуры, сценического мастерства и аранжировки. Курс предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по звукорежиссуре, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд метапредметных связей. Цель программы: Получить первоначальные знания в теории и практике звукорежиссуры, сценического поведения и аранжировки, изучить методы обработки и монтажа звука, выстроить личный бренд артиста. Задачи Научить пользоваться звукозаписывающими программами Формировать знания о звукоусиливающей аппаратуре Обучить подключать звукоусиливающую аппаратуру разной сложности. Формировать фонотеку музыкальных файлов, используемых на концертах Развивать музыкальный слух Развивать музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Научить приемам аранжировки и музыкальной обработки произведения, работы над авторским материалом Выстроить личный бренд артиста ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «MUZLAB» 7-11 КЛАССЫ Сформированная в скрытом образовательном пространстве МАОУ СОШ №106 обогащенная, музыкально-технологическая образовательная среда станет ещё одним фактором развития творческой индивидуальности учителя, ученика и родителей, стимулом для появления новых образовательных инициатив. Атмосфера творческой деятельности, созданная педагогическим коллективом, учащимися, родителями в ходе организованного по-новому (проектная деятельность) образовательного процесса сформирует не только ключевые компетентности, культуру существования в среде, но и эмоционально ценностное отношение к любому делу. Эмоционально-ценностное отношение учащихся к явлениям действительности и искусства; Развитие целого ряда умений и навыков в области музыки и творческой деятельности Проявление в работах индивидуальных творческих способностей, воображения, фантазии, пространственного и конструктивного мышления; Сформированная способность работать в сотрудничестве и как следствие – успех всего коллектива. Реализация творческого потенциала воспитанников в индивидуальном и совместном творчестве, в проектной деятельности, с презентацией работ на выставках и конкурсах. В результате изучения курса «MUZLAB» 7-11 классы должны быть достигнуты определенные результаты. Личностными результатами является формирование следующих действий: сформированность личностных познавательных, интеллектуальных и творческих способностей и интересов в предметной технологической деятельности и необходимости непрерывного образования в современном обществе Л1; самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений и навыков; мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода ♦ развитие теоретического, технико-технологического, творческого и исследовательского мышления ♦ развитие трудолюбия и ответственности, стремление к эффективной трудовой деятельности; ♦ толерантное осознание, готовность и способность вести диалог с другими людьми, находить общие цели для их достижений ♦ формирование эмоционально-личностного отношения к ценностям мировой музыкальной культуры Л9. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: умение адекватно оценивать себя, свои способности; видеть связь между затраченными усилиями и достигнутыми результатами Р1; умение самостоятельно определять способы решения учебных, творческих, исследовательских и социальных задач на основе заданных алгоритмов Р2; формирование умений продуктивно работать, общаться и взаимодействовать друг с другом, планировать и выполнять совместную коллективную работу, корректировать результаты совместной деятельности Р3; владение навыками исследовательской и проектной деятельности, определение целей и задач, планирование деятельности, построение доказательств в отношении выдвинутых гипотез, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов; формулирование выводов, представление и защита результатов исследования в заданном формате; овладение нормами и правилами культуры труда на рабочем месте и правилами безопасности при выполнении различных технологических процессов Р6. Познавательные УУД: В познавательной сфере: владение базовыми понятиями и терминологией подбор материалов, инструментов, оснастки, оборудования в соответствии с технологической, технической документацией П3; В ценностно-мотивационной сфере: умение ориентироваться в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей осознание ответственности за здоровый образ жизни, качество результатов труда, экономии материалов, сохранение экологии П11. В трудовой сфере: умение планировать процесс труда, технологический процесс с учетом характера объекта труда и применяемых технологий П14; участие в творческой деятельности, владение приемами исследовательской деятельности П17; соблюдение культуры труда, трудовой и технологической дисциплины, норм и правил безопасности работ, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены П18; умение самостоятельно выполнять