АООП НОО МАОУ СОШ № 106 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
1. Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа (далее – АООП) начального
общего образования (далее - НОО) учащихся с нарушениями опорно двигательного аппарата (вариант 6.1) Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №106
(далее – МАОУ СОШ №106) - это образовательная программа, адаптированная
для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее –
НОДА),
учитывающая
особенности
их
психофизического
развития,
индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию. Она определяет содержание и организацию
образовательной деятельности учащихся с НОДА с учетом образовательных
потребностей и запросов участников образовательных отношений.
АОП НОО (вариант 6.1) МАОУ СОШ №106 разработана в соответствии со
следующими нормативными документами:

Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№273- ФЗ,

Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598;

Федеральной
адаптированной
образовательной
программой
начального общего образования, утвержденной приказом министерства
просвещения РФ от 24.11.2022 №1023;

СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28)
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (Постановление главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2)

СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным
программам для учащихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26,

Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об
утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов
и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом
необходимой помощи",

Уставом МАОУ СОШ №106.
Вариант 6.1. адресован учащимся с НОДА, достигшим к моменту
поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим
положительный опыт общения со здоровыми сверстниками.

Учащийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его уровнях,
с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные
сроки. Он полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и
переводится из класса в класс на тех же основаниях, что и его здоровые сверстники.
Осваивая адаптированную основную образовательную программу, требования к
которой установлены действующим ФГОС, учащийся с НОДА имеет право на
прохождение текущей и промежуточной аттестации в иных формах.
Среда и рабочее место учащегося с НОДА специально организовано в
соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательной является
систематическая специальная помощь - создание условий для реализации особых
образовательных потребностей.
Цель реализации АООП: обеспечение планируемых результатов по
достижению выпускником с НОДА целевых установок, знаний, умений, навыков,
компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями учащегося,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи, реализуемые на уровне НОО:

становление основ гражданской идентичности и мировоззрения
учащихся;

духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
учащихся,
предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок,
национальных ценностей;

формирование желания и основ умения учиться, способности к
организации своей деятельности, выявление и развитие возможностей и
способностей учащихся с учетом их индивидуальных особенностей;

создание условий для охраны и укрепления физического, психического
здоровья учащихся, формирование ценностей здорового образа жизни и регуляция
своего поведения в соответствии с ними;

формирование опыта этически и экологически обоснованного
поведения в природной и социальной среде, ценностного отношения к человеку, к
природе, к миру, к знаниям, обучение навыкам общения и сотрудничества;

обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
Помимо реализации общих задач на уровне НОО АООП (вариант 6.1)
предусматривает решение специальных задач:
своевременное выявление детей с трудностями адаптации в обучении;
определение особых образовательных потребностей детей;
определение особенностей организации образовательной деятельности для
рассматриваемой категории учащихся в соответствии с индивидуальными
особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
коррекция индивидуальных недостатков развития, нормализация и
совершенствование учебной деятельности, формирование общих способностей к
учению;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи учащимся с учетом особенностей их психического и (или)
физического развития, индивидуальных возможностей (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, ИПР);
реализация системы мероприятий по социальной адаптации указанной
категории учащихся с ОВЗ;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) указанной категории учащихся с ОВЗ.
Принципы и подходы к формированию АООП для учащихся с НОДА
В основу разработки АООП МАОУ СОШ №106 для учащихся с НОДА
заложены
дифференцированный
и
деятельностный
подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП для детей с НОДА
предполагает учет особых образовательных потребностей этих учащихся, которые
проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Это предусматривает возможность создания с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития разных вариантов образовательной
программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты
АООП создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными в
ФГОС НОО учащихся с НОДА требованиями к:
- структуре образовательной программы;
- условиям реализации образовательной программы;
- результатам образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных
программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с НОДА
возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности
процесса обучения и воспитания учащихся, структуру образовательной
деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и
нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие личности учащихся с НОДА школьного возраста определяется
характером организации доступной им деятельности (предметно- практической и
учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании
является обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности учащихся, обеспечивающий овладение ими
содержания образования.
В контексте разработки АООП начального общего образования для учащихся
с НОДА реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;

