РП музыка 1-4 с ЭП

Приложение 8 к Основной образовательной программе начального общего образования МАОУ СОШ №106

Полякова
Марина
Юрьевна

Подписан: Полякова Марина Юрьевна
DN: C=RU, OU=Директор, O=МАОУ
СОШ №106, CN=Полякова Марина
Юрьевна, E=soch106@eduekb.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: 620085, г.
Екатеринбург, ул. Титова, 28А
Дата: 2021.01.20 13:38:17+05'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка»
предметная область «Искусство»

Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета музыка разработана на уровень начального общего образования, для обучающихся 1 - 4 классов МАОУ
СОШ №106.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного
эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении,
начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни,
постижение культурного многообразия мира.
Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и
укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и
другим людям, Отечеству, миру в целом. Программа - охватывает широкое культурологическое пространство, которое подразумевает постоянные
выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и
прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми
содержания музыкального произведения.
Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок,
разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной
сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего
зрения».Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во
внеурочной деятельности.
В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного
характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в
размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных
произведений, в составлении программы итогового концерта.
Цель программы: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи программы:
 воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и
эстетических чувств;
 воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
 развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного
восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
 накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке,
формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных
видах музыкальной деятельности.
Курс «Музыка» входит в образовательную область «Искусство» и на его освоение в учебном плане школы отводится 138 часов (из расчета 1 час в
неделю), из них: 1 класс- 33 часа, во 2-4 классах по 35 часа.
Для реализации данной программы используется весь набор методов организации и осуществления учебной деятельности – словесные

(рассказ, учебная лекция, беседа), наглядные (иллюстрационные и демонстрационные), практические, репродуктивные, проблемно-поисковые,
игровые, методы работы под руководством учителя и самостоятельной работы. А также применяется широкий спектр образовательных
педагогических технологий, которые интегрируются с ИКТ: проблемно-диалогического обучения, игровая технология, проектная технология,
технология организации учебных взаимодействий
Программа предполагает использование на уроках музыки следующих форм организации образовательного процесса: фронтальная,
индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Для оценивания результатов образовательной деятельности будет применяться пятибалльная система оценивания.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы обучающимися происходит в процессе активного
восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся:
хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных
представлений.
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию;
понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной принадлежности, уважение к
истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовнонравственном развитии человека. В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающиеся научатся понимать
музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и
чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.
Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные
предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на
реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.
У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека
явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация
программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность,
способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкальнотворческую деятельность, в том числе на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.
Предметные результаты освоения программы:
сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного
вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокальнохоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Предметные результаты по видам деятельности обучающихся
В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в
различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности обучающихся
основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его
духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки

и самореализации. Освоение программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной
жизни школы, города, региона.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы и их содержание
№

Название темы

Колво
часов

Содержание

Предметные результаты

1 класс

1.

Мир
музыкальных
звуков

10

Звуки окружающего мира; звуки шумовые и
музыкальные. Свойства музыкального звука: тембр,
длительность, громкость, высота. Знакомство со
звучанием музыкальных инструментов разной высоты
и тембровой окраски (просмотр фрагментов
видеозаписей исполнения на различных
инструментах). Прослушивание фрагментов
музыкальных произведений с имитацией звуков
окружающего мира.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в
ансамбле. Пение попевок и простых песен.

Научаться воспринимать и воспроизведить звуки
окружающего мира во всем многообразии.
Формирование правильной певческой установки и
певческого дыхания.
Получат возможность научиться играть на
элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.

2

Ритм – движение
жизни

2

Ритмические игры. «Звучащие жесты»
(«инструменты тела»): хлопки, шлепки, щелчки,
притопы и др; слоговая система озвучивания
длительностей и их графическое изображение;
ритмоинтонирование слов,
стихов; ритмические «пазлы».
Игра в детском шумовом оркестре: ложки,
погремушки, трещотки, треугольники,
колокольчики и др. Простые ритмические
аккомпанементы к инструментальным пьесам
(примеры: Д.Д. Шостакович «Шарманка», «Марш»;
М.И. Глинка «Полька», П.И.
Чайковский пьесы из «Детского альбома» и др.).

Научатся воспринимать и воспроизводить ритмы
окружающего мира,
осознавать короткие и длинные звуки в ритмических
играх, получат возможность использовать «звучащие
жесты» в качестве аккомпанемента к стихотворным
текстам и музыкальным
пьесам.

Чередование коротких и длинных звуков; чередование
сильных и слабых долей.. Простые ритмические
аккомпанементы к музыкальным произведениям.

3

Мелодия –
царица музыки

4

Слушание музыкальных произведений яркого
интонационно-образного содержания. Примеры: Г.
Свиридов «Ласковая просьба», Р. Шуман «Первая
утрата», Л.Бетховен Симфония N 5 (начало), В.А.
Моцарт Симфония N 40 (начало). Выразительные
свойства мелодии. Типы мелодического движения.
Аккомпанемент. Исполнение песен с плавным
мелодическим движением. Разучивание песен с
поступенным движением, повторяющимися
интонациями. Пение по «лесенке»; пение с
применением ручных знаков. Музыкально-игровая
деятельность – интонация-вопрос, интонация-ответ.
Интонации музыкально-речевые: музыкальные игры
«вопрос-ответ», «поставь точку в конце
музыкального предложения». Освоение приемов
игры мелодии на ксилофоне и металлофоне.

Научатся исполнять песни с постепенным движением,
повторяющимися интонациями и использовать разные
музыкально-речевые интонации. Получат возможность
исполнять элементарные мелодий на ксилофоне и
металлофоне
с
простым
ритмическим
аккомпанементом.

4

Музыкальные
краски

5

Понятие контраста в музыке. Лад. Мажор и минор.
Тоника . Слушание музыкальных произведений с
контрастными образами, пьес различного ладового
наклонения. Пьесы различного образноэмоционального содержания. Примеры: П.И.
Чайковский «Детский альбом» («Болезнь куклы»,
«Новая кукла»); Р. Шуман «Альбом для юношества»
(«Дед Мороз», «Веселый крестьянин»). Контрастные
образы внутри одного произведения. Пример: Л.
Бетховен «Весело-грустно». Двигательная
импровизация под музыку контрастного характера.
Театрализация небольших инструментальных пьес
контрастного ладового характера. Самостоятельный
подбор и применение элементарных инструментов в
создании музыкального образа.

