Приложение 8 к Основной образовательной программе начального общего образования МАОУ СОШ №106 Полякова Марина Юрьевна Подписан: Полякова Марина Юрьевна DN: C=RU, OU=Директор, O=МАОУ СОШ №106, CN=Полякова Марина Юрьевна, E=soch106@eduekb.ru Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: 620085, г. Екатеринбург, ул. Титова, 28А Дата: 2021.01.20 13:38:17+05'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Музыка» предметная область «Искусство» Содержание. 1. Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 1. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета музыка разработана на уровень начального общего образования, для обучающихся 1 - 4 классов МАОУ СОШ №106. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Программа - охватывает широкое культурологическое пространство, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. Цель программы: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Задачи программы: воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств; воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности; развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего; накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности. Курс «Музыка» входит в образовательную область «Искусство» и на его освоение в учебном плане школы отводится 138 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс- 33 часа, во 2-4 классах по 35 часа. Для реализации данной программы используется весь набор методов организации и осуществления учебной деятельности – словесные (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядные (иллюстрационные и демонстрационные), практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, игровые, методы работы под руководством учителя и самостоятельной работы. А также применяется широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые интегрируются с ИКТ: проблемно-диалогического обучения, игровая технология, проектная технология, технология организации учебных взаимодействий Программа предполагает использование на уроках музыки следующих форм организации образовательного процесса: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Для оценивания результатов образовательной деятельности будет применяться пятибалльная система оценивания. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений. В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовнонравственном развитии человека. В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающиеся научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации. Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов. У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкальнотворческую деятельность, в том числе на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями. Предметные результаты освоения программы: сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека; сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокальнохоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах. Предметные результаты по видам деятельности обучающихся В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы и их содержание № Название темы Колво часов Содержание Предметные результаты 1 класс 1. Мир музыкальных звуков 10 Звуки окружающего мира; звуки шумовые и музыкальные. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота. Знакомство со звучанием музыкальных инструментов разной высоты и тембровой окраски (просмотр фрагментов видеозаписей исполнения на различных инструментах). Прослушивание фрагментов музыкальных произведений с имитацией звуков окружающего мира. Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Пение попевок и простых песен. Научаться воспринимать и воспроизведить звуки окружающего мира во всем многообразии. Формирование правильной певческой установки и певческого дыхания. Получат возможность научиться играть на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. 2 Ритм – движение жизни 2 Ритмические игры. «Звучащие жесты» («инструменты тела»): хлопки, шлепки, щелчки, притопы и др; слоговая система озвучивания длительностей и их графическое изображение; ритмоинтонирование слов, стихов; ритмические «пазлы». Игра в детском шумовом оркестре: ложки, погремушки, трещотки, треугольники, колокольчики и др. Простые ритмические аккомпанементы к инструментальным пьесам (примеры: Д.Д. Шостакович «Шарманка», «Марш»; М.И. Глинка «Полька», П.И. Чайковский пьесы из «Детского альбома» и др.). Научатся воспринимать и воспроизводить ритмы окружающего мира, осознавать короткие и длинные звуки в ритмических играх, получат возможность использовать «звучащие жесты» в качестве аккомпанемента к стихотворным текстам и музыкальным пьесам. Чередование коротких и длинных звуков; чередование сильных и слабых долей.. Простые ритмические аккомпанементы к музыкальным произведениям. 3 Мелодия – царица музыки 4 Слушание музыкальных произведений яркого интонационно-образного содержания. Примеры: Г. Свиридов «Ласковая просьба», Р. Шуман «Первая утрата», Л.Бетховен Симфония N 5 (начало), В.А. Моцарт Симфония N 40 (начало). Выразительные свойства мелодии. Типы мелодического движения. Аккомпанемент. Исполнение песен с плавным мелодическим движением. Разучивание песен с поступенным движением, повторяющимися интонациями. Пение по «лесенке»; пение с применением ручных знаков. Музыкально-игровая деятельность – интонация-вопрос, интонация-ответ. Интонации музыкально-речевые: музыкальные игры «вопрос-ответ», «поставь точку в конце музыкального предложения». Освоение приемов игры мелодии на ксилофоне и металлофоне. Научатся исполнять песни с постепенным движением, повторяющимися интонациями и использовать разные музыкально-речевые интонации. Получат возможность исполнять элементарные мелодий на ксилофоне и металлофоне с простым ритмическим аккомпанементом. 