ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АООП НОО 1. Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа (далее – АООП) начального общего образования (далее - НОО) учащихся с нарушениями опорно двигательного аппарата (вариант 6.1) Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №106 (далее – МАОУ СОШ №106) - это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА), учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Она определяет содержание и организацию образовательной деятельности учащихся с НОДА с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений. АОП НОО (вариант 6.1) МАОУ СОШ №106 разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598; Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования, утвержденной приказом министерства просвещения РФ от 24.11.2022 №1023; СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28) СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2) СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для учащихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26, Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи", Уставом МАОУ СОШ №106. Вариант 6.1. адресован учащимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Учащийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его уровнях, с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Он полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и переводится из класса в класс на тех же основаниях, что и его здоровые сверстники. Осваивая адаптированную основную образовательную программу, требования к которой установлены действующим ФГОС, учащийся с НОДА имеет право на прохождение текущей и промежуточной аттестации в иных формах. Среда и рабочее место учащегося с НОДА специально организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательной является систематическая специальная помощь - создание условий для реализации особых образовательных потребностей. Цель реализации АООП: обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником с НОДА целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями учащегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Задачи, реализуемые на уровне НОО: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся; духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; формирование желания и основ умения учиться, способности к организации своей деятельности, выявление и развитие возможностей и способностей учащихся с учетом их индивидуальных особенностей; создание условий для охраны и укрепления физического, психического здоровья учащихся, формирование ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения в природной и социальной среде, ценностного отношения к человеку, к природе, к миру, к знаниям, обучение навыкам общения и сотрудничества; обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; Помимо реализации общих задач на уровне НОО АООП (вариант 6.1) предусматривает решение специальных задач: своевременное выявление детей с трудностями адаптации в обучении; определение особых образовательных потребностей детей; определение особенностей организации образовательной деятельности для рассматриваемой категории учащихся в соответствии с индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; коррекция индивидуальных недостатков развития, нормализация и совершенствование учебной деятельности, формирование общих способностей к учению; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи учащимся с учетом особенностей их психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, ИПР); реализация системы мероприятий по социальной адаптации указанной категории учащихся с ОВЗ; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) указанной категории учащихся с ОВЗ. Принципы и подходы к формированию АООП для учащихся с НОДА В основу разработки АООП МАОУ СОШ №106 для учащихся с НОДА заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению АООП для детей с НОДА предполагает учет особых образовательных потребностей этих учащихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это предусматривает возможность создания с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО учащихся с НОДА требованиями к: - структуре образовательной программы; - условиям реализации образовательной программы; - результатам образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с НОДА возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания учащихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности учащихся с НОДА школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно- практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности учащихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования. В контексте разработки АООП начального общего образования для учащихся с НОДА реализация деятельностного подхода обеспечивает: - придание результатам образования социально и личностно значимого характера; - прочное усвоение учащимися с НОДА знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; - существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; - обеспечение условий для общекультурного и личностного развития учащихся с НОДА на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующем уровне, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу формирования АООП НОО (вариант 6.1) программы положены следующие принципы: • принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников и др.); • учет типологических и индивидуальных образовательных потребностей учащихся; • коррекционная направленность образовательной деятельности; • развивающая направленность образовательной деятельности, развитие личности и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей учащегося; • онтогенетический принцип; • принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей учащихся; • принцип преемственности; • принцип целостности содержания образования (в основе содержания образования не понятие предмета, а понятие предметной области); • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения учащимися с НОДА всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; • переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность учащегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; • принцип сотрудничества с семьей. АООП НОО (вариант 6.1) разработана с учетом психолого-педагогической характеристики учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по составу группа школьников. Группа учащихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития. Группа учащихся с НОДА по варианту 6.1: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. К общим образовательным потребностям разных категорий учащихся с ОВЗ относятся: получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития; выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям учащегося с ОВЗ; обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации. Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем учащимся с НОДА: обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам; необходимо использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребенка; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды. Для этой группы учащихся обучение в общеобразовательной школе возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. Помимо этого дети с НОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь. АООП НОО (вариант 6.1) для учащихся с НОДА предусматривает различные варианты специального сопровождения учащихся данной категории: обучение в общеобразовательном классе по АООП НОО учащихся с НОДА (вариант 6.1); обучение по индивидуальным программам с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения; организация коррекционно-развивающих занятий педагогами, специалистами сопровождения МАОУ СОШ №106. Нормативный срок освоения АООП составляет четыре года. Для учащихся с НОДА нормативный срок освоения программы может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся (в соответствии с рекомендациями городской психолого – медико – педагогической комиссии). 1.2. Планируемые результаты освоения учащимися АООП НОО Общая характеристика и структура планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 6.1) учащихся с НОДА (далее - Планируемые результаты) соответствует ООП НОО МАОУ СОШ №106. Планируемые результаты освоения АООП НОО (вариант 6.1) дополняются результатами освоения программы коррекционной работы (курсов коррекционно – развивающей области). Результаты освоения программы коррекционной работы (коррекционноразвивающей области) должны соответствовать требованиям: 1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Медицинская коррекция и реабилитация»: - Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации. - Умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в разных ситуациях (очки, специальное кресло, индивидуально адаптированное рабочее место, специализированные клавиатуры компьютера, заменители традиционной мышки, памперсы и др.). - Умение удовлетворять биологические и социальные потребности, адаптироваться к окружающей среде. - Понимание ребенком того, что попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно. Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений. - Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьей для принятия решения в области жизнеобеспечения. - Прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту. - Представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в них, адекватная оценка своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в какихто областях домашней жизни. Сформированность умения брать на себя ответственность в этой деятельности. - Представление об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в пространстве школы и просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие в них, брать на себя ответственность. Прогресс ребенка в этом направлении. - Стремление ребенка активно участвовать в подготовке и проведении праздников и других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом направлении. 2. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Психологическая коррекция познавательных процессов»: - Развитие у ребенка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность. -Умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и метрические признаки предметов, использование словесного обозначения пространственных отношений. - Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальности. - Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия. - Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию. - Умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы. - Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи. 3. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Психологическая коррекция эмоциональных нарушений»: - Смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность. - Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка, способов реагирования на отношение к нему окружающих. - Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и управлять ими. - Практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса. 4. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Психологическая коррекция социально-психологических проявлений»: - Уменьшение ореола исключительности психологических проблем. - Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие проблемы и цели. - Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор. - Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. Умение получать и уточнять информацию от собеседника. 5. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Коррекция нарушений речи»: - Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели. - Формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим анализом. - Нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и вне фонации. - Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи. - Автоматизация поставленных звуков. - Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. 6. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»: - Умение чтения разных слогов. - Умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки. -Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости. - Умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне. - Умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов. - Умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом уровне. - Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне. Программа коррекционной работы, направленной на поддержку ребенка в освоении АООП НОО, составляется в соответствии с рекомендациями ИПР (в разделе: «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации»). Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому учащемуся с НОДА в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями. Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» АООП НОО (вариант 6.1), ее разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТкомпетентности учащихся» соответствуют ООП НОО МАОУ СОШ №106. Планируемые результаты освоения учебных программ АООП НОО (вариант 6.1) по учебным предметам соответствуют ООП НОО МАОУ СОШ №106. 2. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО Система оценки достижения учащимися с НОДА планируемых результатов АООП НОО вариант 6.1 (далее — Система оценки) соответствует ООП НОО МАОУ СОШ №106. Обучающиеся с НОДА имеют право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах (в соответствии с особенностями учащегося с НОДА), на специальные условия проведения оценки результатов освоения АООП НОО, что включают: 1) специально организованная среда и рабочее место учащегося с НОДА в соответствии с особенностями ограничений здоровья; 2) при необходимости сопровождение (помощь) учащегося с НОДА в соответствии с особенностями ограничений здоровья; 3) ассистивные средства и технологии; 4) увеличение времени на выполнение заданий; 5) возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; 6) недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка. Система оценки достижения учащимися с НОДА планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 6.1) предусматривает оценку достижения учащимися с НОДА планируемых результатов освоения программы коррекционной работы, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся, успешность в развитии различных видов деятельности. Оценка результатов программы коррекционной работы представляет собой оценку достижения учащимся Планируемых результатов программы коррекционной работы (курсов коррекционно-развивающей области). Оценка достижения учащимися с НОДА планируемых результатов освоения программы коррекционной работы включает отслеживание индивидуального прогресса в достижении Планируемых результатов освоения программ НОО, оценку динамики индивидуальных достижений учащихся. Объектом оценки результатов программы коррекционной работы служит успешность достижений ребенка в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ изменений поведения ребенка в повседневной жизни по следующим позициям, соответствующим направлениям коррекционной работы в условиях инклюзии: адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком); осмысление и дифференциация картины мира, ее временнопространственной организации; осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. В качестве метода оценки результатов, помимо указанных в ООП НОО МАОУ СОШ №106, используется метод экспертной оценки (заключения специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума) на основе мнений группы специалистов школьного ПМПК, работающих с ребенком. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО 2.1. Федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности соответствуют ООП НОО МАОУ СОШ №106. 2.2. Программа формирования универсальных учебных действий АООП НОО учащихся с НОДА соответствует ООП НОО МАОУ СОШ №106. 2.3.Рабочая программа воспитания соответствует ООП НОО МАОУ СОШ №106. 2.4.Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы направлена на осуществление специальной поддержки (сопровождения) освоения АООП НОО (вариант 6.1) учащимися с НОДА. Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья, учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. В школе на уровне начального образования обучается 1 ребенок с нарушением функции опорно-двигательного аппарата (НОДА), имеющий нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Ребенок передвигается без ортопедических средств. Ребенок испытывает трудности при письме. Достаточное интеллектуальное развитие у таких детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Целью программы коррекционной работы является комплексное психологомедико-педагогическое сопровождение процесса освоения АООП НОО (вариант 6.1) на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательной деятельности, позволяющего учитывать особые образовательные потребности учащихся с ОВЗ (НОДА), в том числе детей – инвалидов. Задачи программы: Ожидаемый Задачи Комплекс мероприятий результат 1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья 1. Диагностический минимум: 1.1. диагностика речевых нарушений школьников (сбор информации об основных компонентах речи); 1.2. степень сформированности познавательных процессов: память мышление внимание, работоспособность; 1.3. степень сформированности эмоционально – личностной сферы: комфортность самооценка взаимоотношения в семье мотивация статус в коллективе; 1.4. изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка. 2. Комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностического минимума 2. Определение особых 1. Социальное партнерство: образовательных городская ПМПК; потребностей детей с центральная детская ограниченными поликлиника возможностями здоровья, 2. Определение ЗБР ребенка и детей - инвалидов выявление его резервных возможностей через школьный консилиум. 3. Заполнение индивидуального маршрута развития ребенка с учетом: структуры речевого дефекта; степени сформированности познавательных процессов; 1. Формирование групп на основе оценки контингента учащихся для определения специфики и образовательных потребностей. 2. Включение родителей в процесс и (или) направление коррекционной работы. 3. Сведения о степени сформированности: уровня речевого развитяи, познавательных процессов, эмоцианально – личностной сферы. 1.Индивидуальная развития ребенка карта 3.Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности 4.Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении 5.Осуществление индивидуально ориентированной психологомедико-педагогической личностного развития. 1. Выбор: коррекционных программ, методик, приемов; комфортного режима обучения; форм обучения (очная, дистанционная, семейная) 2. Определение роли по взаимодействию УОП, в том числе с внешними ресурсами различных институтов общества: Управление соц. защиты населения Отдел опеки и попечительства 1. Отбор кадрового потенциала по критериям: уровень квалификации; образование; наличие объема знаний по работе с детьми с ОВЗ; опыт работы. 2. Разработка системы методического обучения, используя внутренние школьные резервы и возможности социального партнерства. 