Научатся формировать ладовое чувство в хоровом
пении: мажорные и минорные краски, разучат песни
контрастного характера в разных ладах. Получат
возможность самостоятельно подбирать и применять
элементарные инструменты в создании музыкального
образа.

5

Музыкальные
жанры: песня,
танец, марш

5

Песня, танец, марш в музыкальном материале для
прослушивания и
пения (в том числе, на основе пройденного
материала). Двигательная импровизация под музыку с
использованием простых танцевальных и маршевых
движений. Сочинение простых инструментальных
аккомпанементов как сопровождения к песенной,
танцевальной и маршевой музыке. Исполнение
хоровых и инструментальных произведений разных
жанров. Концертное выступление.

Научатся определять и анализировать основные
особенности жанров музыки: песня, танец, марш.
Получат
возможность
сформировать
навыки
публичного исполнения на основе данного хоровой и
инструментальной музыки разных жанров и получат
первый опыт концертных выступлений в тематических
мероприятиях.

6

Музыкальная
азбука или где
живут ноты

3

Освоение в игровой деятельности элементов
музыкальной грамоты: нотоносец, скрипичный
ключ, расположение нот первой
октавы
на
нотоносце, диез,
бемоль.
Знакомство
с
фортепианной клавиатурой: изучение регистров
фортепиано. Расположение нот первой октавы на
нотоносце и клавиатуре. Динамические оттенки
(форте, пиано).
Разучивание и исполнение песен с применением
ручных знаков. Пение разученных ранее песен по
нотам. Первые навыки игры по нотам.

Научатся устанавливать зрительно-слуховые
ассоциаций в процессе прослушивания музыкальных
произведений с характерным мелодическим рисунком
(восходящее и нисходящее движение мелодии) и
отражать их в элементарной графической записи (с
использованием знаков –линии, стрелки и т.д.).
научатся петь простейшие песни по нотам. Получат
возможность сформировать зрительно-слуховые связи:
ноты-клавиши-звуки.

7

Я – артист

3

Исполнение пройденных хоровых и
инструментальных произведений
в школьных мероприятиях.
Командные состязания: викторины на основе
изученного музыкального материала; ритмические
эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги».
Импровизация на элементарных музыкальных
инструментах с использованием пройденных
ритмоформул; импровизация-вопрос,
импровизация-ответ; соревнование солистов–
импровизация простых аккомпанементов и
ритмических рисунков.

Научатся исполнять пройденные музыкальные
произведения в школьных мероприятиях.
Получат возможность развития навыка импровизации
на элементарных музыкальных инструментах.

8

Музыкальнотеатрализованное
представление

1

Совместное участие обучающихся, педагогов,
родителей в подготовке и проведении музыкальнотеатрализованного представления. Разработка
сценариев музыкально-театральных, музыкальнодраматических, концертных композиций с
использованием пройденного хорового и
инструментального материала. Подготовка и
разыгрывание сказок, театрализация песен. Участие
родителей в музыкально-театрализованных
представлениях (участие в разработке сценариев,
подготовке
музыкально-инструментальных номеров, реквизита и
декораций, костюмов и т.д.).
Создание музыкально-театрального коллектива:
распределение ролей: «режиссеры», «артисты»,
«музыканты», «художники» и т.д.

Научатся разыгрывать сказки, инсценировать песни.
Получат возможность участия в подготовке и
проведении музыкально-театрализованного
представления совместно с родителями.

2 класс
9

Народное
музыкальное
искусство.
Традиции и
обряды

5

Повторение и инсценирование народных
песен, пройденных в первом классе. Разучивание
закличек, потешек,
игровых и хороводных песен. Приобщение детей к
игровой традиционной народной
культуре: народные игры с музыкальным
сопровождением.
Игры народного календаря: святочные игры, колядки,
весенние игры.
Знакомство с ритмической партитурой.
Исполнение произведений по ритмической партитуре.
Свободное дирижирование
ансамблем одноклассников. Исполнение песен с
инструментальным сопровождением: подражание
«народному оркестру» (ложки, трещотки, гусли,
шаркунки). Народные
инструменты разных регионов.
Прослушивание народных песен в исполнении

Научатся исполнять обрядные песни, исполнять песни
под «аккомпанемент» народных нструментов.
Получат возможность приобщиться к игровой
традиционной культуре, а также познакомиться с
народными инструментами разных регионов.

детских фольклорных ансамблей, хоровых
Коллективов.
Знакомство с народными танцами в исполнении
фольклорных и профессиональных ансамблей.
10

Широка страна
моя родная

5

Разучивание Гимна Российской Федерации, гимна
своей республики, города, школы. Применение знаний
о способах и приемах выразительного пения.
Прослушивание произведений с яркой выразительной
мелодией. Примеры: М.И. Глинка «Патриотическая
песня», П.И. Чайковский Первый концерт для
фортепиано с оркестром (1 часть), С.В. Рахманинов
«Вокализ», Второй концерт для фортепиано с
оркестром (начало). Узнавание в прослушанных
произведениях различных видов интонаций
(призывная, жалобная, настойчивая и т.д.).Подбор по
слуху с помощью учителя пройденных песен с
несложным (постепенным) движением. Освоение
фактуры «мелодия-аккомпанемент» в упражнениях и
пьесах для оркестра элементарных инструментов.

Научатся исполнять гимн РФ, гимн школы. Научатся
узнавать в прослушанных произведениях различные
виды интонаций (призывная, жалобная, настойчивая и
т.д.).
Получат возможность развития приемов игры на
металлофоне и ксилофоне одной и двумя руками:
восходящее и нисходящее движение; подбирать по
слуху с помощью учителя пройденные песни.