4 Музыкальные краски 5 Понятие контраста в музыке. Лад. Мажор и минор. Тоника . Слушание музыкальных произведений с контрастными образами, пьес различного ладового наклонения. Пьесы различного образноэмоционального содержания. Примеры: П.И. Чайковский «Детский альбом» («Болезнь куклы», «Новая кукла»); Р. Шуман «Альбом для юношества» («Дед Мороз», «Веселый крестьянин»). Контрастные образы внутри одного произведения. Пример: Л. Бетховен «Весело-грустно». Двигательная импровизация под музыку контрастного характера. Театрализация небольших инструментальных пьес контрастного ладового характера. Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа. Научатся формировать ладовое чувство в хоровом пении: мажорные и минорные краски, разучат песни контрастного характера в разных ладах. Получат возможность самостоятельно подбирать и применять элементарные инструменты в создании музыкального образа. 5 Музыкальные жанры: песня, танец, марш 5 Песня, танец, марш в музыкальном материале для прослушивания и пения (в том числе, на основе пройденного материала). Двигательная импровизация под музыку с использованием простых танцевальных и маршевых движений. Сочинение простых инструментальных аккомпанементов как сопровождения к песенной, танцевальной и маршевой музыке. Исполнение хоровых и инструментальных произведений разных жанров. Концертное выступление. Научатся определять и анализировать основные особенности жанров музыки: песня, танец, марш. Получат возможность сформировать навыки публичного исполнения на основе данного хоровой и инструментальной музыки разных жанров и получат первый опыт концертных выступлений в тематических мероприятиях. 6 Музыкальная азбука или где живут ноты 3 Освоение в игровой деятельности элементов музыкальной грамоты: нотоносец, скрипичный ключ, расположение нот первой октавы на нотоносце, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано. Расположение нот первой октавы на нотоносце и клавиатуре. Динамические оттенки (форте, пиано). Разучивание и исполнение песен с применением ручных знаков. Пение разученных ранее песен по нотам. Первые навыки игры по нотам. Научатся устанавливать зрительно-слуховые ассоциаций в процессе прослушивания музыкальных произведений с характерным мелодическим рисунком (восходящее и нисходящее движение мелодии) и отражать их в элементарной графической записи (с использованием знаков –линии, стрелки и т.д.). научатся петь простейшие песни по нотам. Получат возможность сформировать зрительно-слуховые связи: ноты-клавиши-звуки. 7 Я – артист 3 Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях. Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги». Импровизация на элементарных музыкальных инструментах с использованием пройденных ритмоформул; импровизация-вопрос, импровизация-ответ; соревнование солистов– импровизация простых аккомпанементов и ритмических рисунков. Научатся исполнять пройденные музыкальные произведения в школьных мероприятиях. Получат возможность развития навыка импровизации на элементарных музыкальных инструментах. 8 Музыкальнотеатрализованное представление 1 Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкальнотеатрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкальнодраматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Подготовка и разыгрывание сказок, театрализация песен. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д. Научатся разыгрывать сказки, инсценировать песни. Получат возможность участия в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления совместно с родителями. 2 класс 9 Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды 5 Повторение и инсценирование народных песен, пройденных в первом классе. Разучивание закличек, потешек, игровых и хороводных песен. Приобщение детей к игровой традиционной народной культуре: народные игры с музыкальным сопровождением. Игры народного календаря: святочные игры, колядки, весенние игры. Знакомство с ритмической партитурой. Исполнение произведений по ритмической партитуре. Свободное дирижирование ансамблем одноклассников. Исполнение песен с инструментальным сопровождением: подражание «народному оркестру» (ложки, трещотки, гусли, шаркунки). Народные инструменты разных регионов. Прослушивание народных песен в исполнении Научатся исполнять обрядные песни, исполнять песни под «аккомпанемент» народных нструментов. Получат возможность приобщиться к игровой традиционной культуре, а также познакомиться с народными инструментами разных регионов. детских фольклорных ансамблей, хоровых Коллективов. Знакомство с народными танцами в исполнении фольклорных и профессиональных ансамблей. 10 Широка страна моя родная 5 Разучивание Гимна Российской Федерации, гимна своей республики, города, школы. Применение знаний о способах и приемах выразительного пения. Прослушивание произведений с яркой выразительной мелодией. Примеры: М.И. Глинка «Патриотическая песня», П.И. Чайковский Первый концерт для фортепиано с оркестром (1 часть), С.В. Рахманинов «Вокализ», Второй концерт для фортепиано с оркестром (начало). Узнавание в прослушанных произведениях различных видов интонаций (призывная, жалобная, настойчивая и т.д.).Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен с несложным (постепенным) движением. Освоение фактуры «мелодия-аккомпанемент» в упражнениях и пьесах для оркестра элементарных инструментов. Научатся исполнять гимн РФ, гимн школы. Научатся узнавать в прослушанных произведениях различные виды интонаций (призывная, жалобная, настойчивая и т.д.). Получат возможность развития приемов игры на металлофоне и ксилофоне одной и двумя руками: восходящее и нисходящее движение; подбирать по слуху с помощью учителя пройденные песни. 