- прочное усвоение учащимися с НОДА знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в
изучаемых образовательных областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению
нового опыта деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития
учащихся с НОДА на основе формирования универсальных учебных действий,
которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний,
умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить
образование на следующем уровне, но и жизненной компетенции, составляющей
основу социальной успешности.
В основу формирования АООП НОО (вариант 6.1) программы положены
следующие принципы:
•
принципы государственной политики РФ в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства
на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников и др.);
• учет типологических и индивидуальных образовательных потребностей
учащихся;
• коррекционная направленность образовательной деятельности;
• развивающая направленность образовательной деятельности, развитие
личности и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых
образовательных потребностей учащегося;
• онтогенетический принцип;
• принцип комплексного подхода, использования в полном объеме
реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и
социальных потребностей учащихся;
• принцип преемственности;
• принцип целостности содержания образования (в основе содержания
образования не понятие предмета, а понятие предметной области);
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения учащимися с НОДА всеми видами доступной им
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации,
что обеспечит готовность учащегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.
АООП НОО (вариант 6.1) разработана с учетом психолого-педагогической
характеристики учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по
составу группа школьников. Группа учащихся с нарушениями опорно-

двигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных
и вторичных нарушений развития.
Группа учащихся с НОДА по варианту 6.1: дети с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся
самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное
психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное
развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с
ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная
незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в
бытовых и практических вопросах жизни.
К общим образовательным потребностям разных категорий учащихся с
ОВЗ относятся:
получение специальной помощи средствами образования сразу же после
выявления первичного нарушения развития;
выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами;
получение начального общего образования в условиях образовательных
организаций общего или специального типа, адекватного образовательным
потребностям учащегося с ОВЗ;
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка
с педагогами и соучениками;
психологическое
сопровождение,
направленное
на
установление
взаимодействия семьи и образовательной организации;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за
пределы образовательной организации.
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также
спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику
построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании
образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру
потребности, свойственные всем учащимся с НОДА:

обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;

требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не
присутствующих в программе, адресованной традиционно развивающимся
сверстникам;

необходимо использование специальных методов, приемов и средств
обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных
технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для
нормально развивающегося ребенка;


обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды.
Для этой группы учащихся обучение в общеобразовательной школе
возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения
специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим
местом. Помимо этого дети с НОДА нуждаются в различных видах помощи (в
сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что обеспечивает
необходимые в период начального обучения щадящий режим, психологическую и
коррекционно-педагогическую помощь.
АООП НОО (вариант 6.1) для учащихся с НОДА предусматривает
различные варианты специального сопровождения учащихся данной категории:

обучение в общеобразовательном классе по АООП НОО учащихся с
НОДА (вариант 6.1);

обучение по индивидуальным программам с использованием надомной
и (или) дистанционной формы обучения;

организация коррекционно-развивающих занятий педагогами,
специалистами сопровождения МАОУ СОШ №106.
Нормативный срок освоения АООП составляет четыре года. Для учащихся
с НОДА нормативный срок освоения программы может быть увеличен с учетом
особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей
учащихся (в соответствии с рекомендациями городской психолого – медико –
педагогической комиссии).
1.2.

Планируемые результаты освоения учащимися АООП НОО

Общая характеристика и структура планируемых результатов освоения
АООП НОО (вариант 6.1) учащихся с НОДА (далее - Планируемые результаты)
соответствует ООП НОО МАОУ СОШ №106. Планируемые результаты освоения
АООП НОО (вариант 6.1) дополняются результатами освоения программы
коррекционной работы (курсов коррекционно – развивающей области).
Результаты освоения программы коррекционной работы (коррекционноразвивающей области) должны соответствовать требованиям:
1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы
по направлению «Медицинская коррекция и реабилитация»:
- Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего
нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов,
осуществлении вакцинации.
- Умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в
разных ситуациях (очки, специальное кресло, индивидуально адаптированное
рабочее место, специализированные клавиатуры компьютера, заменители
традиционной мышки, памперсы и др.).
- Умение удовлетворять биологические и социальные потребности,
адаптироваться к окружающей среде.
- Понимание ребенком того, что попросить о помощи при проблемах в
жизнеобеспечении – это нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно.

Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно
описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений.
- Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и
объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьей для
принятия решения в области жизнеобеспечения.
- Прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту.
- Представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в
разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в них, адекватная
оценка своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в какихто областях домашней жизни. Сформированность умения брать на себя
ответственность в этой деятельности.
- Представление об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в
пространстве школы и просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в
расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные
дела, принимать посильное участие в них, брать на себя ответственность. Прогресс
ребенка в этом направлении.
- Стремление ребенка активно участвовать в подготовке и проведении
праздников и других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом направлении.
2. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы
по направлению «Психологическая коррекция познавательных процессов»:
- Развитие у ребенка любознательности, наблюдательности, способности
замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым
исследовательскую деятельность.
-Умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать
пространственные и метрические признаки предметов, использование словесного
обозначения пространственных отношений.
- Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и
осязательной модальности.
- Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия. - Умение
планировать свою деятельность по времени и содержанию. - Умение
контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы. - Умение
обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать
запрос о специальной помощи.
3. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы
по направлению «Психологическая коррекция эмоциональных нарушений»:
- Смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности
и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных
эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная
возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность.
- Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка,
способов реагирования на отношение к нему окружающих.
- Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального
реагирования и управлять ими.

- Практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков
управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.
4. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы
по направлению «Психологическая коррекция социально-психологических
проявлений»:
- Уменьшение ореола исключительности психологических проблем.
- Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих
общие проблемы и цели.
- Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои
намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.
- Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность,
сочувствие и т.д. Умение получать и уточнять информацию от собеседника.
5. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы
по направлению «Коррекция нарушений речи»:
- Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию
(вербальную, невербальную) как средство достижения цели.
- Формирование слухового контроля за своим произношением и
фонематическим анализом.
- Нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и вне
фонации.
- Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи.
- Автоматизация поставленных звуков.
- Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком. Умение делиться своими воспоминаниями,
впечатлениями и планами с другими людьми.
6. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы
по направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»:
- Умение чтения разных слогов.
- Умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки.
-Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и
грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической
значимости.
- Умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне.
- Умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов.
- Умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом
уровне.
- Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне.
Программа коррекционной работы, направленной на поддержку ребенка в
освоении АООП НОО, составляется в соответствии с рекомендациями ИПР (в
разделе: «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации»).
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы
конкретизируются применительно к каждому учащемуся с НОДА в соответствии с
его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.

Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы
«Формирование универсальных учебных действий» АООП НОО (вариант 6.1), ее
разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ­компетентности
учащихся» соответствуют ООП НОО МАОУ СОШ №106.
Планируемые результаты освоения учебных программ АООП НОО (вариант
6.1) по учебным предметам соответствуют ООП НОО МАОУ СОШ №106.
2. Система оценки достижения планируемых результатов освоения

АООП НОО
Система оценки достижения учащимися с НОДА планируемых результатов
АООП НОО вариант 6.1 (далее — Система оценки) соответствует ООП НОО
МАОУ СОШ №106. Обучающиеся с НОДА имеют право на прохождение текущей,
промежуточной и итоговой аттестации в иных формах (в соответствии с
особенностями учащегося с НОДА), на специальные условия проведения оценки
результатов освоения АООП НОО, что включают:
1) специально организованная среда и рабочее место учащегося с НОДА в
соответствии с особенностями ограничений здоровья;
2) при необходимости сопровождение (помощь) учащегося с НОДА в
соответствии с особенностями ограничений здоровья;
3) ассистивные средства и технологии;
4) увеличение времени на выполнение заданий;
5) возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при
нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
6) недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога,
создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Система оценки достижения учащимися с НОДА планируемых результатов
освоения АООП НОО (вариант 6.1) предусматривает оценку достижения
учащимися с НОДА планируемых результатов освоения программы
коррекционной работы, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей учащихся, успешность в развитии различных видов деятельности.
Оценка результатов программы коррекционной работы представляет собой
оценку достижения учащимся Планируемых результатов программы
коррекционной работы (курсов коррекционно-развивающей области). Оценка
достижения учащимися с НОДА планируемых результатов освоения программы
коррекционной работы включает отслеживание индивидуального прогресса в
достижении Планируемых результатов освоения программ НОО, оценку динамики
индивидуальных достижений учащихся. Объектом оценки результатов программы
коррекционной работы служит успешность достижений ребенка в сфере
жизненной компетенции. Основой служит анализ изменений поведения ребенка в
повседневной жизни по следующим позициям, соответствующим направлениям
коррекционной работы в условиях инклюзии:

адекватность представлений о собственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;


способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам
медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в
школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным
рисунком);

осмысление и дифференциация картины мира, ее временнопространственной организации;

осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
В качестве метода оценки результатов, помимо указанных в ООП НОО
МАОУ СОШ №106, используется метод экспертной оценки (заключения
специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума) на
основе мнений группы специалистов школьного ПМПК, работающих с ребенком.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
2.1. Федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов,
внеурочной деятельности соответствуют ООП НОО МАОУ СОШ №106.
2.2. Программа формирования универсальных учебных действий АООП
НОО учащихся с НОДА соответствует ООП НОО МАОУ СОШ №106.
2.3.Рабочая программа воспитания соответствует ООП НОО МАОУ СОШ
№106.
2.4.Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы направлена на осуществление
специальной поддержки (сопровождения) освоения АООП НОО (вариант 6.1)
учащимися с НОДА.
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех
учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных
условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья, учёт
образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
В школе на уровне начального образования обучается 1 ребенок с
нарушением функции опорно-двигательного аппарата (НОДА), имеющий
нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Ребенок передвигается без
ортопедических средств. Ребенок испытывает трудности при письме. Достаточное
интеллектуальное развитие у таких детей часто сочетается с отсутствием
уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной
внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой
ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.

Целью программы коррекционной работы является комплексное психологомедико-педагогическое сопровождение процесса освоения АООП НОО (вариант
6.1) на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в
образовательной деятельности, позволяющего учитывать особые образовательные
потребности учащихся с ОВЗ (НОДА), в том числе детей – инвалидов.
Задачи программы:
Ожидаемый
Задачи
Комплекс мероприятий
результат
1. Своевременное

выявление
детей
с
трудностями
адаптации, обусловленными
ограниченными
возможностями здоровья

1. Диагностический минимум:
1.1.
диагностика
речевых
нарушений школьников (сбор
информации
об
основных
компонентах речи);
1.2. степень сформированности
познавательных процессов:
 память
 мышление
 внимание, работоспособность;
1.3. степень сформированности
эмоционально
–
личностной
сферы:
 комфортность
 самооценка
 взаимоотношения в семье
 мотивация
 статус в коллективе;
1.4.
изучение
социальной
ситуации развития и условий
семейного воспитания ребенка.
2. Комплексный сбор сведений о
ребенке
на
основании
диагностического минимума
2.
Определение
особых 1. Социальное партнерство:
образовательных
 городская ПМПК;
потребностей
детей
с
 центральная
детская
ограниченными
поликлиника
возможностями
здоровья, 2. Определение ЗБР ребенка и
детей - инвалидов
выявление
его
резервных
возможностей через школьный
консилиум.
3. Заполнение индивидуального
маршрута развития ребенка с
учетом:
 структуры
речевого
дефекта;
 степени
сформированности
познавательных
процессов;

1. Формирование групп на
основе оценки контингента
учащихся для определения
специфики
и
образовательных
потребностей.
2. Включение родителей в
процесс
и
(или)
направление
коррекционной работы.
3. Сведения о степени
сформированности: уровня
речевого
развитяи,
познавательных процессов,
эмоцианально
–
личностной сферы.

1.Индивидуальная
развития ребенка

карта


3.Определение особенностей
организации
образовательного
процесса
для
рассматриваемой
категории
детей
в
соответствии
с
индивидуальными
особенностями
каждого
ребёнка,
структурой
нарушения
развития
и
степенью его выраженности

4.Создание
условий,
способствующих освоению
детьми с ограниченными
возможностями
здоровья
основной
образовательной
программы
начального
общего образования и их
интеграции
в
образовательном учреждении

5.Осуществление
индивидуально
ориентированной психологомедико-педагогической

личностного развития.

1. Выбор:
 коррекционных
программ,
методик, приемов;
 комфортного
режима
обучения;
 форм
обучения
(очная,
дистанционная, семейная)
2. Определение роли по
взаимодействию УОП, в том
числе с внешними ресурсами
различных институтов общества:
 Управление
соц.
защиты
населения
 Отдел опеки и попечительства
1.
Отбор
кадрового
потенциала по критериям:
 уровень квалификации;
 образование;
 наличие объема знаний по
работе с детьми с ОВЗ;
 опыт работы.
2.
Разработка
системы
методического
обучения,
используя внутренние школьные
резервы
и
возможности
социального партнерства.
3. Просветительная деятельность
(лекции, беседы, круглые столы,
методический
калейдоскоп,
тематические выступления).
4.
Формирование
УМК
(программ, учебников, учебных
пособий, в том числе цифровых
ресурсов и информационных
фондов).
5. Наличие сетевых ресурсов.
6.Обеспечение
здоровьесберегающих условий
7.
Включение
ребенка
во
внеурочную
деятельность
(участие
в
воспитательных,
культурно – развлекательных,
спортивно – оздоровительных и
других мероприятиях).
8. Обеспеченность материально –
технической базы.
Занятия
специалистов
в
соответствии с:
 рекомендациями
ИПР
ребенка – инвалида