11

Музыкальное
время и его
особенности

5

Длительности и паузы в простых ритмических
рисунках.
Ритмоформулы. Такт. Размер.
Восьмые, четвертные и половинные длительности,
паузы.
Ритмические «пазлы», ритмическая эстафета,
ритмическое эхо, простые ритмические каноны.
Чтение простейших ритмических партитур.
Исполнение пьес на инструментах малой ударной
группы: маракас, пандейра, коробочка (вуд-блок),
блоктроммель, барабан,
треугольник, реко-реко и др.
Разучивание хоровых и инструментальных
произведений с разнообразным ритмическим
рисунком.

Научатся составлять ритмические рисунки в объеме
фраз и предложений, а также исполнять пьесы на малой
ударной группе.
Получат возможность исполнять хоровые и
инструментальные произведений с разнообразным
ритмическим рисунком.

12

Музыкальная
грамота

6

Расположение нот в первой-второй октавах. Пение
простых выученных попевок и песен в размере 2/4 по
нотам с тактированием. Игры и тесты на знание
элементов музыкальной грамоты: расположение нот
первой-второй октав на нотном стане, обозначения
длительностей (восьмые, четверти, половинные), пауз
(четверти и восьмые), размера (2/4, 3/4, 4/4), динамики
(форте, пиано,
крещендо, диминуэндо). Простые интервалы: виды,
особенности звучания и
выразительные возможности.
Пение мелодических интервалов с использованием
ручных знаков.
Прослушивание в пройденном вокальном и
инструментальном
музыкальном материале интервалов (терция, кварта,
квинта, октава). Слушание
двухголосных хоровых произведений
Ознакомление с приемами
игры на синтезаторе.

Научатся читать ноты первой-второй октавы в записи
пройденных песен и узнавать в них интервалы(терция,
кварта, квинта, октава).
Получат возможность познакомиться с приемами
игры на синтезаторе.

13

«Музыкальный
конструктор»

5

Восприятие точной и вариативной повторности в
музыке. Прослушивание музыкальных произведений в
простой двухчастной форме (примеры: Л. Бетховен
Багатели, Ф. Шуберт Экосезы); в простой трехчастной
форме (примеры: П.И. Чайковский пьесы из
«Детского альбома», Р. Шуман «Детские сцены»,
«Альбом для юношества», С.С. Прокофьев «Детская
музыка»); в форме вариаций (примеры:
инструментальные и оркестровые вариации Й.
Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, М.И. Глинки);
куплетная форма (песни и хоровые произведения).
Исполнение пьес в простой двухчастной, простой
трехчастной и куплетной формах в инструментальном
музицировании. Различные типы аккомпанемента как
один из элементов создания контрастных образов.
Сочинение мелодий по пройденным мелодическим
моделям. Игра на ксилофоне и металлофоне

Научатся различать в музыке классические
музыкальные формы.
Получат возможность сочинять простейшие мелодии,
исполнять на ксилофоне и металлофоне пьесы в
простой двухчастной, простой трехчастной и куплетной
формах.

сочиненных вариантов. «Музыкальная эстафета»: игра
на элементарных инструментах сочиненного
мелодико-ритмического рисунка с точным и
неточным повтором по эстафете. Исполнение песен в
простой двухчастной и простой трехчастной формах.
Примеры: В.А. Моцарт Колыбельная»; Л. Бетховен
«Сурок»; Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой» и др.
14

Жанровое
разнообразие в
музыке

5

Песенность, танцевальность, маршевость в различных
жанрах вокальной и
инструментальной музыки. Песенность как
отличительная черта русской музыки.
Формирование первичных знаний о музыкальнотеатральных жанрах: путешествие в мир театра
(театральное здание, театральный зал, сцена, за
кулисами театра). Балет, опера.
Слушание классических музыкальных произведений с
определением их
жанровой основы.
Элементарный анализ средств музыкальной
выразительности, формирующих признаки жанра
(характерный размер, ритмический рисунок,
мелодико-интонационная основа). Примеры: пьесы из
детских альбомов А.Т. Гречанинова, Г.В. Свиридова,
А.И. Хачатуряна, «Детской музыки» С.С.Прокофьева,
фортепианные прелюдии Д.Д. Шостаковича и др.).
Передача в движении характерных жанровых
признаков различных классических музыкальных
произведений; пластическое и графическое
моделирование метроритма («рисуем музыку»).
Создание презентации «Путешествие в мир театра»
(общая панорама, балет, опера). Сравнение на основе
презентации жанров балета и оперы. Разработка и
создание элементарных макетов театральных
декораций и афиш по сюжетам известных сказок,
мультфильмов и др. Исполнение песен кантиленного,
маршевого и танцевального характера. Примеры: А.
Спадавеккиа «Добрый жук», В. Шаинский «Вместе

Научатся элементарному анализу средств музыкальной
выразительности, которые формируют пизнаки жанра,
создавать презентации.
Получат возможность сочинять простые пьесы с
различной жанровой основой по пройденным
мелодическим и ритмическим моделям для шумового
оркестра, ансамбля элементарных инструментов.

весело шагать», А. Островский «Пусть всегда будет
солнце», песен современных композиторов.
Сочинение простых пьес с различной жанровой
основой по пройденным мелодическим и
ритмическим моделям для шумового оркестра,
ансамбля элементарных инструментов.
15

Я – артист

3

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и
инструментальное).
Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День
Защитника Отечества,
Международный день 8 марта, годовой круг
календарных праздников и другие), подготовка
концертных программ.
Исполнение
пройденных
хоровых
и
инструментальных произведений в
школьных мероприятиях, посвященных праздникам,
торжественным событиям.
Подготовка концертных программ, включающих
произведения для хорового и
инструментального
(либо
совместного)
музицирования.
Участие в школьных, региональных и всероссийских
музыкально - исполнительских фестивалях, конкурсах
и т.д.
Командные состязания: викторины на основе
изученного музыкального материала; ритмические
эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с
применением усложненных ритмоформул.
Совершенствование
навыка
импровизации
на
элементарных
музыкальных
инструментах.
Импровизация на элементарных
музыкальных инструментах, инструментах народного
оркестра, синтезаторе с использованием пройденных
мелодических и ритмических формул. Соревнование
солистов
–импровизация
простых
аккомпанементов
и

Научатся исполнять выученные музыкакльные
произведения в школьных мероприятиях, посвященных
праздникам, торжественным событиям.
Получат возможность участвовать в школьных,
региональных и всероссийских музыкально
исполнительских фестивалях, конкурсах.