11 Музыкальное время и его особенности 5 Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. Ритмоформулы. Такт. Размер. Восьмые, четвертные и половинные длительности, паузы. Ритмические «пазлы», ритмическая эстафета, ритмическое эхо, простые ритмические каноны. Чтение простейших ритмических партитур. Исполнение пьес на инструментах малой ударной группы: маракас, пандейра, коробочка (вуд-блок), блоктроммель, барабан, треугольник, реко-реко и др. Разучивание хоровых и инструментальных произведений с разнообразным ритмическим рисунком. Научатся составлять ритмические рисунки в объеме фраз и предложений, а также исполнять пьесы на малой ударной группе. Получат возможность исполнять хоровые и инструментальные произведений с разнообразным ритмическим рисунком. 12 Музыкальная грамота 6 Расположение нот в первой-второй октавах. Пение простых выученных попевок и песен в размере 2/4 по нотам с тактированием. Игры и тесты на знание элементов музыкальной грамоты: расположение нот первой-второй октав на нотном стане, обозначения длительностей (восьмые, четверти, половинные), пауз (четверти и восьмые), размера (2/4, 3/4, 4/4), динамики (форте, пиано, крещендо, диминуэндо). Простые интервалы: виды, особенности звучания и выразительные возможности. Пение мелодических интервалов с использованием ручных знаков. Прослушивание в пройденном вокальном и инструментальном музыкальном материале интервалов (терция, кварта, квинта, октава). Слушание двухголосных хоровых произведений Ознакомление с приемами игры на синтезаторе. Научатся читать ноты первой-второй октавы в записи пройденных песен и узнавать в них интервалы(терция, кварта, квинта, октава). Получат возможность познакомиться с приемами игры на синтезаторе. 13 «Музыкальный конструктор» 5 Восприятие точной и вариативной повторности в музыке. Прослушивание музыкальных произведений в простой двухчастной форме (примеры: Л. Бетховен Багатели, Ф. Шуберт Экосезы); в простой трехчастной форме (примеры: П.И. Чайковский пьесы из «Детского альбома», Р. Шуман «Детские сцены», «Альбом для юношества», С.С. Прокофьев «Детская музыка»); в форме вариаций (примеры: инструментальные и оркестровые вариации Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, М.И. Глинки); куплетная форма (песни и хоровые произведения). Исполнение пьес в простой двухчастной, простой трехчастной и куплетной формах в инструментальном музицировании. Различные типы аккомпанемента как один из элементов создания контрастных образов. Сочинение мелодий по пройденным мелодическим моделям. Игра на ксилофоне и металлофоне Научатся различать в музыке классические музыкальные формы. Получат возможность сочинять простейшие мелодии, исполнять на ксилофоне и металлофоне пьесы в простой двухчастной, простой трехчастной и куплетной формах. сочиненных вариантов. «Музыкальная эстафета»: игра на элементарных инструментах сочиненного мелодико-ритмического рисунка с точным и неточным повтором по эстафете. Исполнение песен в простой двухчастной и простой трехчастной формах. Примеры: В.А. Моцарт Колыбельная»; Л. Бетховен «Сурок»; Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой» и др. 14 Жанровое разнообразие в музыке 5 Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки. Песенность как отличительная черта русской музыки. Формирование первичных знаний о музыкальнотеатральных жанрах: путешествие в мир театра (театральное здание, театральный зал, сцена, за кулисами театра). Балет, опера. Слушание классических музыкальных произведений с определением их жанровой основы. Элементарный анализ средств музыкальной выразительности, формирующих признаки жанра (характерный размер, ритмический рисунок, мелодико-интонационная основа). Примеры: пьесы из детских альбомов А.Т. Гречанинова, Г.В. Свиридова, А.И. Хачатуряна, «Детской музыки» С.С.Прокофьева, фортепианные прелюдии Д.Д. Шостаковича и др.). Передача в движении характерных жанровых признаков различных классических музыкальных произведений; пластическое и графическое моделирование метроритма («рисуем музыку»). Создание презентации «Путешествие в мир театра» (общая панорама, балет, опера). Сравнение на основе презентации жанров балета и оперы. Разработка и создание элементарных макетов театральных декораций и афиш по сюжетам известных сказок, мультфильмов и др. Исполнение песен кантиленного, маршевого и танцевального характера. Примеры: А. Спадавеккиа «Добрый жук», В. Шаинский «Вместе Научатся элементарному анализу средств музыкальной выразительности, которые формируют пизнаки жанра, создавать презентации. Получат возможность сочинять простые пьесы с различной жанровой основой по пройденным мелодическим и ритмическим моделям для шумового оркестра, ансамбля элементарных инструментов. весело шагать», А. Островский «Пусть всегда будет солнце», песен современных композиторов. Сочинение простых пьес с различной жанровой основой по пройденным мелодическим и ритмическим моделям для шумового оркестра, ансамбля элементарных инструментов. 15 Я – артист 3 Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование. Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников и другие), подготовка концертных программ. Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям. Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования. Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально - исполнительских фестивалях, конкурсах и т.д. Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул. Совершенствование навыка импровизации на элементарных музыкальных инструментах. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование солистов –импровизация простых аккомпанементов и Научатся исполнять выученные музыкакльные произведения в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям. Получат возможность участвовать в школьных, региональных и всероссийских музыкально исполнительских фестивалях, конкурсах. мелодико-ритмических рисунков. 