Приложение 9 к Основной образовательной программе начального общего образования МАОУ СОШ №106 Поляков а Марина Юрьевна Подписан: Полякова Марина Юрьевна DN: C=RU, OU=Директор, O=МАОУ СОШ №106, CN=Полякова Марина Юрьевна, E=soch106@eduekb.ru Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: 620085, г. Екатеринбург, ул. Титова, 28А Дата: 2021.01.20 13:40:58+05'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» предметной области «Искусство» 1 Содержание. 1. Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 2 1. Пояснительная записка Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Цель учебного курса «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоциональнонравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях. Задачи учебного курса «Изобразительное искусство»: совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний; развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); формирование навыков работы с различными художественными материалами; воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности; освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества; овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса. Основной формой учебной деятельности является урок. Темы и задания уроков предполагают использование различных видов форм обучения: фронтальные, групповые, парные, коллективные, индивидуальные, индивидуально-групповые. 3 На освоение программного материала в 1 классе отводится 33 часа, во 2, 3, 4 по 35 часа, всего - 138 часов за 4 года обучения. Количество часов в неделю – 1. Количество часов в 1 четверти – 9, количество часов во 2 четверти -8, количество часов в 3 четверти -11, количество часов в 4 четверти – 9 . Классы 1 2 3 4 Итого Количество часов в неделю 1 1 1 1 4 Количество учебных недель 33 35 35 35 138 33 35 35 35 138 Итого 2.Планируемые результаты освоения учебного курса В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»: 1. чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; 2. уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; 3. понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; 4. сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; 5. сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств; 6. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 7. овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; 8. умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; 9. умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: 1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 4 2. овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; 3. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 5. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; 6. овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; 7. использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; 8. умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; 9. умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; 10. осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: 1. сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; 2. сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; 3. овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; 4. овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); 5. знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); 6. знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; 7. понимание образной природы искусства; 8. эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; 9. применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; 10. способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; 11. умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 12. усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; 13. умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; 14. способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; 5 15. способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; 16. умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; 17. освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; 18. овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 19. умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; 20. умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; 21. изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; 22. способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; 23. умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. 3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение темы и их содержания № 1 Название темы Колво часов Содержание Предметные УУД Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения 8 Изображения в жизни человека. Предмет «Изобразительное искусство». Красота и разнообразие окружающего мира природы. Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы. Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев. Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах. Знакомство с «пятном» как способом обучающиеся научатся: - различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; - узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар; - узнавать отдельные произведения выдающихся художников и 6 2 Ты украшаешь. Знакомство с мастером Украшений 8 изображения на плоскости. Образ на плоскости. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Наблюдение над образами на основе пятна в иллюстрациях известных художников к детским книгам о животных народных мастеров; Беседа «Мир украшений». Отработка навыков работы акварелью, умений использовать цвет для достижения собственного замысла - различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности; - основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; - эмоциональное значение тёплых и холодных тонов; - особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи; - знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами; - способы и приёмы обработки различных материалов; Выполнение упражнений на развитие наблюдательности. Наблюдение за многообразием и красотой форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Работа красками, цветом Знакомство с понятиями «симметрия», «повтор», «ритм», «свободный фантазийный узор». Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна) 3 Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки 11 Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Обсуждение построек, сделанных человеком. Многообразие архитектурных построек и их назначение Наблюдение за соотношением внешнего вида здания и его назначением. Составные части дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна) и разнообразие их форм Наблюдение за природными постройками и конструкциями. Многообразие природных Построек (стручки, орешки, раковины, норки, 7 - организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами; - передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов; - составлять композиции с учётом замысла; - конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания; - конструировать из ткани на основе скручивания и связывания; - конструировать из природных материалов; - пользоваться простейшими приёмами лепки. 4 Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу гнезда, соты и т.п.), их формы и конструкции Наблюдение за соотношением форм и их пропорций, за соотношением и взаимосвязью внешнего вида и внутренней конструкции дома;назначением дома и его внешним видом 6 Обучающийся научится: Восприятие произведений искусства. Обсуждение и анализ произведений художников и работ одноклассников - различать три вида художественной деятельности; Создание коллективного панно. Коллективная работа с участием всех учащихся класса. Выразительность размещения элементов коллективного панно Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т.д.). Конструирование из бумаги объектов природы (птицы, божьи коровки, жуки, стрекозы, бабочки) и украшение их - анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства . - овладевать навыками коллективной деятельности, - работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. - наблюдать и анализировать природные формы; - овладевать художествен. приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками; фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. 2 класс № 1 Название темы Как и чем работает Кол- Содержание во часов 8 Что такое живопись? Живописные материалы (гуашь). Практическое овладение основами цветоведения. Основные и 8 Предметные результаты Обучающиеся научатся: -различать основные виды художественной художник составные цвета, цветовой круг. Работа по заданному началу (в рабочей тетради) или по желанию ученика по заданию учебника. Красота и разнообразие природы, выраженные средствами живописи. Цвет – основа языка живописи. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Практическое овладение основами цветоведения. Разница в изображении природы в различную погоду. Работа по заданному началу (в рабочей тетради) или по желанию ученика по заданию учебника. . Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, прозрачность акварели. Выразительные возможности этих материалов, особенности работы ими. Передача эмоционального состояния природы. Элементарные приёмы композиции на плоскости. Первичные знания перспективы (ближе - дальше, загораживание). Изображение пейзажа. Особенности создания аппликации (материал можно резать или обрывать). Ритм, виды ритма (спокойный, порывистый, беспокойный). Ритм пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции. Композиционный центр, главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. . Что такое графика? Разнообразие графических материалов. Образный язык графики. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа (глина, дерево, камень и др.). Объём – основа языка скульптуры. Изображение животных. Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм. Что такое макет? Объём, способы передачи объёма. Материалы, с помощью которых архитектор создает макет (бумага, картон). Понимание красоты различных художественных материалов 9 деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; - узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар; - узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; -различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности; основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; - эмоциональное значение тёплых и холодных тонов; 2 Реальность и фантазия 8 (гуашь, акварель, пастель , мелки, тушь, пластилин, бумага). Сходство и различие материалов. Повторение и закрепление полученных на предыдущих уроках знаний о художественных материалах и их выразительных возможностях. Мастер изображения учит видеть мир вокруг. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Красота своеобразие, особенности различных животных. Формирование приёмов работы с графическими и живописными материалами (тушь, гуашь) Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Мастер изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа в народной культуре, фантастические образы. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью. Мастер Украшения учится у природы. Природа умеет себя украшать. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.).развитие наблюдательность. Мастер Украшения учится у природы, изучает её. Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий), например кукарские или вологодские кружева. Понятие «орнамент», повторение модуля, ритмическое чередование элемента. Создание тканей, кружев, украшений для человека. Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций, разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности. Освоение новых приемов конструирования из бумаги. Мастер Постройки учится у природы. Изучая природу, Мастер преобразует её своей фантазией, дополняет ее формы, создает 10 - особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи; - знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами; - способы и приёмы обработки различных материалов; - организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами; - передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов; - составлять композиции с учётом замысла; 3 О чем говорит 11 искусство конструкции, необходимые для жизни человека. Взаимодействие трех видов деятельности – изображения, украшения, постройки. Обобщение материала всей темы. .Жанр пейзажа. Разное состояние природы несет в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное. Художник, изображая природу, выражает её состояние, настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителей. Композиция пейзажа в живописи (понятия: перспектива, линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше). Цветные серые краски. В художественном образе воплощены реальность и воображение, идеи и чувства. Зритель воспринимает произведение искусства, соотнося изображенное с собственным опытом, чувствами, отношением. Знакомство с художественными произведениями, изображающими природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях. Передача с помощью цвета эмоциональных состояний: добра и зла, тревоги и нежности, грусти и радости. Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения (при помощи пятна, линии, штриха). Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи, скульптуре (В. Ватагин). Образы животных: разъяренных и ласковых (например: кошка, собака) Человек и человеческие взаимоотношения. Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека. Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д.. Внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства Портрет. Композиция и порядок изображения (от пятна) портрета в живописи, пропорции лица человека. Разнообразие изобразительных материалов. Изображение женского портрета персонажей русских народных сказок (например, Василиса Премудрая, Алёнушка, Ведьма, Баба Яга). 11 - конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания; - конструировать из ткани на основе скручивания и связывания; - конструировать из природных материалов; - пользоваться простейшими приёмами лепки. 4 Как говорит искусство 8 Человек. Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении. Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т.д. Цветовые сочетания, передающие отношение художника к персонажу. Разнообразие изобразительных материалов. Изображение мужского портрета персонажей сказок (например, злой волшебник, добрый волшебник). Характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отношение народа к человеку. Возможности создания разнохарактерных героев в объёме. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего. Изображения, созданные в объёме, выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания. Создание в объёме сказочных образов с ярко выраженным характером (Царевна-Лебедь, Баба –Яга, Мальчиш-Кибальчиш, Мальчиш-Плохиш) Способы передачи объёма, материалы пластилин, глина, стеки, дощечки) Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой (например, смелый воин-защитник или агрессор. Украшения имеют свой характер, свой образ. Древние образы и знаковый характер древних изображений. Стилизация природных форм. Роль силуэта в орнаменте. Украшения для женщин подчеркивают их красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество. Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому. Изображение в аппликации или живописи сказочных образов народной культуры (солнце, птица Сирин, Дерево жизни и др.), использование стилизации форм для создания орнамента. Цвет – основа языка живописи. Эмоциональное восприятие цвета человеком. Деление цветов на теплые и холодные. Изучение свойств цвета в процессе создания композиций. Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге. 12 Обучающиеся получат возможность научиться: - усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке (ритмы: спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный ит.д.) Ритмическая организация листа с помощью линий. Линии как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линий. Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые, тонкие, корявые, изящные, спокойные и порывистые. Приёмы работы графическими материалами. Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет нежных веток берез и корявая мощь старых дубовых сучьев). Образы деревьев – старое, крючковатое, молодое, нежное, стройное, величавое, мощное, раскидистое. Ритм пятен передает движение. От изменения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Изображение летящих птиц: общие и характерные черты (быстрый или медленный полет, птицы летят тяжело или легко) Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. Пропорции - выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого. Ритм линий, пятен, цвет, пропорции составляют основы образного языка, на котором говорят Братья–Мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектур Братья – Мастера – главные помощники художника, работающего в области изобразительного, декоративного и конструктивного искусств. 13 объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов; -участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; - приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративноприкладные и народные формы искусства; - развивать фантазию, воображение; -приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства; - научиться анализировать произведения искусства; - приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных; - приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности 3 класс № Название темы Кол- Содержание во час 12 Твои игрушки. Посуда у тебя дома. Мамин платок. Обои и шторы в твоем доме. Твои книжки. Поздравительная открытка.Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы). В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". 1 Искусство в твоем доме 2 Искусство на улицах твоего города 3 Памятники архитектуры – наследие веков. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Фонари на улицах и в парках. Витрины магазинов. Транспорт в городе. Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы) 3 Художник и 11 Театральные маски. Художник в театре. Театр кукол. 14 Предметные результаты Обучающиеся научатся - характеризовать и эстетически оценивать разные виды предметов ДПИ, материалы из которых они сделаны. - Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления воспринимаемых объектов. Выявлять конструктивный образ и характер декора в данных образцах, работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. - видеть и объяснять образное содержание конструкции и декора предмета. Обретать опыт творчества и художественнопрактические навыки в создании эскизов изучаемых предметов. - Научатся видеть архитектурный образ, образ городской среды. - Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). - Раскрывать особенности архитектурного образа города. - Понимать, что памятники архитектуры — это достояние народа, которое необходимо беречь. - Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. - Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм. - Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). - Научатся понимать и объяснять важную роль художника в зрелище 4 Художествен ные средства Театральный занавес. Афиша, плакат. Художник и цирк. Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок) 9 Музеи в жизни города. Искусство, которое хранится в этих музея. Картина-пейзаж. Картина-портрет. В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Исторические картины и картины бытового жанра. Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы). "Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека. 15 цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). - Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. - Учиться изображать яркое, веселое, подвижное. - Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы. - Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. - Создавать «Театр на столе» — картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. - Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции. - Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. - Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России — Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. - Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. - Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. - Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. - Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.). - Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов. - Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. - Выражать настроение в пейзаже цветом. - Иметь представление об изобразительном жанре — портрете и нескольких известных картинах-портретах. - Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера). 4 класс № 1 2 Название темы Истоки искусства твоего народа Древние города твоей земли Кол-во часов Содержание 8 В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. 7 Красота и неповторимость архитектуры ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. 16 Предметные результаты Обучающиеся научатся : - проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. - Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. - Учитывать правила в планировании и контроле способа решения. - Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и коррек- Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. 3 4 Каждый народхудожник Искусство объединяет народы 11 Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. 9 От представлений о великом многообразии культур мира - к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Восприятие произведений искусства - творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни 17 тировку хода работы и конечного результата. - Формулировать собственное мнение и позицию. - Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту. - Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. - Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. - Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. сотрудничать с учителем и сверстниками. - Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. - Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. - Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации : ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (Приложение к рабочей программе учебного курса «Искусство (изобразительное искусство)») 1-4 классы УМК: «Школа России», под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство Издательство «Просвещение» 1класс Номер урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Тема урока Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 часов) Инструктаж по правилам поведения на уроках изобразительного искусства. Изображения всюду вокруг нас. Знакомство с понятием «форма». Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Знакомство с цветом. Краски гуашь.Цвет. Выражение настроения в изображении. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Художники и зрители . Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Ты украшаешь. Знакомство с мастером Украшений (8 часов) Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. 18 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32 33 Цветы — украшение Земли. Составление букета из вырезанных цветов (коллективная работа) Ритмический узор пятен и симметричный повтор. Украшение крыльев бабочки. Изображение сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). Красота узоров . Образное, свободное написание красками и кистью декоративного эскиза на листе бумаги. Мастер Украшения помогает сделать праздник. Создание несложных новогодних украшений из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Мастер Украшения помогает сделать праздник . как можно украсить свой класс к празднику. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 часов) Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Многообразие архитектурных построек и их назначение. Природные постройки и конструкции. Изображение (или лепка) сказочных домиков в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п. Взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. изображение фантазийного дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри Складывание домика из бумаги, постройка города из бумажных домиков. Конструирование игрового города из бумаги. Анализ различных предметов с точки зрения строения их формы, их конструкции. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Знакомство с работой дизайнера. Конструирование из бумаги различных простых бытовых предметов, упаковки. Их украшение. Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества. Создание коллективного панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6 часов) Различие трёх видов художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).. Создание коллективного панно-коллажа с изображением сказочного мира. «Праздник весны». Овладение художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками. Урок любования. Восприятие красоты природы. Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено). Здравствуй лето! Образ лета в творчестве российских художников. Обобщение .Выставка детских работ. 19 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (Приложение к рабочей программе учебного курса «Искусство (изобразительное искусство)») 1-4 классы УМК: «Школа России», под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство Издательство «Просвещение» 2 класс Номер урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Тема урока Чем и как работают художники? (8 ч) Изображение цветов. Работа с гуашью. Три основных цвета. Изображение природных стихий (гроза, буря, извержение вулкана, дождя, тумана и солнечного дня).Темное и светлое. Работа с гуашью. Пять красок – все богатство цвета и тона Изображение осеннего леса. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации .Создание коврика «Осенняя земля с опавшими листьями» Выразительные возможности графических материалов. Красота и выразительность линии. Изображение зимнего леса. Выразительность материалов для работы в объеме. Изображение животных родного края. Выразительные возможности бумаги. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, «лесенка», «гармошка»). Неожиданные материалы (обобщение темы).Изображение ночного праздничного города. Реальность и фантазия (8 ч) Изображение и реальность. Изображение животных, увиденных в зоопарке, в деревне, дома. Работа с гуашью и цветной бумагой. Изображение и фантазия. Фантазия в жизни людей. Сказочные персонажи: драконы, кентавры и т.д. Работа с гуашью. Украшение и реальность. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев. Работа с тушью или гуашью, мелом. Украшение и фантазия. Украшение заданной формы (воротничок, кокошник, закладка для книги). 20 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13. 14. 15. 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Постройка и реальность. Индивидуально-коллективная работа: конструирование из бумаги подводного мира. Постройка и фантазия. Создание макетов фантастических зданий, конструкций «Фантастический город». Работа с бумагой. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). О чем говорит искусство. (11ч) Изображение природы в различных состояниях. Изображение характера животных. Изображение характера человека: женский образ.Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и мачеха и др.). Изображение характера человека: мужской образ. Изображение героя сказки (А. Пушкин «Сказка о царе Салтане »); Образ человека в скульптуре. Создание в объеме образов с ярко выраженным характером (Царевна Лебедь). Работа с пластилином. Образ человека в скульптуре. Изображение состояний природы по сказке (А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»). Выражение характера человека через украшение: Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов О чем говорят украшения. Украшение вырезанных из бумаги кокошников заданной формы и воротников. О чем говорят украшения. Выражение намерений через украшение: двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа с гуашью. В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). Как говорит искусство (8 ч) Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного: изображение пера жар-птицы. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение красок с черной, серой, белой красками (мрачные, нежные оттенки цвета): Изображение весенней земли. Линия как средство выражения: ритм линий: Изображение весенних ручьев. Ритм пятен как средство выражения: Ритмическое расположение летящих птиц (аппликация). Пропорции выражают характер. Лепка птиц с разным характером пропорций: большой хвост, маленькая головка и т. д. Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц». Работа с гуашью и бумагой. Итоговый урок года Рисование на свободную тему. 21 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (Приложение к рабочей программе учебного курса «Искусство (изобразительное искусство)») 1-4 классы УМК: «Школа России», под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство Издательство «Просвещение» 3 класс № п/п Наименование раздела курса и тем уроков Количество часов 1 Искусство в твоём доме (12 ч.) Знакомство с техникой безопасности на уроках изобразительного искусства. Изображение любимой игрушки . 