мелодико-ритмических рисунков.
16

Музыкально театрализованное
представление

1

Музыкально - театрализованное представление как
результат освоения программы во втором классе.
Совместное
участие
обучающихся,
педагогов,
родителей в подготовке и проведении музыкально театрализованного
представления.
Разработка
сценариев музыкально - театральных, музыкальнодраматических,
концертных
композиций
с
использованием
пройденного
хорового
и
инструментального материала.
Театрализованные формы проведения открытых
уроков, концертов. Подготовка и разыгрывание
сказок, фольклорных композиций, театрализация
хоровых произведений с
включением элементов импровизации. Участие
родителей
в
музыкально-театрализованных
представлениях (участие в разработке сценариев,
подготовке музыкально-инструментальных номеров,
реквизита и декораций, костюмов и т.д.).
Создание
музыкально-театрального
коллектива:
распределение ролей: «режиссеры»,
«артисты», «музыканты», «художники» и т.д.

Научатся совместной работе с педагогами, родителями
в подготовке и проведении музыкально театрализованного представления.
Получат возможность участвовать в музыкальнотеатральном коллективе.

3 класс
17

Музыкальный
проект
«Сочиняем
сказку».

1

Создание информационного сопровождения проекта
(афиша, презентация,
пригласительные билеты и т. д.).
Разучивание и исполнение песенного ансамблевого и
хорового материала как
части проекта.
Формирование умений и навыков ансамблевого и
хорового пения в процессе работы над целостным
музыкально-

Научатся разрабатывать план организации
музыкального проекта «Сочиняем сказку» с участием
обучающихся, педагогов, родителей.
Получат возможность в соревновании классов
на лучший музыкальный проект «Сочиняем сказку»

театральным проектом.
Практическое освоение и применение элементов
музыкальной грамоты.
Разучивание оркестровых партий по ритмическим
партитурам. Пение хоровых партий по нотам.
Развитие музыкально-слуховых представлений в
процессе работы над творческим
проектом.
Работа над метроритмом. Ритмическое остинато и
ритмические каноны в
сопровождении музыкального проекта. Усложнение
метроритмических структур с
использованием пройденных длительностей и пауз в
размерах 2/4, 3/4, 4/4; сочинение
ритмоформул для ритмического остинато.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в
ансамбле.
Совершенствование игры в детском
инструментальном ансамбле (оркестре): исполнение
оркестровых партитур для различных составов
(группы ударных инструментов различных
тембров, включение в оркестр партии синтезатора).
Соревнование классов
на лучший музыкальный проект «Сочиняем сказку»
18

Широка страна
моя родная

10

Слушание музыкальных и поэтических произведений
фольклора; русских народных песен разных жанров,
песен народов, проживающих в национальных
республиках России; звучание национальных
инструментов. Прослушивание песен народов России
в исполнении фольклорных и этнографических
ансамблей.
Исполнение песен народов России различных жанров
колыбельные, хороводные,
плясовые и др.) в сопровождении народных
инструментов. Пение a capella, канонов, включение
элементов двухголосия. Разучивание песен по нотам.
Исполнение на народных

Научатся формировать знания о музыкальном и
поэтическом фольклоре, национальных инструментах,
национальной одежде; петь a
capella, канонов, включая элементы двухголосия.
Получат возможность разыгрывать народные песни по
ролям.

инструментах (свирели, жалейки, гусли, балалайки,
свистульки, ложки, трещотки,
народные инструменты региона и др.) ритмических
партитур и аккомпанементов к
музыкальным произведениям, а также простейших
наигрышей.
Разыгрывание народных песен по ролям.
Театрализация небольших инструментальных пьес
разных народов России. Самостоятельный подбор и
применение элементарных инструментов в создании
музыкального образа.
19

Хоровая планета

5

Слушание произведений
в исполнении хоровых коллективов: Академического
ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.
Александрова, Государственного академического
русского народного хора п/у А.В. Свешникова,
Государственного академического русского народного
хора им. М.Е. Пятницкого; Большого детского хора
имени В. С. Попова и др.
Определение вида хора по составу голосов: детский,
женский, мужской, смешанный. Определение типа
хора по характеру исполнения: академический,
народный.
Совершенствование хорового исполнения: развитие
основных хоровых навыков,
эмоционально-выразительное исполнение хоровых
произведений. Накопление хорового
репертуара. Исполнение хоровых произведений
классической и современной музыки с
элементами двухголосия.

Научатся определять виды хора по составу голосов
(детский, женский, мужской, смешанный), по характеру
исполнения (академический, народный).
Получат возможность исполнять хоровые произведения
классической и современной музыки с
элементами двухголосия.

20

Мир оркестра

5

Слушание фрагментов произведений мировой
музыкальной классики с яркой оркестровкой в
исполнении выдающихся музыкантов-исполнителей,
исполнительских коллективов. Узнавание основных
оркестровых групп и тембров инструментов
симфонического оркестра. Примеры М.П.
Мусоргский «Картинки с выставки» (в оркестровке М.

Научатся узнавать основные группы
симфонического оркестра: виды инструментов, тембры.
Получат возможность начальные навыков пения под
фонограмму.