отбор информации с использование различных источников информационных технологий, для презентации результатов практической и проектной деятельности П19; В физиолого-психологической сфере: сочетание образного и логического мышления в процессе трудовой, проектной и исследовательской деятельности П21; развитие моторики, координации и точности движений рук при выполнении различных технологических операций, при работе с ручными и механизированными инструментами. В эстетической сфере: умение эстетически и рационально оснастить рабочее места, с учетом требований эргономики и научной организации труда П23; умение проектировать с учетом требований музыкально-компьютерных технологий, эргономики и эстетики овладение методами оформления музыкальных композиций , обеспечения сохранности продуктов труда, разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда Коммуникативные УУД: практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра,; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска необходимой учебной и социальной информации П26; умение работать в коллективе при выполнении практических и проектных работ, с учетом общности интересов и возможностей всех участников трудового коллектива, установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; умение публично отстаивать свою точку зрения, выполнять презентацию и защиту проекта изделия, продукта труда или услуги Учебно-тематический план № Раздел I. я Раздел II. 1 2 3 Раздел III 1 Разделы, название темы. Часы Звукорежиссура теория Общие вопросы звукорежиссуры, аранжировки и 2 ч. сценического поведени Работа над авторским материалом: аранжировка, работа над текстами, визуализация выступления Общие вопросы аранжировки: выстраивание аранжировочного плана Ритмико-мелодические инструменты: роль в аранжировке, занятия с приглашенными экспертами Вокал как неотъемлемая часть песни: работа над вокальными данными Сценическое поведение Сценическое поведение: основы сценического практика 2ч 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 3 Раздел IV 1 2 Раздел V Итого: поведения Роль сценического поведения в выступлении: выстраивание номеров участников Сценическое поведение и исполнение: основные вопросы Выстраивание личного бренда артиста Личный бренд артиста: как себя позиционировать в медиа-пространстве Личный бренд артиста: взаимосвязь музыки и внешнего вида артиста Работа над итоговым концертом выпуска 2 ч. 2ч . 2 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1ч 2 ч. 34 ч. Содержание программы Раздел I. Звукорежиссура Первые звукозаписывающие аппараты. Возникновение фонографа. Возникновение магнитной записи. Типы микрофонов. Предназначение микрофонов. Основные характеристики микрофонов. Питание конденсаторных микрофонов, его источники. Беспроводные системы. Типы звукорежиссерских пультов в зависимости от назначения и области применения: пульты для больших студий, выносные малогабаритные пульты, пульты для озвучивания концертных залов, Общее описание и основные функциональные характеристики. Акустика аппаратной звукорежиссера, ее нейтральность. Основные технические характеристики и квалификация контрольных агрегатов. Студийные мониторы, их размещение. Специальные малые звуковые контрольные агрегаты. Обратный контроль записи. Акустические системы концертных комплексов, мониторные системы. Правила безопасности при работе со звуком большой мощности. Раздел II. Работа над аранжировкой Умение работать с авторским материалом, аранжировывать и систематизировать произведения. Умение пропевать простейшие мелодии с названием нот, интонирование простейших музыкальных интервалов. Умение ориентироваться в нотном тексте, хоровых и вокальных партиях. Развитие артикуляционного аппарата; приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера; развития метроритмических навыков, ощущения темпоритма. Правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки; приёмы работы с микрофоном. Раздел III Сценическое движение Сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений; знакомство с элементами пластики, сценодвижения и хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления. Обучение приемам сценической работы и сценического мастерства. Сценография и воплощение замыслов учащихся. Раздел IV Личный бренд артиста Цели, задачи, принципы, функции, подфункции и виды личного бренда. Маркетинговые исследования. Этапы, инструментарий, техники маркетингового исследования. Сегментация рынка. Позиционирование товара. Исследование спроса. Разработка плана (программы) по продвижению личного бренда. Структура плана (программы) маркетинга и методы его разработки. Личный бренд и управление. Тематическое планирование № Содержание урока урока 1 2 3 4 5 6 7 8 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Колво часов Раздел I. Введение в специальность. Теория. Общие вопросы 1 ч. звукорежиссуры. Раздел I. Введение в специальность. Теория. Общие вопросы 1 ч. звукорежиссуры. Раздел I. Введение в специальность. Практика. Общие вопросы 1 ч. звукорежиссуры. Работа с аппаратурой Раздел I. Введение в специальность. Практика. Общие вопросы 1 ч. звукорежиссуры. Работа с аппаратурой Раздел II. Теория. Общие вопросы аранжировки. 