3. Просветительная деятельность (лекции, беседы, круглые столы, методический калейдоскоп, тематические выступления). 4. Формирование УМК (программ, учебников, учебных пособий, в том числе цифровых ресурсов и информационных фондов). 5. Наличие сетевых ресурсов. 6.Обеспечение здоровьесберегающих условий 7. Включение ребенка во внеурочную деятельность (участие в воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и других мероприятиях). 8. Обеспеченность материально – технической базы. Занятия специалистов в соответствии с: рекомендациями ИПР ребенка – инвалида 1. Режим обучения, в том числе коррекционных, релаксационных и здоровьесберегающих занятий. 2. Форма обучения (очная, дистанционная, на дому) 3. Набор эффективных методик и приемов обучения детей: учитель – ученик профессиональное взаимодействие специалистов 1. Кадровое обеспечение. 2. Система (постоянно действующего) семинара и (или) консилиума. 3. Программно – методическое обеспечение. 4.Информационное обеспечение. 5. Здоровьесберегающий режим. 6. Материально – техническое обеспечение. 7. Введение в содержание обучения специальных разделов (колонка по коррекции в КТП) 8. Наличие программ коррекционно – развивающих занятий работы у учителей 1. Таблица «Динамика индивидуальных достижений, обучающихся с ОВЗ» (индивидуальная помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК) 6. Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии 7.Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг 8.Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья 9.Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам рекомендациями Школьного консилиума результатами диагностического минимума карта развития ребенка) 1. Корректировка ИУП с учетом индивидуальных особенностей ребенка (групп) 2. Введение в содержание обучения специальных разделов по коррекции 1. Программа 1. Включение в расписание коррекционных занятий со специалистами 2. Включение ребенка во внеурочную деятельность (участие в воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и других мероприятиях) Реабилитация: Социально – средовая Социально – педагогическая Социально – культурная Социально – бытовая Включение в расписание коррекционных занятий 1. Выработка совместных мероприятий специалистами по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ 2. Консультативная помощь по вопросам выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения 3. Беседы, круглые столы, тематические выступления, родительские собрания для родителей 4. Сотрудничество с родительской общественностью 5. Включение ребенка во внеурочную деятельность (участие в воспитательных, культурно – развлекательных, 1. Режим дня 2. Расписание коррекционной работы 2. Учебный план 3. Рабочие программы 4.Программы коррекционно– развивающих занятий 1. Уровень навыков бытовой деятельности 2. Социально – средовой статус 3. Самообслуживание 1. Пакет рекомендаций спортивно – оздоровительных и других мероприятиях) Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы). Принцип взаимодействия с социальными партнерами. Принцип создания ситуации успеха. Направление и содержание программы коррекционной работы. Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи для всех категорий обучающихся с НОДА, осваивающих вариант 6.1 АООП НОО: 1) медицинская коррекция и абилитация (лечебно-воспитательные мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение); 2) психологическая коррекция познавательных процессов; 3) психологическая коррекция эмоциональных нарушений; 4) психологическая коррекция социально-психологических проявлений; 5) коррекция нарушений речи; 6) коррекция нарушений чтения и письма. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению "Медицинская коррекция и реабилитация": 1) умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации; 2) умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в разных ситуациях (очки, специальное кресло, индивидуально адаптированное рабочее место, специализированные клавиатуры компьютера, заменители традиционной мышки, памперсы); 3) умение удовлетворять биологические и социальные потребности, адаптироваться к окружающей среде; 4) понимание обучающимся того, что попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении - это нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно; 5) умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений; 6) умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей (законных представителей), и объяснять педагогическому работнику (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения; 7) прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту; 8) представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в них, адекватная оценка своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в какихто областях домашней жизни; сформированность умения брать на себя ответственность в этой деятельности; 9) представление об устройстве школьной жизни; умение ориентироваться в пространстве школы и просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий; 10) умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие в них, брать на себя ответственность (прогресс обучающегося в этом направлении); 11) стремление обучающегося активно участвовать в подготовке и проведении праздников и других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом направлении. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению: "Психологическая коррекция познавательных процессов": 1) развитие у обучающегося любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность; 2) умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и метрические признаки предметов, использование словесного обозначения пространственных отношений; 3) увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальности; 4) умение обучающегося выделить, осознать и принять цели действия; 5) умение планировать свою деятельность по времени и содержанию; 6) умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы; 7) умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению "Психологическая коррекция эмоциональных нарушений": 1) смягчение эмоционального дискомфорта обучающегося, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность; 2) модифицирование эмоциональных отношений и переживаний обучающегося, способов реагирования на отношение к нему окружающих; 3) умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и управлять ими; 4) практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению: "Психологическая коррекция социально-психологических проявлений": 1) уменьшение ореола исключительности психологических проблем; 2) умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие проблемы и цели; 3) умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; 4) умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение получать и уточнять информацию от собеседника. 