Равеля); Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для
молодежи» и другие.
Прослушивание фрагментов концертов для
солирующего инструмента (фортепиано,
скрипка, виолончель, гитара и др.) и оркестра.
Музыкальная викторина «Угадай инструмент».
Викторина-соревнование на определение тембра
различных инструментов и оркестровых групп.
Исполнение инструментальных миниатюр «солотутти» оркестром элементарных инструментов.
Исполнение песен в сопровождении оркестра
элементарного музицирования.
Начальные навыки пения под фонограмму.
21

Музыкальная
грамота

5

Чтение нот хоровых и оркестровых партий.
Освоение новых элементов музыкальной грамоты:
интервалы в пределах октавы,
мажорные и минорные трезвучия. Пение
мелодических интервалов и трезвучий с
использованием ручных знаков.
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных
песен на металлофоне,
ксилофоне, синтезаторе.
Музыкально-игровая деятельность: двигательные,
ритмические и мелодические
каноны-эстафеты в коллективном музицировании.
Сочинение ритмических рисунков
в форме рондо (с повторяющимся рефреном),
в простой двухчастной и трехчастной формах.
Сочинение простых аккомпанементов с
использованием интервалов и трезвучий.
Импровизация с использованием пройденных
интервалов и трезвучий. Применение
интервалов и трезвучий в инструментальном
сопровождени и к пройденным песням, в
партии синтезатора.
Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам;
исполнение по нотам

Научатся основам музыкальной грамоты (интервалы в
пределах октавы, мажорные и минорные трезвучия),
петь по нотам с тактированием, исполнять каноном.
Получат возможность сочинять простые
аккомпанементы с использованием интервалов и
трезвучий.

оркестровых партитур различных составов.
Слушание многоголосных (два-три голоса) хоровых
произведений хорального
склада, узнавание пройденных интервалов и трезвучи
22

Формы и жанры
в музыке

5

Слушание музыкальных произведений, написанных в
разных формах и жанрах. Примеры: Д.Б. Кабалевский
«Рондо-марш», «Рондо-танец», «Рондо-песня»; Л.
Бетховен «Ярость по поводу потерянного гроша».
Прослушивание оркестровых произведений,
написанных в форме вариаций. Примеры: М. И.
Глинка «Арагонская хота»; М. Равель «Болеро».
Активное слушание с элементами пластического
интонирования пьес-сценок, пьес-портретов в простой
двухчастной и простой трехчастной формах и др.
Форма рондо и вариации в музыкально-ритмических
играх с инструментами (чередование ритмического
тутти и ритмического соло на различных
элементарных инструментах (бубен, тамбурин и др.).
Исполнение хоровых произведений в форме рондо.
Инструментальный аккомпанемент с применением
ритмического остинато, интервалов и трезвучий.
Сочинение и исполнение на элементарных
инструментах пьес в различных формах
и жанрах с применением пройденных мелодикоритмических формул, интервалов, трезвучий, ладов.

Научатся определять простые двухчастную и
трехчастную формы, вариации, форму рондо на новом
музыкальном
материале.
Получат возможность сочинять и исполнять на
элементарных инструментах пьесы в различных формах
и жанрах с применением пройденных мелодикоритмических формул, интервалов, трезвучий, ладов.

23

Я – артист

3

Исполнение пройденных хоровых и
инструментальных произведений
в школьных мероприятиях, посвященных праздникам,
торжественным событиям.
Подготовка концертных программ, включающих
произведения для хорового и
инструментального (либо совместного)
музицирования, в том числе музыку народов
России.
Участие в школьных, региональных и всероссийских
музыкально-исполнительских

Научатся сольному и ансамблевому музицированию
(вокальное и инструментальное), творческим
соревнованиям.
Получат возможность участия в школьных,
региональных и всероссийских музыкальноисполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.

фестивалях, конкурсах и т.д.
Командные состязания: викторины на основе
изученного музыкального
материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо,
ритмические «диалоги» с применением усложненных
ритмоформул.
Совершенствование навыка импровизации.
Импровизация на элементарных музыкальных
инструментах, инструментах народного оркестра,
синтезаторе с использованием пройденных
мелодических и ритмических формул. Соревнование
солиста
и оркестра – исполнение «концертных» форм.
24

Музыкальнотеатрализованное
представление

1

Совместное участие обучающихся, педагогов,
родителей в подготовке и проведении музыкальнотеатрализованного представления. Разработка
сценариев музыкально-театральных, музыкальнодраматических, концертных композиций с
использованием пройденного хорового и
инструментального материала. Рекомендуемые
темы: «Моя Родина», «Широка страна моя р
одная», «Сказка в музыке», «Наша школьная
планета», «Мир природы» и другие.
Театрализованные формы проведения открытых
уроков, концертов. Подготовка и разыгрывание
сказок, фольклорных композиций,
театрализация хоровых произведений с включением
элементов им
провизации. Участие
родителей в музыкально-театрализованных
представлениях (участие в разработке
сценариев, подготовке музыкально-инструментальных
номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.).
Создание музыкально-театрального коллектива:
распределение ролей:
«режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники»
и т.д.

Научатся разрабатывать сценария
музыкально-театральных, музыкально-драматических,
концертных композиций с
использованием пройденного хорового и
инструментального материала.
Получат возможность участвовать в музыкальнотеатральном коллективе.

4 класс
25

Песни народов
мира

6

Слушание песен народов мира
с элементами анализа жанрового разнообразия,
ритмических особенностей песен разных регионов,
приемов развития (повтор,
вариантность, контраст).
Исполнение песен народов мира с
более сложными ритмическими рисунками
(синкопа, пунктирный ритм) и различными типами
движения (постепенное, по звукам
аккорда, скачками).
Исполнение оркестровых партитур с относительно
самостоятельными по ритмическому рисунку
партиями (например, ритмическое остинато / партия,
дублирующая ритм мелодии; пульсация равными
длительностями / две партии–ритмическое эхо и др.).
Исполнение
простых ансамблевых дуэтов, трио; соревнование
малых исполнительских групп.

Научатся видению в песне отражения истории культуры
и быта различных народов мира.
Получат возможность исполнять простые ансамблевые
дуэты, трио; соревнования малых исполнительских
групп.

26

Музыкальная
грамота

5

Чтение нот хоровых и оркестровых партий в
тональностях (до двух знаков).
Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам
с тактированием, с применением
ручных знаков. Исполнение простейших
мелодических канонов по нотам.
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных
песен.

Научатся читать ноты хоровых и оркестровых партий в
тональностях (до двух знаков) и подбоирать по слуху с
помощью учителя пройденные песни.
Получат возможность инструментальной и вокальной
импровизации с использованием простых интервалов,
мажорного и минорного трезвучий.