1 ч. Раздел II. Теория. Общие вопросы аранжировки. Выстраивание 1 ч. аранжировочного плана Раздел II. Практика. Общие вопросы аранжировки. Выстраивание 1 ч. аранжировочного плана Раздел II. Теория. Ритмико-мелодические инструменты: роль в 1 ч. аранжировке Раздел II. Практика.. Ритмико-мелодические инструменты: занятия 1 ч. с приглашенными экспертами Раздел II. Практика. Ритмико-мелодические инструменты: роль в 1 ч. аранжировке Раздел II. Теория. Ритмико-мелодические инструменты: занятия с 1 ч. приглашенными экспертами Раздел II. Теория Вокал как неотъемлемая часть песни: 1 ч. Раздел II. Практика. работа над вокальными данными 1 ч. Раздел II. Теория Вокал как неотъемлемая часть песни: 1 ч. Раздел II. Практика. работа над вокальными данными 1 ч. Раздел III. Теория. Сценическое поведение 1 ч. Раздел III. Практика. Сценическое поведение 1 ч. Раздел III. Теория. Сценическое поведение: основы сценического 1 ч. поведения Раздел III. Практика. Сценическое поведение: основы 1 ч. сценического поведения Раздел III. Теория. Роль сценического поведения в выступлении 1 ч. Раздел III. Практика. Роль сценического поведения в выступлении 1 ч. Раздел III. Теория. Роль сценического поведения в выступлении: 1 ч. выстраивание номеров участников Раздел III. Практика Роль сценического поведения в выступлении: 1 ч. выстраивание номеров участников Раздел III. Теория. Сценическое поведение и исполнение Раздел III. Практика. Сценическое поведение и исполнение Раздел III. Теория. Сценическое поведение и исполнение: основные вопросы 28 Раздел III. Практика. Сценическое поведение и исполнение: основные вопросы 29 Раздел IV. Теория Личный бренд артиста: как себя позиционировать в медиа-пространстве 30 Раздел IV. Практика. Личный бренд артиста: как себя позиционировать в медиа-пространстве. Презентация 31 Раздел IV. Теория Личный бренд артиста: взаимосвязь музыки и внешнего вида артиста 32 Раздел IV. Практика. Личный бренд артиста: взаимосвязь музыки и внешнего вида артиста 33 Раздел V. Практика. Работа над итоговым концертом выпуска 34 Раздел V. Практика. Работа над итоговым концертом выпуска Предметными результатами изучения технологии являются формирование умений: 25 26 27 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. следующих Знать и понимать специфику работы современного звукорежиссера , артиста, вокалиста выразительные средства звукозаписи, принципы и приемы звукорежиссуры выразительные средства музыкальных инструментов и вокала, принципы и приемы игры и работы с музыкальными инструментами основные типы цифровой техники, современное звукотехническое оборудование студий, принципы акустических процессов в закрытых помещениях; основные принципы устройства, работы и построения современных электронных приборов, используемых при записи и воспроизведении звука; подключать и настраивать звукотехническую аппаратуру перед мероприятием Работать над аранжировками и использовать различные приемы и варианты аранжировок навыками сведения музыки в живом формате оперативно работать с большим количеством микрофонов; быстро реагировать на какие-либо изменения происходящие на сцене. 2. Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: способствовать формированию хорошего музыкального вкуса у современных детей и подростков, повышению их музыкальной культуры; формирование социокультурного пространства для осуществления творческого взаимодействия детей и педагогов, занимающихся музыкальным творчеством, и реализации разнообразных проектов, связанных с песенно-музыкальным творчеством детей и юношества. 3. Приобретение опыта самостоятельного социального действия: использовать умения и навыки работы с техникой и музыкальным материалом проявлять инициативу в музыкально-эстетической жизни класса, школы, города (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты, дискотеки и др.); совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки. Использованная литература. 1. 2. 3. 4. 5. Книга "Основы звукорежиссуры" (Дворко Н.И., Динов В.Г., Шугаль С.Г. и др.) Книга "Запись и редактирование звука. Музыкальные эффекты" (Загуменов А.П.) Книги "Искусство сведения" (Д. Гибсон) и "Творческая звукозапись" (Пол Уайт) Статьи "10 шагов к звуковому пейзажу" (Говард Магнум) и "20 советов Пола Уайта". Браславский Д. «Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокальноинструментальных ансамблей» М., 1993 г. 6. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия», 2000г. 7. Кузнецов В. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях. - М.: Музыка, 2000.