1. Режим обучения, в том

числе
коррекционных,
релаксационных
и
здоровьесберегающих
занятий.
2. Форма обучения (очная,
дистанционная, на дому)
3.
Набор эффективных
методик
и
приемов
обучения детей: учитель –
ученик профессиональное
взаимодействие
специалистов
1. Кадровое обеспечение.
2. Система (постоянно

действующего) семинара и
(или) консилиума.
3. Программно –
методическое обеспечение.
4.Информационное
обеспечение.
5. Здоровьесберегающий
режим.
6. Материально –
техническое обеспечение.
7. Введение в содержание
обучения специальных
разделов (колонка по
коррекции в КТП)
8. Наличие программ
коррекционно –
развивающих занятий
работы у учителей

1. Таблица «Динамика
индивидуальных
достижений, обучающихся
с ОВЗ» (индивидуальная

помощи
детям
с
ограниченными
возможностями здоровья с
учётом
особенностей
психического
и
(или)
физического
развития,
индивидуальных
возможностей
детей
(в
соответствии
с
рекомендациями ПМПК)
6. Разработка и реализация
индивидуальных
учебных
планов,
организация
индивидуальных и (или)
групповых занятий для детей
с выраженным нарушением в
физическом и (или)
психическом развитии
7.Обеспечение возможности
обучения и воспитания по
дополнительным
образовательным программам
и получения дополнительных
образовательных
коррекционных услуг
8.Реализация
системы
мероприятий по социальной
адаптации
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья

9.Оказание консультативной
и
методической
помощи
родителям
(законным
представителям)
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья по
медицинским, социальным,
правовым и другим вопросам




рекомендациями
Школьного консилиума
результатами
диагностического
минимума

карта развития ребенка)

1. Корректировка ИУП с учетом
индивидуальных
особенностей
ребенка (групп)
2. Введение в содержание
обучения специальных разделов
по коррекции

1. Программа

1. Включение в расписание
коррекционных
занятий
со
специалистами
2.
Включение
ребенка
во
внеурочную
деятельность
(участие
в
воспитательных,
культурно – развлекательных,
спортивно – оздоровительных и
других мероприятиях)
Реабилитация:
 Социально – средовая
 Социально – педагогическая
 Социально – культурная
 Социально – бытовая
 Включение
в
расписание
коррекционных занятий
1. Выработка
совместных
мероприятий специалистами по
основным направлениям работы с
детьми с ОВЗ
2. Консультативная помощь по
вопросам
выбора
стратегии
воспитания
и
приемов
коррекционного обучения
3. Беседы,
круглые
столы,
тематические
выступления,
родительские
собрания
для
родителей
4. Сотрудничество с родительской
общественностью
5. Включение
ребенка
во
внеурочную
деятельность
(участие
в
воспитательных,
культурно – развлекательных,

1. Режим дня
2. Расписание

коррекционной
работы
2. Учебный план
3. Рабочие программы
4.Программы
коррекционно–
развивающих занятий

1. Уровень
навыков
бытовой деятельности
2. Социально – средовой
статус
3. Самообслуживание

1. Пакет рекомендаций

спортивно – оздоровительных и
других мероприятиях)

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие
принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию
специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой
и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики,
коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и
коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также
всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля,
взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;
участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям
(законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы
или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных
условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в
физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи.
Принцип
обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей
(законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья
выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения,
защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с
родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей
с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные)
образовательные учреждения (классы, группы).

Принцип взаимодействия с социальными партнерами.

Принцип создания ситуации успеха.
Направление и содержание программы коррекционной работы.
Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной
помощи для всех категорий обучающихся с НОДА, осваивающих вариант 6.1
АООП НОО:
1) медицинская коррекция и абилитация (лечебно-воспитательные
мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение);
2) психологическая коррекция познавательных процессов;
3) психологическая коррекция эмоциональных нарушений;
4) психологическая коррекция социально-психологических проявлений;
5) коррекция нарушений речи;
6) коррекция нарушений чтения и письма.
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению "Медицинская коррекция и реабилитация":
1) умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего
нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов,
осуществлении вакцинации;
2) умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами

в разных ситуациях (очки, специальное кресло, индивидуально адаптированное
рабочее место, специализированные клавиатуры компьютера, заменители
традиционной мышки, памперсы);
3) умение удовлетворять биологические и социальные потребности,
адаптироваться к окружающей среде;
4) понимание обучающимся того, что попросить о помощи при проблемах в
жизнеобеспечении - это нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно;
5) умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью,
точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений;
6) умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей
(законных представителей), и объяснять педагогическому работнику (работнику
школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области
жизнеобеспечения;
7) прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту;
8) представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в
разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в них, адекватная
оценка своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в какихто областях домашней жизни; сформированность умения брать на себя
ответственность в этой деятельности;
9) представление об устройстве школьной жизни; умение ориентироваться в
пространстве школы и просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в
расписании занятий;
10) умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела,
принимать посильное участие в них, брать на себя ответственность (прогресс
обучающегося в этом направлении);
11) стремление обучающегося активно участвовать в подготовке и
проведении праздников и других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом
направлении.
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению: "Психологическая коррекция познавательных процессов":
1) развитие у обучающегося любознательности, наблюдательности,
способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со
взрослым исследовательскую деятельность;
2) умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать
пространственные и метрические признаки предметов, использование словесного
обозначения пространственных отношений;
3) увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и
осязательной модальности;
4) умение обучающегося выделить, осознать и принять цели действия;
5) умение планировать свою деятельность по времени и содержанию;
6) умение контролировать свои действия и вносить необходимые
коррективы;
7) умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи.
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению "Психологическая коррекция эмоциональных нарушений":
1) смягчение эмоционального дискомфорта обучающегося, повышение
активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций,
обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность,

повышенная
возбудимость,
тревожная
мнительность,
эмоциональная
отгороженность;
2) модифицирование эмоциональных отношений и переживаний
обучающегося, способов реагирования на отношение к нему окружающих;
3) умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального
реагирования и управлять ими;
4) практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков
управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению: "Психологическая коррекция социально-психологических
проявлений":
1) уменьшение ореола исключительности психологических проблем;
2) умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих
общие проблемы и цели;
3) умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои
намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
4) умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность,
сочувствие; умение получать и уточнять информацию от собеседника.
109.3.5. Требования к результатам реализации программы коррекционной
работы по направлению "Коррекция нарушений речи":
1) умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию
(вербальную, невербальную) как средство достижения цели;
2) формирование слухового контроля за своим произношением и
фонематическим анализом;
3) нормализация проприоцептивной дыхательной мускулатуры при и вне
фонации;
4) формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи;
5) автоматизация поставленных звуков;
6) умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком; умение делиться своими воспоминаниями,
впечатлениями и планами с другими людьми.
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению "Коррекция нарушений чтения и письма":
1) умение чтения разных слогов;
2) умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки;
3) умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и
грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической
значимости;
4) умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне;
5) умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов;
6) умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом
уровне;
7) умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне.
Характеристика содержания Программы.
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление
учащихся с НОДА, проведение их комплексного обследования и подготовку
рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в
условиях школы. Диагностическая работа включает:

раннюю (с первых дней пребывания учащегося в школе) диагностику

отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

комплексный сбор сведений об учащемся на основании
диагностической информации от специалистов МАОУ СОШ №106;

определение уровня актуального и зоны ближайшего развития
учащегося указанной категории учащихся с ограниченными возможностями
здоровья, выявление его резервных возможностей;

изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных
особенностей учащихся;

изучение социальной ситуации развития и условий семейного
воспитания ребенка;

изучение адаптивных возможностей и уровня социализации учащегося
с ограниченными возможностями здоровья;

системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и
динамикой развития ребенка;

анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая
работа
обеспечивает
своевременную
специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания
образования и коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике
нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению
программы по всем предметным областям, способствует формированию
универсальных учебных действий у указанной категории учащихся с
ограниченными
возможностями
здоровья
(личностных,
регулятивных,
познавательных, коммуникативных).
Коррекционно-развивающая работа включает:

выбор оптимальных для развития указанной категории учащихся с
ограниченными возможностями здоровья с коррекционных программ/методик,
методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными
потребностями;

организацию и проведение педагогами и специалистами
индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых
для преодоления нарушений развития и трудностей обучения (согласно
расписанию коррекционно-развивающих занятий специалистов);

системное воздействие на учебно-познавательную деятельность
учащегося в динамике образовательного процесса, направленное на формирование
универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