Сочинение ритмических рисунков в форме рондо, в
простой двухчастной и простой трехчастной формах,
исполнение их на музыкальных инструментах.
Ритмические каноны на основе освоенных
ритмоформул. Применение простых интервалов и
мажорного и минорного трезвучий в аккомпанементе
к пройденным хоровым произведениям (в партиях
металлофона, ксилофона, синтезатора).
Инструментальная и вокальная импровизация
с использованием простых интервалов, мажорного и
минорного трезвучий.
27

Оркестровая
музыка

6

Слушание произведений для симфонического,
камерного, духового, народного оркестров. Примеры:
оркестровые произведения А. Вивальди, В.
Блажевича, В. Агапкина, В. Андреева; песни военных
лет в исполнении духовых оркестров, лирические
песни в исполнении народных оркестров;
произведения для баяна, домры, балалайки-соло,
народных инструментов региона и др.
Игра оркестровых партитур с самостоятельными по
ритмическому рисунку партиями. Игра в ансамблях
различного состава; разучивание простых
ансамблевых дуэтов, трио,
соревнование малых исполнительских групп. Подбор
тембров на синтезаторе, игра в подражание
различным инструментам.

Научатся различать виды оркестров (симфонический,
камерный, духовой, народный, джазовый, эстрадный).
Получат возможность подбирать тембры на
синтезаторе, играть в подражание различным
инструментам.

28

Музыкальносценические
жанры

7

Балет, опера, мюзикл. Слушание и просмотр
фрагментов из классических опер, балетов и
мюзиклов.
Сравнение особенностей жанра и структуры
музыкально-сценических произведений,
функций балета и хора в опере. Синтез искусств в
музыкально-сценических жанрах: роль
декораций в музыкальном спектакле; мастерство
художника-декоратора и т.д. Примеры: П.И.

Научатся сравнивать особенности жанра и структуры
музыкально-сценических произведений,
функций балета и хора в опере.
Получат возможность драматизировать отдельных
фрагментов музыкально-сценических произведений.

Чайковский «Щелкунчик», К. Хачатурян
«Чиполлино», Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка».
Драматизация отдельных фрагментов музыкальносценических произведений.
Драматизация песен. Примеры: р. н. п. «Здравствуй,
гостья зима», Р. Роджерс «Уроки музыки» из мюзикла
«Звуки музыки», английская народная песня «Пусть
делают все так, как я» (обр. А. Долуханяна).
29

Музыка кино

1

Просмотр фрагментов детских кинофильмов и
мультфильмов. Анализ функций и эмоциональнообразного содержания музыкального сопровождения:
характеристика действующих лиц (лейтмотивы),
времени и среды действия; создание эмоционального
фона; выражение общего смыслового контекста
фильма. Примеры: фильмы-сказки «Морозко»
(режиссер А. Роу, композитор Н. Будашкина), «После
дождичка в четверг» (режиссер
М. Юзовский, композитор Г. Гладков), «Приключения
Буратино» (режиссер Л. Нечаев, композитор А.
Рыбников). Мультфильмы: У. Дисней «Наивные
симфонии»; музыкальные характеристики героев в
мультфильмах российских режиссеров-аниматоров В.
Котеночкина, А. Татарского, А.
Хржановского, Ю. Норштейна, Г. Бардина, А. Петрова
и др. Музыка к мультфильмам: «Винни Пух» (М.
Вайнберг), «Ну, погоди» (А. Державин, А. Зацепин),
«Приключения Кота Леопольда» (Б. Савельев, Н.
Кудрина), «Крокодил Гена и Чебурашка» (В.
Шаинский).
Исполнение песен
из кинофильмов и мультфильмов. Работа над
выразительным исполнением вокальных
(ансамблевых и хоровых) произведений с
аккомпанированием.
Создание музыкальных композиций
на основе сюжетов различных кинофильмов
и мультфильмов.

Сформируют знания об особенностях киномузыки и
музыки к мультфильмам. Научатся
анализировать функции и эмоционально-образное
содержание музыкального сопровождения:
характеристику действующих лиц (лейтмотивы),
времени и среды действия; создание эмоционального
фона; выражение общего смыслового контекста
фильма.
Получат возможность создавать музыкальные
композиции на основе сюжетов различных
кинофильмов и мультфильмов.

30

Учимся, играя

7

Музыкальные викторины, игры, тестирование,
импровизации, подбор по слуху, соревнования по
группам, конкурсы, направленные на выявление
результатов освоения программы.
Ритмические игры, игры-соревнования на
правильное определение на слух и в нотах элементов
музыкальной речи. Импровизация-соревнование на
основе заданных моделей, подбор по слуху простых
музыкальных
построений. Исполнение изученных песен в форме
командного соревнования.

Научатся соревноваться на основе заданных моделей,
подбирать по слуху простые музыкальные построения.
Получат возможность исполнять изученные песни в
форме командного соревнования.

31

Я – артист

2

Исполнение пройденных хоровых и
инструментальных произведений в школьных
мероприятиях, посвященных праздникам,
торжественным событиям.
Исполнение песен в сопровождении двигательнопластической, инструментальноритмической импровизации.
Подготовка концертных программ, включающих
произведения для хорового и
инструментального (либо совместного)
музицирования и отражающих полноту тематики
освоенного учебного предмета.
Участие в школьных, региональных и всероссийских
музыкально-исполнительских
фестивалях, конкурсах и т.д.
Командные состязания: викторины на основе
изученного музыкального материала; ритмические
эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с
применением всего разнообразия пройденных
ритмоформул.

Научатся исполнять песни в сопровождении
двигательно-пластической, инструментальноритмической импровизации.
Получат возможность соревноваться классами: за
лучшее исполнение произведений хорового,
инструментального, музыкально-театрального
репертуара, пройденных за весь период
обучения.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в
ансамбле, оркестре.
Импровизация на элементарных музыкальных
инструментах, инструментах народного
оркестра, синтезаторе с использованием всех
пройденных мелодических и ритмических
формул. Соревнование: «солист – солист», «солист –
оркестр».
Соревнование классов: лучшее исполнение
произведений хорового, инструментального,
музыкально-театрального репертуара, пройденных за
весь период
обучения.
32

Музыкально театрализованное
представление

1

Совместное участие обучающихся, педагогов,
родителей в подготовке и
проведении музыкально-театрализованного
представления. Разработка сценариев
музыкально-театральных, музыкально-драматических,
концертных композиций с
использованием пройденного хорового и
инструментального материала. Подготовка и
разыгрывание музыкально-театральных постановок,
музыкально-драматических
композиций по мотивам известных мультфильмов,
фильмов-сказок, опер и балетов на сказочные сюжеты.
Участие родителей в музыкально-театрализованных
представлениях (участие в разработке сценариев,
подготовке музыкально-инструментальных номеров,
реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание
музыкально-театрального коллектива: распределение
ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты»,
«художники» и т.д.

