РП Основы безопасности жизнедеятельности

Приложение 20 к Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ СОШ № 106

Полякова
Марина
Юрьевна

Подписан: Полякова Марина Юрьевна
DN: C=RU, OU=Директор, O=МАОУ
СОШ №106, CN=Полякова Марина
Юрьевна, E=soch106@eduekb.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: 620085, г.
Екатеринбург, ул. Титова, 28А
Дата: 2021.01.20 14:38:53+05'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»

предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»

ОГЛАВЛЕНИЕ:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; примерной программы по учебному предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности».
Рабочая программа 8 - 9 классов рассчитана на 35 часов в год, по 1 часу в неделю; всего 70 час за два года обучения.
Цели: изучение и освоение учащимися интегрированных знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности, формирование желания и потребности к обеспечению личной и общественной безопасности
Задачи: изучение и освоение основ ЗОЖ и культуры здоровья, изучение знаний и освоение навыков безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания ПМП, изучение и овладение навыками
обеспечения личной безопасности в повседневной жизни,продолжить изучение вопросов безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, продолжить изучение и овладение навыками оказания первой медицинской помощи и стремления к ведению здорового образа жизни, изучить с учащимися комплекс проблем безопасности на современном этапе развития цивилизации, довести до учащихся основные положения Конституции РФ о воинской обязанности граждан; ознакомить с историей и традициями Вооруженных Сил России.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной
реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека.
Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время
вопросы обеспечения основ безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и
государства.
Под основой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в
системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Формирование современного уровня основ безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы
безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку обучающихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.
Важнейшим требованием проведения современного урока по ОБЖ является обеспечение дифференцированного и индивидуального
подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:

- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных
ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
1. В познавательной сфере:
- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о
правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной
информации, получаемой из различных источников;
- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в
конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
4. В эстетической сфере:
- умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
5. В трудовой сфере:
- знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
- умения оказывать первую медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры:
- формирование установки на здоровый образ жизни;

- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы
выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической
культурой и спортом.

СОДЕРЖАНИЕ
№
п/п
1

Название темы
(раздела)
Основные виды и
причины опасных
ситуаций техногенного
характера.

Количество
часов
3

2

Пожары и взрывы

5

3

Аварии с выбросом
опасных химических
веществ.

5

4

Аварии с выбросом
радиоактивных веществ

4

Содержание

Предметные результаты

Классификация
аварий,
катастроф,
ЧС
техногенного
характера.Источники
ЧС
техногенного характера. Причины и стадии
развития
техногенных
происшествий.Чрезвычайные
ситуации
техногенного характера и поведение в случае
их возникновения. Эвакуация населения.
Причины
возникновения
пожаров,
статистические
данные
по
пожарам,
классификация
пожароопасных
объектов.
Взрывы, взрывоопасные объекты. Условия и
причины возникновения пожаров и взрывов.
Последствия пожаров и взрывов. Правила
безопасного поведения при пожарах и угрозе
взрывов. Эвакуация по пожарной тревоге.
Противопожарная безопасность на объектах.
Опасные химические вещества и объекты.
Средства коллективной защиты и правила
пользования ими.Поражающие факторы и
характеристики АХОВ. Эвакуация населения
Основы
безопасного
поведения
в
чрезвычайных ситуациях с выбросом АХОВ.
Радиоактивность и радиационно опасные
объекты. Ионизирующее излучение, источники,
последствия воздействия. Основы безопасного
поведения
в
чрезвычайных
ситуациях.
Характеристика
очагов
поражения
при
радиационных авариях.Правила поведения и
действия населения при радиационных авариях
и радиоактивном загрязнении месности.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне обучающийся должен
знать/понимать:
- основные состовляющие здорового
образа жизни, обеспечивающие
духовное, физическое и социальное
благополучие;
потенциальные
опасности
природного,
техногенного
и
социального
характера,
возникающие
в
повседневной
жизни, их возможные последствия и
правила личной безопасности;
- наиболее часто возникающие
чрезвычайные ситуации природного,
техногенного
и
социального
характера,
их
последствия
и
классификацию;
- организацию защиты населения от
ЧС природного и техногенного
характера;
- приемы и правила оказания первой
медицинской помощи;
Уметь:
предвидеть
возникновение
наиболее
часто
встречающихся
опасных
ситуаций
по
их
характерным признакам, принимать
решения и действовать, обеспечивая

5

Гидродинамические
аварии

4

6

Нарушение
экологического
равновесия,экологическая
безопасность.

6

7

Опасные ситуации в
повседневной жизни

5

8

Первая медицинская
помощь при неотложных
состояниях

3

Гидротехнические сооружения и аварии на
них.Причины и виды гидродинамических
аварий. Правила поведения при угрозе и во
время гидродинамических аварий. Первая
помощь пострадавшим, эвакуация .
Экология
–
понятие.
Экологическая
безопасность. Биосфера и человек. Загрязнение
атмосферы, почвы, природных вод. Меры
безопасности при пребывании человека на
территории
с
неблагоприятными
экологическими
факторами.
Предельно
допустимые концентрации (ПДК) вредных
веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые
приборы контроля качества окружающей среды
и
продуктов
питания.
Экологическая
обстановка в России.
Правила дорожного движения (в части,
касающейся
пешеходов,мопедов
и
велосипедистов). Опасные ситуации на
транспорте.
Поведение
пассажиров
в
общественном
транспорте
Ситуации
криминогенного
характера,
меры
предосторожности и правила поведения.
Элементарные способы самозащиты.Опасные
ситуации и меры предосторожности в местах
большого скопления людей (в толпе, местах
проведения
массовых
мероприятий,
на
стадионах).Поведение при похищении или
захвате в качестве заложника.
Меры
предосторожности при угрозе совершения
террористического акта. Вредные привычки и
их
профилактика.
Основные
правила
пользования
бытовыми
приборами
и
инструментами, средствами бытовой химии,
персональными компьютерами и др.
Факторы, укрепляющие и разрушающие
здоровье. Оказание первой медицинской
помощи. Первая медицинская помощь при