коррекцию и развитие высших психических функций;

развитие эмоционально-волевой и личностной сфер учащихся с
ограниченными возможностями здоровья и психокоррекцию их поведения;

социальную защиту учащихся с ограниченными возможностями
здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих
обстоятельствах.
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей по
вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий
обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации учащихся.
Консультативная работа включает:

выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным

направлениям работы с учащимся, единых для всех участников образовательного
процесса;

консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально
- ориентированных методов и приемов работы с учащимися;

консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии
воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка.
Информационно-просветительская
работа
направлена
на
разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для данной категории учащихся, со всеми участниками
образовательного процесса — учащимися (как имеющими, так и не имеющими
недостатки в развитии), их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками.
Информационно-просветительская работа предусматривает:

различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение
участникам образовательного процесса – учащимся (как имеющим, так и не
имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям),
педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями
образовательного процесса и сопровождения учащихся с ограниченными
возможностями здоровья;

проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по
разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий
учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Этапы реализации программы коррекционной работы:
1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая
деятельность). Результат: оценка контингента учащихся для учета особенностей
развития детей, определение специфики и их особых образовательных
потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия
требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и
кадровой базы организации.
2. Этап планирования, организации, координации (организационноисполнительская деятельность). Результат: организация образовательной
деятельности коррекционно - развивающей направленности, а также процесса
специального сопровождения детей указанной категории учащихся с
ограниченными возможностями здоровья при целенаправленно созданных
(вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации
рассматриваемой категории детей.
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды
(контрольно-диагностическая деятельность). Результат: констатация соответствия
созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных
программ особым образовательным потребностям ребенка.
4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная
деятельность). Результат: внесение необходимых изменений в образовательный
процесс и процесс сопровождения детей указанной категории учащихся с
ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм
обучения, методов и приемов работы.
Основные требования к условиям реализации программы:
 психолого-педагогическое обеспечение;
 программно-методическое обеспечение;

 кадровое обеспечение;
 материально-техническое обеспечение.
Психолого-педагогическое обеспечение

обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим
учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и
специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии, ИПР;

обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная
направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных
особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса,
повышения его эффективности, доступности);

обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса
специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные
потребности учащихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в
содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач
развития ребенка, отсутствующих в содержании образования нормально
развивающегося сверстника; использование специальных методов, приемов,
средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных
программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;
дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики
нарушения развития ребенка; комплексное воздействие на учащегося,
осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и
охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок учащихся,
соблюдение санитарно - гигиенических правил и норм);

обеспечение участия учащихся с ограниченными возможностями
здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с
нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные
нарушения психического и (или) физического развития.
Программно-методическое обеспечение.
В процессе реализации программы коррекционной работы используются:

адаптированные
основные
общеобразовательные
программы
начального общего образования,

коррекционно-развивающие
программы,
диагностический
и
коррекционно - развивающий инструментарий, необходимый для осуществления
профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального
педагога,

индивидуальный учебный план, в случаях обучения детей с
выраженными нарушениями психического и (или) физического развития.
Кадровое обеспечение.
Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей
квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами,
прошедшими обязательную курсовую профессиональной подготовку. В штатное

расписание МАОУ СОШ №106 введены ставки специалистов. Уровень
квалификации работников образовательного учреждения соответствует
квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Специфика
организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими
нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки
работников школы. Для этого обеспечено повышение квалификации работников
школы, занимающихся решением вопросов образования детей с ОВЗ.
Материально-техническое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих
материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с
недостатками физического и (или) психического развития в здание и помещения
школы, организацию их пребывания, обучения в школе, также позволяющих
обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды школы:
 наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом
 наличие зала для занятий лечебной физкультурой
Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров,
технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида
контакторы, заменяющие мышь, джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). В
этом случае сопровождать работу ребенка во время урока может тьютор.
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание
информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной
формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием
современных информационно-коммуникационных технологий. Обязательным
является создание системы широкого доступа детей с ограниченными
возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к
сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам,
предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем
направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудиои видеоматериалов.
Механизмы реализации программы
 взаимодействие
специалистов
образовательного
учреждения,
обеспечивающее системное сопровождение детей с ДЦП;
 социальное партнёрство;
 психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ДЦП
Взаимодействие
специалистов
образовательного
учреждения,
обеспечивающее системное сопровождение детей с ДЦП
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является
оптимально выстроенное взаимодействие специалистов школы, обеспечивающее
системное сопровождение детей с ДЦП специалистами различного профиля в
образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
 комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении
ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
 многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
 составление комплексных индивидуальных программ общего развития и
коррекции
отдельных
сторон
учебно-познавательной,
речевой,
эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.
Социальное партнёрство, предполагает профессиональное взаимодействие
образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных

ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
Социальное партнёрство включает:
сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по
вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации,
здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
 взаимодействие со специалистами городского ПМПК;
 сотрудничество с родительской общественностью.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников с ДЦП
В Центре создан психолого-медико-педагогический консилиум, в задачи
которого входит:
1. Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в школе)
диагностика отклонений в развитии.
2. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально личностных перегрузок и срывов.
3. Выявление резервных возможностей развития.
4. Определения характера, продолжительности и эффективности специальной
(коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в школе возможностей.
5. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие
ребёнка, динамику его состояния уровень школьной успешности.
Реализация указанных направлений по системному сопровождению
(специальной поддержке) учащихся с ограниченными возможностями здоровья в
МАОУ СОШ №106 обеспечивается наличием в школе специалистов разного
профиля и школьного психолого-педагогического консилиума (далее – ППк),
которые входят в его постоянный состав. Школьный ПМПК является основным
механизмом взаимодействия специалистов. Персональный состав школьного ППк
ежегодно утверждается приказом директора школы.
Планируемые результаты программы коррекционной работы:
1. Положительная динамика в освоении учащимися базового уровня
содержания образования – достижение личностных, метапредметных, предметных
результатов АООП НОО.
2. Максимально возможная коррекция недостатков физического и/или
психического развития (уровень жизненной компетенции учащегося с НОДА).
3. Социальная адаптация учащихся.
Планируемые
результаты
программы
коррекционной
работы
конкретизируются в программах обязательных коррекционно-развивающих
курсов.

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
3.1. Учебный план АООП НОО
Учебный план АООП НОО вариант 6.1 (обязательные предметные области
учебного плана и учебные предметы) соответствуют ООП НОО МАОУ СОШ
№106.
3.2. Календарный учебный график
Календарный учебный график соответствуют календарному учебному
графику ООП НОО МАОУ СОШ №106.
3.3.

Календарный учебный план воспитательной работы

Календарный учебный план воспитательной работы соответствует
календарному учебному плану воспитательной работы ООП школы.
План внеурочной деятельности по направлениям АООП НОО вариант 6.1
(кроме коррекционно-развивающей области) соответствуют ООП НОО школы.
Для учащихся с НОДА обязательной частью внеурочной деятельности является
коррекционно-развивающая область.
Коррекционно-развивающая область
поддерживает процесс освоения содержания АООП НОО, обеспечивает
коррекцию недостатков в развитии учащихся. Часы, отводимые на коррекционноразвивающую область, включаются в часы, отводимые на внеурочную
деятельность, и являются обязательными. Содержание коррекционноразвивающей работы определяется на основе рекомендаций городской ПМПК,
ИПРА.
При реализации АООП НОО должны быть созданы специальные условия,
обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной
программы в полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и
особенностей здоровья.
Специальные условия должны обеспечивать возможность:
достижения планируемых результатов освоения АООП НОО всеми
обучающимися с НОДА;
выявления и развития способностей обучающихся через систему секций,
студий и кружков, и через использование возможностей образовательных
организаций дополнительного образования;
расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся с
НОДА, в том числе с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям
здоровья;
учета особых образовательных потребностей, характерных для данной
группы обучающихся с НОДА;
участия обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и общественности в разработке АООП НОО,
проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в
формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов
обучающихся;
эффективного использования времени, отведенного на реализацию части

АООП НОО, формируемой участниками образовательного процесса, в
соответствии с запросами обучающихся с НОДА и их родителей (законных
представителей), спецификой образовательной организации;
использования в образовательном процессе современных образовательных
технологий деятельностного типа, технических средств обучения и средств
обучения, соответствующих особым образовательным потребностям обучающихся
с НОДА;
обновления содержания АООП НОО, методик и технологий ее реализации в
соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся
с НОДА и их родителей (законных представителей);
эффективного управления образовательной организацией с использованием
информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов
финансирования;
эффективной самостоятельной работы обучающихся с НОДА при поддержке
педагогических работников.
План воспитательной работы соответствуют данным разделам ООП НОО
МАОУ СОШ №106.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».