Научатся разыгрывать музыкально-театральные
постановок, музыкально-драматических
композиций по мотивам известных мультфильмов,
фильмов-сказок, опер и балетов на сказочные сюжеты.
Получат возможность участвовать в музыкальнотеатральном коллективе, с распределением ролей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(Приложение к рабочей программе учебного предмета «Музыка») для 1-4 классов

УМК: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка – М., Просвещение.

1 класс
Номер
урока

Тема урока
Тема полугодия: «Музыка вокруг нас»

1

Количество
часов
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

О музах, покровительницах искусств (Урок-путешествие).
Хор и хоровод (Урок-экскурсия).
Музыка слышна повсюду (Урок-игра).
Мелодия – душа музыки (Урок-путешествие).
Осенняя музыка.
Я - композитор. Сочини мелодию.
Каждому нужна азбука.
Азбука в музыке.
Обобщающий урок по теме: «Музыкальная азбука».
Гусли. Струнные музыкальные инструменты.
Русский былинный сказ. «Садко».
Флейта. Духовые музыкальные инструменты.
Картины могут звучать.
Инсценированные песни.
Рождественские песни.
Колядки. Музыка на зимних праздниках.
Тема полугодия: «Музыка и ты»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17

Родной край. Трио: поэт, художник, композитор.

1

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Утренняя музыка.
Вечерняя музыка.
Портреты в музыке.
Сказку можно разыграть. «Баба-Яга» - русская народная сказка.
Группы инструментов. Каждый выбирает свой инструмент.
Храбрость в музыке. Симфония «Богатырская».
Фортепиано в ансамбле с музыкальными инструментами.
Музыка и мама. Колыбельные.
Клавишные музыкальные инструменты.
Лютня. Чудесный инструмент. Алжирская сказка.
Картины вновь оживают. Звучащие картины.
Музыка и цирк. Духовые инструменты.
Театр – звучащий дом.
Сказка и опера. Музыканты как исполнители.
Музыкальный спектакль и афиша.
Музыкальный словарик.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(Приложение к рабочей программе учебного предмета «Музыка») для 1-4 классов

УМК: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка – М., Просвещение.

2 класс
Номер
урока
1
2
3

Тема урока
Россия – Родина моя
Мелодия – это основа музыки.
Родина моя - Россия.
Осмысление Гимна России как одного из основных государственных символов страны, известных всему миру.

Количество
часов
1
1
1

День, полный событий
4
5
6
7
8
9

Группа клавишных инструментов. Фортепиано.
Музыка и природа. М.П.Мусоргский и С.С.Прокофьев. «Прогулка».
Знание названий и особенностей танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка.
Знание основных средств музыкальной выразительности - ритм, пульс. Эти разные марши.
Музыкальные и речевые интонации. Их сходство и различие.
Музыка и сказка. Колыбельные. Мама.
«О России петь, что стремиться в храм»

1
1
1
1
1
1

10
11

Духовная музыка в творчестве композиторов. Великий колокольный звон. Звучащие картины.
Ознакомление с музыкальными инструментами Урала, музыкальными инструментами народов Севера. Виды оркестра
(оркестр русских народных инструментов).
Понимание строения трехчастной форы. Кантата «Александр Невский» С.С.Прокофьев.
Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Молитва.
Ознакомление с народной музыкальной традицией родного края (праздники и обряды). С Рождеством Христовым!
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Музыка на Новогоднем празднике.
Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Что рисует интонация в уральской музыке?

1
1

12
13
14
15
16

1
1
1
1
1

17
18
19

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Ознакомление с оркестром народных инструментов. Плясовые наигрыши.

1

Понимание изученных жанров (пляска, хоровод) и форм музыки (куплетная - запев, припев; вариации). Музыка в народном 1
стиле.
Ознакомление с народными музыкальными традициями родного края (праздники и обряды). Проводы зимы. Встреча
1
весны…
В музыкальном театре.
Понимание особенностей музыкальных жанров - опера. Детский музыкальный театр.
Понимание особенностей музыкального жанра – балет.
Знание смысловых понятий: композитор, исполнитель, слушатель, дирижер. Театр оперы и балета. Волшебная палочка
дирижера.
Ознакомление со смысловыми понятиями – солист, хор. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.
Ознакомление со смысловыми понятиями – увертюра. Финал.
В концертном зале.
Понимание музыкальных инструментов симфонического оркестра. Симфоническая сказка. С.С.Прокофьев. «Петя и волк».
Повторение изученных произведений. Использование комплекса средств музыкального развития уральскими
композиторами.
Понимание названия жанров (сюита). Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.
Ознакомление учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта.
«Звучит нестареющий Моцарт».
Понимание названия изученных жанров и форм музыки (рондо). Симфония № 40. Увертюра. В.А.Моцарта.
Чтоб музыкантом быть, надобно уменье.
Ознакомление учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.С.Баха. Волшебный цветик-семицветик.
Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах.
Взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. Все в движении. Попутная песня.
Осмысление музыкальных средств выразительности, смысла понятий: музыкальная речь, музыкальный язык. Два лада.
Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла.
Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Мир композитора.
(П.Чайковский, С.Прокофьев).
Закрепление форм музыки на материале уральского края.
Обобщающий урок по теме: «Вечная жизнь мелодий».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(Приложение к рабочей программе учебного предмета «Музыка») для 1-4 классов

УМК: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка – М., Просвещение.