2 3 4 5 6 Твоя игрушка. Изготовление игрушек из пластилина. Связь между формой, декором посуды и её назначением. Составлять простейший орнамент при выполнении эскиза платка. Создание эскиза обоев и штор для определенной комнаты. Детские книжки. Оформление обложки книги с помощью иллюстрации. 1 1 1 1 1 7 8 9 10 Умение отличать назначение книг, оформлять обложку . Иллюстрирование русских народных потешек. Создание форм открытки, создание иллюстрации на них. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, линии, штриха, пятна. Коллективная работа «Цветы на подоконнике». В мире народного зодчества. Декорирование русской избы. 1 1 1 1 11 22 1 1 1 17 18 19 20 21 22 Изготовление открытки для мамы ко Дню матери . Искусство на улицах твоего города ( 3 часа) Знакомство с вариантами оформления городских зелёных зон . Создание проекта «Детский парк» Транспорт в городе. Изображение разных видов транспорта. Знакомство с назначением витрин. Создание коллективного проекта « Украшаем викторину к празднику» Художник и зрелище (11 ч.) Театр кукол. Представление о разных видах кукол, о кукольном театре в наши дни. Использование кукол для игры в кукольный театр. Продолжение знакомства с искусством театра. Образ театрального героя. Проведение анализа рисунка на заданную тему. Театр кукол. Костюм куклы. Знакомство с назначением масок, их разновидностями. Знакомство с понятием « Карнавал», изготовление карнавальной маски. Обучение приемам создания театрального занавеса. Повторение в игровой форме . Сувенирная кукла 23 24 25 Знакомство с назначением афиши и плаката. Создать эскиз афиши к спектаклю. Знакомство с работой художника по созданию облика праздничного города. Эскиз- оформление города к празднику. Обобщение и систематизация знаний. 1 1 1 26 Ознакомление с ролью художественного музея, с самыми разными видами музеев. Художественные средства ( 9 ч.) Выявление средств выразительности натюрморта. Красота российских далей. Ознакомление с жанром «Пейзаж» Знакомство с особенностями жанра «Портрет» и «Автопортрет»; знакомство с работами известных художников. Рисование портрета своего друга. Знакомство с жанром «натюрморт», выявление средств выразительности натюрморта. Знакомство с картинами исторического и бытового жанра. Путешествие по мотивам народного творчества. Скульптура в музее. Знакомство с известными скульптурными памятниками и материалами для их изготовления. Обобщение .Выставка детских работ. 1 12 13 14 15 16 27 28 29 30 31 32 33 34 35 23 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (Приложение к рабочей программе учебного курса «Искусство (изобразительное искусство)») 1-4 классы УМК: «Школа России», под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство Издательство «Просвещение» 4 класс Номер урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Тема урока Истоки искусства твоего народа (8ч) Инструктаж по технике безопасности. Рисование по памяти и представлению Пейзаж родной земли Образ традиционного русского дома (избы) Моделирование из бумаги. Украшение деревянных построек и их значение. Изображение избы. Создание коллективного панно. Деревня - деревянный мир. Создание коллективного панно. Деревня - деревянный мир. Образ красоты человека. Изображение женских и мужских народных образов. Образ красоты человека. Изображение женских и мужских народных образов. Народные праздники. Роль праздников в жизни людей. Изображение осеннего праздника урожая. Древние города твоей земли (7ч) Древнерусский город-крепость. Изучение конструкций и пропорций крепостных башен города. Постройка крепостных стен и башен из пластилина. Древние соборы. Моделирование древнего собора из бумаги. Древний город и его жители. Изображение древнерусского города. Древнерусские воины-защитники. Изображение древнерусских воинов княжеской дружины. 24 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 14 15 Древнерусские города Русской земли. Беседа. Узорочье теремов. Изображение интерьера палаты. Праздничный пир в теремных палатах. Изображение пира. Каждый народ-художник (11ч) 1 1 1 16 17 18 19 20 21 22 Образ художественной культуры Древней Греции. Создание панно «Древнегреческие праздники». Олимпийские игры. Образ художественной культуры Древней Греции. Создание панно «Древнегреческие праздники» Олимпийские игры. Образ художественной культуры Древней Греции. Создание панно «Древнегреческие праздники» Олимпийские игры. Образ художественной культуры Японии. Коллективное панно «Праздник хризантем» Образ художественной культуры Японии. Коллективное панно «Праздник хризантем» Образ художественной культуры Японии. Коллективное панн «Праздник хризантем» Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. «Праздник цехов ремесленников на городской площади» Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. «Праздник цехов ремесленников на городской площади» 1 1 1 1 1 1 1 25 26 Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. «Праздник цехов ремесленников на городской площади» Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы. Искусство объединяет народы (9ч) 1 1 27 28 29 Изображение матери и дитя. Все народы воспевают материнство. Изображение любимого пожилого человека. Все народы воспевают мудрость старости. Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором. Сопереживание - великая тема искусства. 1 1 1 30 Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором. Сопереживание - великая тема искусства. 1 31 32 33 34 Эскиз памятника герою, выбранному автором. Герои, борцы и защитники. Эскиз памятника герою, выбранному автором. Герои, борцы и защитники. Изображение радости детства, мечты ребёнка о счастье. Юность и надежды. Искусство народов мира. Знакомство с особенностями художественной культуры разных народов, об особенностях понимания ими красоты. Итоговая выставка работ учащихся. Обобщение темы. 1 1 1 1 23 24 35 25 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) 1 1 1