16 Музыкально театрализованное представление 1 Музыкально - театрализованное представление как результат освоения программы во втором классе. Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально - театральных, музыкальнодраматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Театрализованные формы проведения открытых уроков, концертов. Подготовка и разыгрывание сказок, фольклорных композиций, театрализация хоровых произведений с включением элементов импровизации. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д. Научатся совместной работе с педагогами, родителями в подготовке и проведении музыкально театрализованного представления. Получат возможность участвовать в музыкальнотеатральном коллективе. 3 класс 17 Музыкальный проект «Сочиняем сказку». 1 Создание информационного сопровождения проекта (афиша, презентация, пригласительные билеты и т. д.). Разучивание и исполнение песенного ансамблевого и хорового материала как части проекта. Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения в процессе работы над целостным музыкально- Научатся разрабатывать план организации музыкального проекта «Сочиняем сказку» с участием обучающихся, педагогов, родителей. Получат возможность в соревновании классов на лучший музыкальный проект «Сочиняем сказку» театральным проектом. Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Разучивание оркестровых партий по ритмическим партитурам. Пение хоровых партий по нотам. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом. Работа над метроритмом. Ритмическое остинато и ритмические каноны в сопровождении музыкального проекта. Усложнение метроритмических структур с использованием пройденных длительностей и пауз в размерах 2/4, 3/4, 4/4; сочинение ритмоформул для ритмического остинато. Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Совершенствование игры в детском инструментальном ансамбле (оркестре): исполнение оркестровых партитур для различных составов (группы ударных инструментов различных тембров, включение в оркестр партии синтезатора). Соревнование классов на лучший музыкальный проект «Сочиняем сказку» 18 Широка страна моя родная 10 Слушание музыкальных и поэтических произведений фольклора; русских народных песен разных жанров, песен народов, проживающих в национальных республиках России; звучание национальных инструментов. Прослушивание песен народов России в исполнении фольклорных и этнографических ансамблей. Исполнение песен народов России различных жанров колыбельные, хороводные, плясовые и др.) в сопровождении народных инструментов. Пение a capella, канонов, включение элементов двухголосия. Разучивание песен по нотам. Исполнение на народных Научатся формировать знания о музыкальном и поэтическом фольклоре, национальных инструментах, национальной одежде; петь a capella, канонов, включая элементы двухголосия. Получат возможность разыгрывать народные песни по ролям. инструментах (свирели, жалейки, гусли, балалайки, свистульки, ложки, трещотки, народные инструменты региона и др.) ритмических партитур и аккомпанементов к музыкальным произведениям, а также простейших наигрышей. Разыгрывание народных песен по ролям. Театрализация небольших инструментальных пьес разных народов России. Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа. 19 Хоровая планета 5 Слушание произведений в исполнении хоровых коллективов: Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. Александрова, Государственного академического русского народного хора п/у А.В. Свешникова, Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого; Большого детского хора имени В. С. Попова и др. Определение вида хора по составу голосов: детский, женский, мужской, смешанный. Определение типа хора по характеру исполнения: академический, народный. Совершенствование хорового исполнения: развитие основных хоровых навыков, эмоционально-выразительное исполнение хоровых произведений. Накопление хорового репертуара. Исполнение хоровых произведений классической и современной музыки с элементами двухголосия. Научатся определять виды хора по составу голосов (детский, женский, мужской, смешанный), по характеру исполнения (академический, народный). Получат возможность исполнять хоровые произведения классической и современной музыки с элементами двухголосия. 20 Мир оркестра 5 Слушание фрагментов произведений мировой музыкальной классики с яркой оркестровкой в исполнении выдающихся музыкантов-исполнителей, исполнительских коллективов. Узнавание основных оркестровых групп и тембров инструментов симфонического оркестра. Примеры М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» (в оркестровке М. Научатся узнавать основные группы симфонического оркестра: виды инструментов, тембры. Получат возможность начальные навыков пения под фонограмму. Равеля); Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для молодежи» и другие. Прослушивание фрагментов концертов для солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, виолончель, гитара и др.) и оркестра. Музыкальная викторина «Угадай инструмент». Викторина-соревнование на определение тембра различных инструментов и оркестровых групп. Исполнение инструментальных миниатюр «солотутти» оркестром элементарных инструментов. Исполнение песен в сопровождении оркестра элементарного музицирования. Начальные навыки пения под фонограмму. 21 Музыкальная грамота 5 Чтение нот хоровых и оркестровых партий. Освоение новых элементов музыкальной грамоты: интервалы в пределах октавы, мажорные и минорные трезвучия. Пение мелодических интервалов и трезвучий с использованием ручных знаков. Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен на металлофоне, ксилофоне, синтезаторе. Музыкально-игровая деятельность: двигательные, ритмические и мелодические каноны-эстафеты в коллективном музицировании. Сочинение ритмических рисунков в форме рондо (с повторяющимся рефреном), в простой двухчастной и трехчастной формах. Сочинение простых аккомпанементов с использованием интервалов и трезвучий. Импровизация с использованием пройденных интервалов и трезвучий. Применение интервалов и трезвучий в инструментальном сопровождени и к пройденным песням, в партии синтезатора. Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам; исполнение по нотам Научатся основам музыкальной грамоты (интервалы в пределах октавы, мажорные и минорные трезвучия), петь по нотам с тактированием, исполнять каноном. Получат возможность сочинять простые аккомпанементы с использованием интервалов и трезвучий. оркестровых партитур различных составов. Слушание многоголосных (два-три голоса) хоровых произведений хорального склада, узнавание пройденных интервалов и трезвучи 22 Формы и жанры в музыке 5 Слушание музыкальных произведений, написанных в разных формах и жанрах. Примеры: Д.Б. Кабалевский «Рондо-марш», «Рондо-танец», «Рондо-песня»; Л. Бетховен «Ярость по поводу потерянного гроша». Прослушивание оркестровых произведений, написанных в форме вариаций. Примеры: М. И. Глинка «Арагонская хота»; М. Равель «Болеро». Активное слушание с элементами пластического интонирования пьес-сценок, пьес-портретов в простой двухчастной и простой трехчастной формах и др. Форма рондо и вариации в музыкально-ритмических играх с инструментами (чередование ритмического тутти и ритмического соло на различных элементарных инструментах (бубен, тамбурин и др.). Исполнение хоровых произведений в форме рондо. Инструментальный аккомпанемент с применением ритмического остинато, интервалов и трезвучий. Сочинение и исполнение на элементарных инструментах пьес в различных формах и жанрах с применением пройденных мелодикоритмических формул, интервалов, трезвучий, ладов. Научатся определять простые двухчастную и трехчастную формы, вариации, форму рондо на новом музыкальном материале. Получат возможность сочинять и исполнять на элементарных инструментах пьесы в различных формах и жанрах с применением пройденных мелодикоритмических формул, интервалов, трезвучий, ладов. 23 Я – артист 3 Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям. Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования, в том числе музыку народов России. Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских Научатся сольному и ансамблевому музицированию (вокальное и инструментальное), творческим соревнованиям. Получат возможность участия в школьных, региональных и всероссийских музыкальноисполнительских фестивалях, конкурсах и т.д. фестивалях, конкурсах и т.д. Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул. Совершенствование навыка импровизации. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование солиста и оркестра – исполнение «концертных» форм. 24 Музыкальнотеатрализованное представление 1 Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкальнотеатрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкальнодраматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Рекомендуемые темы: «Моя Родина», «Широка страна моя р одная», «Сказка в музыке», «Наша школьная планета», «Мир природы» и другие. Театрализованные формы проведения открытых уроков, концертов. Подготовка и разыгрывание сказок, фольклорных композиций, театрализация хоровых произведений с включением элементов им провизации. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д. Научатся разрабатывать сценария музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Получат возможность участвовать в музыкальнотеатральном коллективе. 4 класс 25 Песни народов мира 6 Слушание песен народов мира с элементами анализа жанрового разнообразия, ритмических особенностей песен разных регионов, приемов развития (повтор, вариантность, контраст). Исполнение песен народов мира с более сложными ритмическими рисунками (синкопа, пунктирный ритм) и различными типами движения (постепенное, по звукам аккорда, скачками). Исполнение оркестровых партитур с относительно самостоятельными по ритмическому рисунку партиями (например, ритмическое остинато / партия, дублирующая ритм мелодии; пульсация равными длительностями / две партии–ритмическое эхо и др.). Исполнение простых ансамблевых дуэтов, трио; соревнование малых исполнительских групп. Научатся видению в песне отражения истории культуры и быта различных народов мира. Получат возможность исполнять простые ансамблевые дуэты, трио; соревнования малых исполнительских групп. 26 Музыкальная грамота 5 Чтение нот хоровых и оркестровых партий в тональностях (до двух знаков). Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам с тактированием, с применением ручных знаков. Исполнение простейших мелодических канонов по нотам. Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен. Научатся читать ноты хоровых и оркестровых партий в тональностях (до двух знаков) и подбоирать по слуху с помощью учителя пройденные песни. Получат возможность инструментальной и вокальной импровизации с использованием простых интервалов, мажорного и минорного трезвучий. Сочинение ритмических рисунков в форме рондо, в простой двухчастной и простой трехчастной формах, исполнение их на музыкальных инструментах. Ритмические каноны на основе освоенных ритмоформул. Применение простых интервалов и мажорного и минорного трезвучий в аккомпанементе к пройденным хоровым произведениям (в партиях металлофона, ксилофона, синтезатора). Инструментальная и вокальная импровизация с использованием простых интервалов, мажорного и минорного трезвучий. 