3 класс
Номер
урока

Тема урока

Количество
часов

6
7

Россия – Родина моя.
Душа музыки – мелодия.
Музыка и природа. Жанр романса. Звучащие картины.
Наша слава – русская держава. Канты.
Кантата С.С.Прокофьева. «Александр Невский».
М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин». Родина моя – русская земля.
День, полный событий.
Музыка и утро в произведения русских и зарубежных композиторов.
Музыка и портрет. В каждой интонации спрятан человек.

8

«Детские альбомы» русских композиторов.

1

9

Детские образы в произведения русских композиторов.
«О России петь, что стремиться в храм».
Музыка в церкви, храмах. Аве, Мария. Богородице Дево, радуйся!

1

Ознакомление с понятием тропарь. Песнь материнства.
Напевность в музыке, связанной с образом матери.
Воскресенье Вербное. Песнопения величания.
Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке.
Анализ и соотнесение выразительных и изобразительных интонаций, свойств музыки.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Былины. Настрою гусли на старинный лад.
Русская старина. Садко и Морской Царь.

1
1
1
1
1

1
2
3
4
5

10
11
12
13
14
15
16
17

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Обряды и обычаи Руси. Прощание с Масленицей.
М.И.Глинка. Опера «Руслан и Людмила».
Увертюра как понятие. Образы Фарлафа и Наины.
К.В.Глюк. Опера «Орфей и Эвридика».
Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.
П.И.Чайковский. Балет «Спящая красавица». Две феи.
Мюзикл. Современные ритмы.
В концертном зале.
Концерт как музыкальное состязание.
Флейта и скрипка как духовой и струнный музыкальные инструменты.
Э.Григ. Сюита «Пер Гюнт».

1
1
1
1
1
1
1

Л.ван Бетховен. Симфония «Героическая».
«Чтоб музыкантом быть, надобно уменье…»
Явление XX века – джаз. Острый ритм.
Мир Г.В.Свиридова. Грусть просторов.
Мир в музыке С.С.Прокофьева.
Музыка и напевность родной природы. Э.Григ, П.И.Чайковский.
В.А.Моцарт. Симфония №40.
Л.ван Бетховен. Симфония№9. Знакомство с понятием ода.
Обобщающий урок по теме: «Патриотические песни русских и зарубежных композиторов».

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(Приложение к рабочей программе учебного предмета «Музыка») для 1-4 классов

УМК: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка – М., Просвещение.

4 класс
Номер
урока

Тема урока

Количество
часов

5
6

Россия – Родина моя.
С.В.Рахманинов. Мелодика. Знакомство с понятием вокализ.
Выявление общности истоков и особенностей народной и профессиональной музыки. Зарождение русской народной песни.
Жанры русских народных песен. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства.
Выявление патриотической темы в русской классике. Осмысление понятий: лирика в поэзии и музыке. С.С.Прокофьев.
Кантата «Александр Невский».
О России петь, что стремиться в храм.
Русские святые земли Русской. Знакомство с понятием стихира.
Понимание выразительности и изобразительности музыкальной интонации. Зимнее утро, зимний вечер.

7
8

Понимание понятий: музыкальная живопись, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Знание жанров народных песен, народные музыкальные традиции (праздники и обряды).

1
1

9.

Закрепление ранее изученных жанров. Понимание значения колокольных звонов и колокольности в музыке русских
композиторов. С.В.Рахманинов. «Светлый праздник» из сюиты-фантазии для двух фортепиано.
День, полный событий.
Пастораль. Лирика в музыке и поэзии.
Выразительность, изобразительность в музыке. Зимнее утро, зимний вечер.
Преображение сказки в опере. Н.А.Римский - Корсаков, П.И.Чайковский.
Знакомство с понятием романс. Соло, дуэты и ансамбли.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Соотношение музыкального языка народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Композитор – имя ему народ.
Знание состава оркестра русских народных инструментов. Творческие коллективы.

1

1
2
3
4

10.
11
12
13
13
14

1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1

15

народов России и мира.

«Музыкант-чародей». Белорусская

1

В концертном зале.

Знакомство с музыкальными инструментами (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. Музыка А.Бородина и
П.Чайковского.
Закрепление изученных жанров и форм музыки: песня, романс, вокализ, сюита. М.П.Мусоргский. «Картинки с выставки»
(«Старый замок»).
Картины родной природы. С.В.Рахманинов. Счастье в сирени живёт. Музыкальное исполнение как способ творческого
самовыражения в искусстве. Различные виды музыки: вокальная, сольная.

1

19

Ознакомление с творчеством композитора Ф. Шопена.

1

20

Знакомство с понятиями полонез, мазурка, музыкальный образ, музыкальная драматургия, контраст, речитатив.

1

21

Знакомство с творчеством композитора Л.ван Бетховена. Осмысление музыкальной формы – соната.

1

22

1

23
24

Странствия композиторов, творчество М.И.Глинки. Закрепление знаний групп симфонического оркестра. Царит гармония
оркестра.
В музыкальном театре.
М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин». II действие. Бал в замке польского короля.
М.П.Мусоргский. Опера «Хованщина». Русская народная песня «Исходила младёшенька».

25

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, А.И.Хачатурян.

1

26

Осмысление песенности, танцевальности, маршевости как основы становления более сложного жанра
– балета. И.Ф.Стравинсикй. Балет «Петрушка».

1

27

Осмысление песенности, танцевальности, маршевости как основы становления более сложных жанров – оперетты и
мюзикла. Театр музыкальной комедии.
Чтоб музыкантом быть, надобно уменье.

1

28

Осмысление интонации как внутреннего озвученного состояния; жанры фортепианной музыки - прелюдия, этюд.
С.В.Рахманинов.
Ф.Шопен. Исповедь души композитора. Жанр прелюдии.
Ф.Шопен. «Революционный этюд». Музыкальный жанр.
Исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве (понятие мастерства).
Старинные инструменты. Музыкальный инструмент - гитара.
Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена, Э.Грига, М.Мусоргского.
Осмысление музыкальных образов в произведениях М.П.Мусоргского Рассвет на Москве-реке. Подготовка к концерту.
Закрепление знаний различных видов музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

1

16
17
18

29
30
31
32
33
34
35

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Ознакомление с музыкальным фольклором
народная сказка.

1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».