личную безопасность;
грамотно
действовать
при
возникновении
угрозы
чрезвычайной ситуации и во время
чрезвычайной ситуации;
- оказывать первую медицинскую
помощь
при
неотложных
состояниях;
- соблюдать правила дорожного
движения в качестве пешехода,
пассажира и водителя транспортного
средства (велосипеда, мопеда);
- действовать при возникновении
пожара в жилище и использовать
подручные средства для ликвидации
очага возгорания;
- перечислять последовательность
действий
при
оповещении
о
возникновении
угрозы
чрезвычайной ситуации и во время
чрезвычайной ситуации.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для ведения здорового образа жизни;
- оказания первой медицинской помощи;
- обеспечения личной безопасности
в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях.

отравлениях, ожогах, отморожениях, ушибах,
кровотечениях.

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Наименование разделов и тем
Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера
Пожары и взрывы
Аварии с выбросом опасных химических веществ
Аварии с выбросом радиоактивных веществ
Гидродинамические аварии
Нарушение экологического равновесия
Опасные ситуации в повседневной жизни
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
Итого

Количество часов
3
5
5
4
4
6
5
3
35

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Приложение к рабочей программе учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», 8 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Наименование разделов и тем уроков
Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера. Аварии катастрофы ЧС природного
характера.
Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера. Источники ЧС техногенного
характера.
Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера. Основные причины и стадии
развития техногенных происшествий.
Пожары и взрывы. Пожары.
Пожары и взрывы. Взрывы.
Пожары и взрывы. Условия и причины возникновения пожаров и взрывов.
Пожары и взрывы. Последствия пожаров и взрывов.
Пожары и взрывы. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.
Аварии с выбросом опасных химических веществ. Опасные химические вещества и объекты.
Аварии с выбросом опасных химических веществ. Характеристика АХОВ и их поражающих факторов.
Аварии с выбросом опасных химических веществ.Причины и последствия аварий на химически опасных
объектах.
Аварии с выбросом опасных химических веществ. Правила поведения при авариях на ХОО.
Аварии с выбросом опасных химических веществ. Первая помощь пострадавшим от АХОВ.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Радиоактивность и радиационно опасные объекты.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Ионизирующее излучение.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях
и.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Правила поведения и действия населения при радиационных
авариях и радиоактивном загрязнении местности.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Гидродинамические аварии. Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения.
Гидродинамические аварии. Причины и виды гидродинамических аварий.
Гидродинамические аварии. Последствия гидродинамических аварий.
Гидродинамические аварии. Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий.
Нарушение экологического равновесия, экологическая безопасность. Экология и экологическая
безопасность.
Нарушение экологического равновесия, экологическая безопасность. Биосфера и человек.
Нарушение экологического равновесия, экологическая безопасность. Загрязнение атмосферы.
Нарушение экологического равновесия, экологическая безопасность. Загрязнение почв.
Нарушение экологического равновесия, экологическая безопасность. Загрязнение природных вод .
Нарушение экологического равновесия, экологическая безопасность. Предельно допустимые концентрации
загрязняющих веществ.
Опасные ситуации в повседневной жизни. Правила дорожного движения для велосипедистов.
Опасные ситуации в повседневной жизни. Велосипед, мопед, мотоцикл. Правила пользования и движения.
Опасные ситуации в повседневной жизни. Водитель-главный участник дорожного движения.
Опасные ситуации в повседневной жизни. Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и
правила поведения.
Опасные ситуации в повседневной жизни. Меры предосторожности при угрозе совершения
террористического акта.
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. Оказание первой помощи пострадавшему.
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. Искусственная вентиляция лёгких, наружный
массаж сердца.
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. Резервный урок .Практика первой помощи
пострадавшему.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Приложение к рабочей программе учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», 9 класс (проект)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Наименование разделов и тем уроков
Россия в мировом сообществе.
Национальные интересы России в современном мире.
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.
Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация.
Ч.С. природного характера, их причины и последствия.
Ч.С.техногенного характера их причина и последствия
Военные угрозы национальной безопасности России.
Международный терроризм- угроза национальной безопасности России.
Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.
Единая государственная система предупреждения и ликвидация ЧС (РСЧС)
Г О как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.
МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС
Мониторинг и прогнозирование ЧС.
Инженерная защита населения и территорий от ЧС
Оповещение населения о ЧС
Эвакуация населения.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.
Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом.
Система борьбы с терроризмом.
Правила поведения при угрозе террористического акта.

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Государственная политика противодействия наркотизму.
Профилактика наркомании.
Здоровье человека как индивидуальная так и общественная ценность
Здоровый образ жизни и его составляющие.
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России
Ранние половые связи и их последствия.
Инфекции, передаваемые половым путем.
Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе. Семья и здоровый образ жизни человека
Брак и семья
Основы семейного права в Российской Федерации.
Первая медицинская помощь при массовых поражениях

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

34
35

Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ.
Первая доврачебная помощь при ДТП. Оказание первой помощи при потере сознания, остановке дыхания и
нарушении кровообращении

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».