109.3.5. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению "Коррекция нарушений речи": 1) умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели; 2) формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим анализом; 3) нормализация проприоцептивной дыхательной мускулатуры при и вне фонации; 4) формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи; 5) автоматизация поставленных звуков; 6) умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению "Коррекция нарушений чтения и письма": 1) умение чтения разных слогов; 2) умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки; 3) умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости; 4) умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне; 5) умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов; 6) умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом уровне; 7) умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне. Характеристика содержания Программы. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление учащихся с НОДА, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях школы. Диагностическая работа включает: раннюю (с первых дней пребывания учащегося в школе) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; комплексный сбор сведений об учащемся на основании диагностической информации от специалистов МАОУ СОШ №106; определение уровня актуального и зоны ближайшего развития учащегося указанной категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей; изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей учащихся; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка; изучение адаптивных возможностей и уровня социализации учащегося с ограниченными возможностями здоровья; системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребенка; анализ успешности коррекционно-развивающей работы. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания образования и коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям, способствует формированию универсальных учебных действий у указанной категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Коррекционно-развивающая работа включает: выбор оптимальных для развития указанной категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья с коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; организацию и проведение педагогами и специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения (согласно расписанию коррекционно-развивающих занятий специалистов); системное воздействие на учебно-познавательную деятельность учащегося в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; коррекцию и развитие высших психических функций; развитие эмоционально-волевой и личностной сфер учащихся с ограниченными возможностями здоровья и психокоррекцию их поведения; социальную защиту учащихся с ограниченными возможностями здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации учащихся. Консультативная работа включает: выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимся, единых для всех участников образовательного процесса; консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально - ориентированных методов и приемов работы с учащимися; консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории учащихся, со всеми участниками образовательного процесса — учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Информационно-просветительская работа предусматривает: различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – учащимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья; проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Этапы реализации программы коррекционной работы: 1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результат: оценка контингента учащихся для учета особенностей развития детей, определение специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы организации. 2. Этап планирования, организации, координации (организационноисполнительская деятельность). Результат: организация образовательной деятельности коррекционно - развивающей направленности, а также процесса специального сопровождения детей указанной категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья при целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей. 3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результат: констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка. 4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результат: внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей указанной категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы. Основные требования к условиям реализации программы: психолого-педагогическое обеспечение; программно-методическое обеспечение; кадровое обеспечение; материально-техническое обеспечение. Психолого-педагогическое обеспечение обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии, ИПР; обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности); обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности учащихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребенка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка; комплексное воздействие на учащегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях); обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок учащихся, соблюдение санитарно - гигиенических правил и норм); обеспечение участия учащихся с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий; развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития. Программно-методическое обеспечение. В процессе реализации программы коррекционной работы используются: адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования, коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно - развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, индивидуальный учебный план, в случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития. Кадровое обеспечение. Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую профессиональной подготовку. В штатное расписание МАОУ СОШ №106 введены ставки специалистов. Уровень квалификации работников образовательного учреждения соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки работников школы. Для этого обеспечено повышение квалификации работников школы, занимающихся решением вопросов образования детей с ОВЗ. Материально-техническое обеспечение. Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здание и помещения школы, организацию их пребывания, обучения в школе, также позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды школы: наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом наличие зала для занятий лечебной физкультурой Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие мышь, джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). В этом случае сопровождать работу ребенка во время урока может тьютор. Информационное обеспечение Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудиои видеоматериалов. Механизмы реализации программы взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ДЦП; социальное партнёрство; психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ДЦП Взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ДЦП Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов школы, обеспечивающее системное сопровождение детей с ДЦП специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает: комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля; многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка; составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка. Социальное партнёрство, предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает: сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья; взаимодействие со специалистами городского ПМПК; сотрудничество с родительской общественностью. Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников с ДЦП В Центре создан психолого-медико-педагогический консилиум, в задачи которого входит: 1. Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в школе) диагностика отклонений в развитии. 2. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально личностных перегрузок и срывов. 3. Выявление резервных возможностей развития. 4. Определения характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в школе возможностей. 5. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния уровень школьной успешности. Реализация указанных направлений по системному сопровождению (специальной поддержке) учащихся с ограниченными возможностями здоровья в МАОУ СОШ №106 обеспечивается наличием в школе специалистов разного профиля и школьного психолого-педагогического консилиума (далее – ППк), которые входят в его постоянный состав. Школьный ПМПК является основным механизмом взаимодействия специалистов. Персональный состав школьного ППк ежегодно утверждается приказом директора школы. Планируемые результаты программы коррекционной работы: 1. Положительная динамика в освоении учащимися базового уровня содержания образования – достижение личностных, метапредметных, предметных результатов АООП НОО. 2. Максимально возможная коррекция недостатков физического и/или психического развития (уровень жизненной компетенции учащегося с НОДА). 3. Социальная адаптация учащихся. Планируемые результаты программы коррекционной работы конкретизируются в программах обязательных коррекционно-развивающих курсов. 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО 3.1. Учебный план АООП НОО Учебный план АООП НОО вариант 6.1 (обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы) соответствуют ООП НОО МАОУ СОШ №106. 3.2. Календарный учебный график Календарный учебный график соответствуют календарному учебному графику ООП НОО МАОУ СОШ №106. 3.3. Календарный учебный план воспитательной работы Календарный учебный план воспитательной работы соответствует календарному учебному плану воспитательной работы ООП школы. План внеурочной деятельности по направлениям АООП НОО вариант 6.1 (кроме коррекционно-развивающей области) соответствуют ООП НОО школы. Для учащихся с НОДА обязательной частью внеурочной деятельности является коррекционно-развивающая область. Коррекционно-развивающая область поддерживает процесс освоения содержания АООП НОО, обеспечивает коррекцию недостатков в развитии учащихся. Часы, отводимые на коррекционноразвивающую область, включаются в часы, отводимые на внеурочную деятельность, и являются обязательными. Содержание коррекционноразвивающей работы определяется на основе рекомендаций городской ПМПК, ИПРА. При реализации АООП НОО должны быть созданы специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной программы в полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья. Специальные условия должны обеспечивать возможность: достижения планируемых результатов освоения АООП НОО всеми обучающимися с НОДА; выявления и развития способностей обучающихся через систему секций, студий и кружков, и через использование возможностей образовательных организаций дополнительного образования; расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся с НОДА, в том числе с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья; учета особых образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся с НОДА; участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке АООП НОО, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; эффективного использования времени, отведенного на реализацию части АООП НОО, формируемой участниками образовательного процесса, в соответствии с запросами обучающихся с НОДА и их родителей (законных представителей), спецификой образовательной организации; использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, технических средств обучения и средств обучения, соответствующих особым образовательным потребностям обучающихся с НОДА; обновления содержания АООП НОО, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся с НОДА и их родителей (законных представителей); эффективного управления образовательной организацией с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования; эффективной самостоятельной работы обучающихся с НОДА при поддержке педагогических работников. План воспитательной работы соответствуют данным разделам ООП НОО МАОУ СОШ №106.