27 Оркестровая музыка 6 Слушание произведений для симфонического, камерного, духового, народного оркестров. Примеры: оркестровые произведения А. Вивальди, В. Блажевича, В. Агапкина, В. Андреева; песни военных лет в исполнении духовых оркестров, лирические песни в исполнении народных оркестров; произведения для баяна, домры, балалайки-соло, народных инструментов региона и др. Игра оркестровых партитур с самостоятельными по ритмическому рисунку партиями. Игра в ансамблях различного состава; разучивание простых ансамблевых дуэтов, трио, соревнование малых исполнительских групп. Подбор тембров на синтезаторе, игра в подражание различным инструментам. Научатся различать виды оркестров (симфонический, камерный, духовой, народный, джазовый, эстрадный). Получат возможность подбирать тембры на синтезаторе, играть в подражание различным инструментам. 28 Музыкальносценические жанры 7 Балет, опера, мюзикл. Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов. Сравнение особенностей жанра и структуры музыкально-сценических произведений, функций балета и хора в опере. Синтез искусств в музыкально-сценических жанрах: роль декораций в музыкальном спектакле; мастерство художника-декоратора и т.д. Примеры: П.И. Научатся сравнивать особенности жанра и структуры музыкально-сценических произведений, функций балета и хора в опере. Получат возможность драматизировать отдельных фрагментов музыкально-сценических произведений. Чайковский «Щелкунчик», К. Хачатурян «Чиполлино», Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка». Драматизация отдельных фрагментов музыкальносценических произведений. Драматизация песен. Примеры: р. н. п. «Здравствуй, гостья зима», Р. Роджерс «Уроки музыки» из мюзикла «Звуки музыки», английская народная песня «Пусть делают все так, как я» (обр. А. Долуханяна). 29 Музыка кино 1 Просмотр фрагментов детских кинофильмов и мультфильмов. Анализ функций и эмоциональнообразного содержания музыкального сопровождения: характеристика действующих лиц (лейтмотивы), времени и среды действия; создание эмоционального фона; выражение общего смыслового контекста фильма. Примеры: фильмы-сказки «Морозко» (режиссер А. Роу, композитор Н. Будашкина), «После дождичка в четверг» (режиссер М. Юзовский, композитор Г. Гладков), «Приключения Буратино» (режиссер Л. Нечаев, композитор А. Рыбников). Мультфильмы: У. Дисней «Наивные симфонии»; музыкальные характеристики героев в мультфильмах российских режиссеров-аниматоров В. Котеночкина, А. Татарского, А. Хржановского, Ю. Норштейна, Г. Бардина, А. Петрова и др. Музыка к мультфильмам: «Винни Пух» (М. Вайнберг), «Ну, погоди» (А. Державин, А. Зацепин), «Приключения Кота Леопольда» (Б. Савельев, Н. Кудрина), «Крокодил Гена и Чебурашка» (В. Шаинский). Исполнение песен из кинофильмов и мультфильмов. Работа над выразительным исполнением вокальных (ансамблевых и хоровых) произведений с аккомпанированием. Создание музыкальных композиций на основе сюжетов различных кинофильмов и мультфильмов. Сформируют знания об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам. Научатся анализировать функции и эмоционально-образное содержание музыкального сопровождения: характеристику действующих лиц (лейтмотивы), времени и среды действия; создание эмоционального фона; выражение общего смыслового контекста фильма. Получат возможность создавать музыкальные композиции на основе сюжетов различных кинофильмов и мультфильмов. 30 Учимся, играя 7 Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор по слуху, соревнования по группам, конкурсы, направленные на выявление результатов освоения программы. Ритмические игры, игры-соревнования на правильное определение на слух и в нотах элементов музыкальной речи. Импровизация-соревнование на основе заданных моделей, подбор по слуху простых музыкальных построений. Исполнение изученных песен в форме командного соревнования. Научатся соревноваться на основе заданных моделей, подбирать по слуху простые музыкальные построения. Получат возможность исполнять изученные песни в форме командного соревнования. 31 Я – артист 2 Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям. Исполнение песен в сопровождении двигательнопластической, инструментальноритмической импровизации. Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования и отражающих полноту тематики освоенного учебного предмета. Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских фестивалях, конкурсах и т.д. Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением всего разнообразия пройденных ритмоформул. Научатся исполнять песни в сопровождении двигательно-пластической, инструментальноритмической импровизации. Получат возможность соревноваться классами: за лучшее исполнение произведений хорового, инструментального, музыкально-театрального репертуара, пройденных за весь период обучения. Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле, оркестре. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием всех пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование: «солист – солист», «солист – оркестр». Соревнование классов: лучшее исполнение произведений хорового, инструментального, музыкально-театрального репертуара, пройденных за весь период обучения. 32 Музыкально театрализованное представление 1 Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Подготовка и разыгрывание музыкально-театральных постановок, музыкально-драматических композиций по мотивам известных мультфильмов, фильмов-сказок, опер и балетов на сказочные сюжеты. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д. Научатся разыгрывать музыкально-театральные постановок, музыкально-драматических композиций по мотивам известных мультфильмов, фильмов-сказок, опер и балетов на сказочные сюжеты. Получат возможность участвовать в музыкальнотеатральном коллективе, с распределением ролей. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (Приложение к рабочей программе учебного предмета «Музыка») для 1-4 классов УМК: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка – М., Просвещение. 1 класс Номер урока Тема урока Тема полугодия: «Музыка вокруг нас» 1 Количество часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 О музах, покровительницах искусств (Урок-путешествие). Хор и хоровод (Урок-экскурсия). Музыка слышна повсюду (Урок-игра). Мелодия – душа музыки (Урок-путешествие). Осенняя музыка. Я - композитор. Сочини мелодию. Каждому нужна азбука. Азбука в музыке. Обобщающий урок по теме: «Музыкальная азбука». Гусли. Струнные музыкальные инструменты. Русский былинный сказ. «Садко». Флейта. Духовые музыкальные инструменты. Картины могут звучать. Инсценированные песни. Рождественские песни. Колядки. Музыка на зимних праздниках. Тема полугодия: «Музыка и ты» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 Родной край. Трио: поэт, художник, композитор. 1 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Утренняя музыка. Вечерняя музыка. Портреты в музыке. Сказку можно разыграть. «Баба-Яга» - русская народная сказка. Группы инструментов. Каждый выбирает свой инструмент. Храбрость в музыке. Симфония «Богатырская». Фортепиано в ансамбле с музыкальными инструментами. Музыка и мама. Колыбельные. Клавишные музыкальные инструменты. Лютня. Чудесный инструмент. Алжирская сказка. Картины вновь оживают. Звучащие картины. Музыка и цирк. Духовые инструменты. Театр – звучащий дом. Сказка и опера. Музыканты как исполнители. Музыкальный спектакль и афиша. Музыкальный словарик. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (Приложение к рабочей программе учебного предмета «Музыка») для 1-4 классов УМК: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка – М., Просвещение. 2 класс Номер урока 1 2 3 Тема урока Россия – Родина моя Мелодия – это основа музыки. Родина моя - Россия. Осмысление Гимна России как одного из основных государственных символов страны, известных всему миру. Количество часов 1 1 1 День, полный событий 4 5 6 7 8 9 Группа клавишных инструментов. Фортепиано. Музыка и природа. М.П.Мусоргский и С.С.Прокофьев. «Прогулка». Знание названий и особенностей танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка. Знание основных средств музыкальной выразительности - ритм, пульс. Эти разные марши. Музыкальные и речевые интонации. Их сходство и различие. Музыка и сказка. Колыбельные. Мама. «О России петь, что стремиться в храм» 1 1 1 1 1 1 10 11 Духовная музыка в творчестве композиторов. Великий колокольный звон. Звучащие картины. Ознакомление с музыкальными инструментами Урала, музыкальными инструментами народов Севера. Виды оркестра (оркестр русских народных инструментов). Понимание строения трехчастной форы. Кантата «Александр Невский» С.С.Прокофьев. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Молитва. Ознакомление с народной музыкальной традицией родного края (праздники и обряды). С Рождеством Христовым! Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Музыка на Новогоднем празднике. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Что рисует интонация в уральской музыке? 1 1 12 13 14 15 16 1 1 1 1 1 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Ознакомление с оркестром народных инструментов. Плясовые наигрыши. 1 Понимание изученных жанров (пляска, хоровод) и форм музыки (куплетная - запев, припев; вариации). Музыка в народном 1 стиле. Ознакомление с народными музыкальными традициями родного края (праздники и обряды). Проводы зимы. Встреча 1 весны… В музыкальном театре. Понимание особенностей музыкальных жанров - опера. Детский музыкальный театр. Понимание особенностей музыкального жанра – балет. Знание смысловых понятий: композитор, исполнитель, слушатель, дирижер. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Ознакомление со смысловыми понятиями – солист, хор. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Ознакомление со смысловыми понятиями – увертюра. Финал. В концертном зале. Понимание музыкальных инструментов симфонического оркестра. Симфоническая сказка. С.С.Прокофьев. «Петя и волк». Повторение изученных произведений. Использование комплекса средств музыкального развития уральскими композиторами. Понимание названия жанров (сюита). Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. Ознакомление учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта. «Звучит нестареющий Моцарт». Понимание названия изученных жанров и форм музыки (рондо). Симфония № 40. Увертюра. В.А.Моцарта. Чтоб музыкантом быть, надобно уменье. Ознакомление учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.С.Баха. Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах. Взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. Все в движении. Попутная песня. Осмысление музыкальных средств выразительности, смысла понятий: музыкальная речь, музыкальный язык. Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев). Закрепление форм музыки на материале уральского края. Обобщающий урок по теме: «Вечная жизнь мелодий». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (Приложение к рабочей программе учебного предмета «Музыка») для 1-4 классов УМК: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка – М., Просвещение. 3 класс Номер урока Тема урока Количество часов 6 7 Россия – Родина моя. Душа музыки – мелодия. Музыка и природа. Жанр романса. Звучащие картины. Наша слава – русская держава. Канты. Кантата С.С.Прокофьева. «Александр Невский». М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин». Родина моя – русская земля. День, полный событий. Музыка и утро в произведения русских и зарубежных композиторов. Музыка и портрет. В каждой интонации спрятан человек. 8 «Детские альбомы» русских композиторов. 