Приложение 10 к Основной образовательной программе начального общего образования МАОУ СОШ №106 Поляков а Марина Юрьевна Подписан: Полякова Марина Юрьевна DN: C=RU, OU=Директор, O=МАОУ СОШ №106, CN=Полякова Марина Юрьевна, E=soch106@eduekb.ru Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: 620085, г. Екатеринбург, ул. Титова, 28А Дата: 2021.01.20 13:36:23+05'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Светская этика» предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» Содержание. 1. Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 1. Пояснительная записка Рабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для 4 класса МАОУ СОШ №106 разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской этики» для 4 класса автора А.И. Шемшуриной. Цели курса: Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Задачи курса: знакомство учащихся с основами светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. На уроках светской этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни. Изучая основы светской этики учащиеся знакомятся с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета. Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе. Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодоб- ряемых формах поведения в обществе. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения. В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения содержания курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности — воспроизводящем, преобразующем и творческопоисковом. Выполняя эти задания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разрешения родителей прибегают к ресурсам Интернета. В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения. Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» относятся: взаимные вопросы и задания групп, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация (театрализация). На изучение курса «Основы светской этики» в начальной школе выделяется в 4 классе 35 часов, 1 ч в неделю 2. Планируемые результаты освоения учебного курса Выпускник научится: – раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.); – на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества; – излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества; – соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики; – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Выпускник получит возможность научиться: – развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально- нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики; – устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями; – выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; – акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. Планируемые результаты изучения курса «Основы светской этики» Личностные результаты 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; 2) формирование семейных ценностей; 3) становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 4) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Метапредметные результаты 1) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 2) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий; 3) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета Предметные результаты 1) Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 2) понимание значения нравственности в жизни человека и общества; 3) формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России; 4) первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре; 5) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; 6) осознание ценности человеческой жизни. 3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение темы и их содержание № Название темы Колво часов Содержание 1 Введение 1 Этика – наука о нравственной жизни человека 2 Этика общения 4 Добрым жить на белом свете веселей. Проявление заботы и внимания по отношению к другим людям. Правила общения для всех. Знакомство с золотым правилом этики. От добрых правил – добрые слова и поступки. Создаем копилку добрых дел. Каждый интересен. Выделение основным правил общения друг с другом. Предметные результаты Обучающийся научится: • характеризовать понятие « светская этика». Обучающийся научится: • на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества. 3 Этикет 4 Премудрости этикета. Знакомство с правилами этикета. Красота этикета. Применение этикета в различных жизненных ситуациях Сравнение простых школьных и домашних правил этикета. Чистый ручеек нашей речи. Характеристика и определение понятия «речь», его смыслового значения Обучающийся научится: • излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества; • соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики. 4 Этика человеческих отношений. 4 Этическая основа понятия «душа», его определение и образные характеристики. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Осознание значения природы для человека. Чувство Родины. Определение взаимосвязи человека с Родиной Познание себя и других людей через общение и взаимодействие с ними Обучающийся научится: • устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями. 5 Этика отношений в коллективе 5 Определение главных характеристик и значимых принципов коллективных отношений. Коллектив начинается с меня. Пути сближения в коллективных отношениях, важные правила для каждого Мой класс мои друзья. Преодоление обид и позитивность стремлений в дружеских отношениях. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Основная суть простых нравственных правил Обучающийся научится: • устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей в коллективе. 6 Простые нравственные истины 4 Жизнь священна. Различие материальных и духовных потребностей, их смысловая значимость. Человек рожден для добра. Определение взаимосвязи сказок и народных пословиц в преодолении зла. Милосердие – закон жизни. Знакомство с нравственными истинами милосердия. Жить во благо себе и другим. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения. Обучающийся научится: • понимать значение нравственности в жизни человека и общества; • осознавать ценность человеческой жизни. 7 Душа обязана трудиться 4 Следовать нравственной установке. Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре. Достойно жить среди людей. Сопоставление общих правил разных народов. Уметь понять и простить. Сопоставление своего мнения с мнениями других людей. Простая этика поступков и определение её сути. Обучающийся научится: • излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества; • соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики. 8 Посеешь поступок – пожнешь характер 4 Общение и источники преодоления обид. Нахождение путей преодоления неприятных моментов общения. Ростки нравственного опыта поведения. Практические действия для сокращения расстояния между «знаю» и «поступаю» Доброте сопутствует терпение. Определение взаимосвязи между добротой и терпением. Действия с приставкой «со». Осознание своей полезности другому человеку. Обучающийся научится: • понимать значение нравственности в жизни человека и общества; • соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики. 9 Судьба и Родина едины 5 С чего начинается Родина. Соотношение понятий Родина и Отечество. В тебе рождается патриот и гражданин. Знакомство с понятиями патриот, гражданин. Человек – чело века. Определение сути человека в опыте поколений. Слово, обращенное к себе. Итоговое творческое сочинение. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Обучающийся научится: • поступать согласно своей совести, применяя принципы нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России. Тематическое планирование (Приложение к рабочей программе учебного предмета «Основы религиозых культур и светской этики», модуль «Светская этика») А.И. Шемшурина «Основы светской этики», М., Просвещение 4 класс № урока 1. 2 3 4 5 6.. 7 8 9. 10 11 12. 13 14 Тема урока Введение (1ч.) Этика-наука о нравственной жизни человека. Первоначальное представление о светской этике. Этика общения(4ч) Добрым жить на белом свете веселей..Проявление заботы и внимания по отношению к другим людям. Правила общения для всех. Знакомство с золотым правилом этики. От добрых правил добрые дела и поступки. Создаем копилку добрых дел. Каждый интересен. Выделение основных правил общения друг с другом. Этикет.(4ч) Премудрости этикета. Знакомство с правилами этикета. Красота этикета. Применение этикета в различных жизненных ситуациях. Сравнение простых школьных и домашних правил этикета. Чистый ручеек нашей речи. Характеристика и определение понятия «речь»,его смысловое значение. Этика человеческих отношений.(4ч.) Этическая основа понятия «душа»,его определения и образные характеристики. Природа –волшебные двери к добру и доверию. Осознание природы для человека. Чувство Родины. Определение взаимосвязи человека с Родиной. Познание себя и других людей через общение и взаимодействие с ними. Этика отношений в коллективе (5ч.) Определение главных характеристик и значимых принципов коллективных отношений. Коллектив начинается с меня. Пути сближения в коллективных отношениях, важные правила для каждого. Количество 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 16 17 18 19 20 21 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Творческое сочинение «Наш Класс». Мой класс. Мои друзья. Преодоление обид и позитивность стремлений в дружеских отношениях. Ежели вы душевны и к этике не глухи. Основная суть простых и нравственных правил. Простые нравственные истины.(4ч.) Жизнь священна. Различие материальных и духовных потребностей, их смысловая значимость. Человек рожден для добра. Определение взаимосвязи сказок и народных пословиц. Милосердие-закон жизни. Знакомство с нравственными истинами милосердия. Жить во благо себе и другим. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных норм поведения. Душа обязана трудиться(3ч) Следовать нравственной установке. Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре. Достойно жить среди людей. Сопоставление общих правил разных народов. Простая этика поступков и определение ее сути. Посеешь поступок, пожнешь характер(4ч) Общение и источники преодоления обид. Нахождение путей преодоления неприятных моментов общения. Ростки нравственного опыта поведения. Практические действия между «знаю» и «поступаю» Доброте сопутствует терпение. Определение взаимосвязи между добротой и терпением. Осознание своей полезности другому человеку. Судьба и Родина едины (6ч) С чего начинается Родина. Соотношение понятий Родина и Отечество. В тебе рождается патриот и гражданин. Знакомство с понятиями патриот и гражданин. Человек-чело человека. Определение сути человека в опыте поколений. Слово, обращенное к себе. Итоговое творческое сочинение. Презентация творческих проектов на тему: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» Итоговый урок. Стихи, песни, кухня народов России. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1