1 9 Детские образы в произведения русских композиторов. «О России петь, что стремиться в храм». Музыка в церкви, храмах. Аве, Мария. Богородице Дево, радуйся! 1 Ознакомление с понятием тропарь. Песнь материнства. Напевность в музыке, связанной с образом матери. Воскресенье Вербное. Песнопения величания. Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке. Анализ и соотнесение выразительных и изобразительных интонаций, свойств музыки. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Былины. Настрою гусли на старинный лад. Русская старина. Садко и Морской Царь. 1 1 1 1 1 1 2 3 4 5 10 11 12 13 14 15 16 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Обряды и обычаи Руси. Прощание с Масленицей. М.И.Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Увертюра как понятие. Образы Фарлафа и Наины. К.В.Глюк. Опера «Орфей и Эвридика». Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. П.И.Чайковский. Балет «Спящая красавица». Две феи. Мюзикл. Современные ритмы. В концертном зале. Концерт как музыкальное состязание. Флейта и скрипка как духовой и струнный музыкальные инструменты. Э.Григ. Сюита «Пер Гюнт». 1 1 1 1 1 1 1 Л.ван Бетховен. Симфония «Героическая». «Чтоб музыкантом быть, надобно уменье…» Явление XX века – джаз. Острый ритм. Мир Г.В.Свиридова. Грусть просторов. Мир в музыке С.С.Прокофьева. Музыка и напевность родной природы. Э.Григ, П.И.Чайковский. В.А.Моцарт. Симфония №40. Л.ван Бетховен. Симфония№9. Знакомство с понятием ода. Обобщающий урок по теме: «Патриотические песни русских и зарубежных композиторов». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (Приложение к рабочей программе учебного предмета «Музыка») для 1-4 классов УМК: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка – М., Просвещение. 4 класс Номер урока Тема урока Количество часов 5 6 Россия – Родина моя. С.В.Рахманинов. Мелодика. Знакомство с понятием вокализ. Выявление общности истоков и особенностей народной и профессиональной музыки. Зарождение русской народной песни. Жанры русских народных песен. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства. Выявление патриотической темы в русской классике. Осмысление понятий: лирика в поэзии и музыке. С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский». О России петь, что стремиться в храм. Русские святые земли Русской. Знакомство с понятием стихира. Понимание выразительности и изобразительности музыкальной интонации. Зимнее утро, зимний вечер. 7 8 Понимание понятий: музыкальная живопись, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Знание жанров народных песен, народные музыкальные традиции (праздники и обряды). 1 1 9. Закрепление ранее изученных жанров. Понимание значения колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. С.В.Рахманинов. «Светлый праздник» из сюиты-фантазии для двух фортепиано. День, полный событий. Пастораль. Лирика в музыке и поэзии. Выразительность, изобразительность в музыке. Зимнее утро, зимний вечер. Преображение сказки в опере. Н.А.Римский - Корсаков, П.И.Чайковский. Знакомство с понятием романс. Соло, дуэты и ансамбли. Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Соотношение музыкального языка народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. Композитор – имя ему народ. Знание состава оркестра русских народных инструментов. Творческие коллективы. 1 1 2 3 4 10. 11 12 13 13 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 народов России и мира. «Музыкант-чародей». Белорусская 1 В концертном зале. Знакомство с музыкальными инструментами (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. Музыка А.Бородина и П.Чайковского. Закрепление изученных жанров и форм музыки: песня, романс, вокализ, сюита. М.П.Мусоргский. «Картинки с выставки» («Старый замок»). Картины родной природы. С.В.Рахманинов. Счастье в сирени живёт. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Различные виды музыки: вокальная, сольная. 1 19 Ознакомление с творчеством композитора Ф. Шопена. 1 20 Знакомство с понятиями полонез, мазурка, музыкальный образ, музыкальная драматургия, контраст, речитатив. 1 21 Знакомство с творчеством композитора Л.ван Бетховена. Осмысление музыкальной формы – соната. 1 22 1 23 24 Странствия композиторов, творчество М.И.Глинки. Закрепление знаний групп симфонического оркестра. Царит гармония оркестра. В музыкальном театре. М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин». II действие. Бал в замке польского короля. М.П.Мусоргский. Опера «Хованщина». Русская народная песня «Исходила младёшенька». 25 Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, А.И.Хачатурян. 1 26 Осмысление песенности, танцевальности, маршевости как основы становления более сложного жанра – балета. И.Ф.Стравинсикй. Балет «Петрушка». 1 27 Осмысление песенности, танцевальности, маршевости как основы становления более сложных жанров – оперетты и мюзикла. Театр музыкальной комедии. Чтоб музыкантом быть, надобно уменье. 1 28 Осмысление интонации как внутреннего озвученного состояния; жанры фортепианной музыки - прелюдия, этюд. С.В.Рахманинов. Ф.Шопен. Исповедь души композитора. Жанр прелюдии. Ф.Шопен. «Революционный этюд». Музыкальный жанр. Исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве (понятие мастерства). Старинные инструменты. Музыкальный инструмент - гитара. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена, Э.Грига, М.Мусоргского. Осмысление музыкальных образов в произведениях М.П.Мусоргского Рассвет на Москве-реке. Подготовка к концерту. Закрепление знаний различных видов музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. 1 16 17 18 29 30 31 32 33 34 35 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Ознакомление с музыкальным фольклором народная сказка. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1