Приложение к федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ СОШ №106 Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Природоведение» (для 6 класса) Екатеринбург 2023 ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 5 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 8 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 12 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Природоведение». Цель обучения - освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта. Задачи обучения: − формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе; − демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой; 3 − формирование специальных и общеучебных умений и навыков; − воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы; − воспитание социально значимых качеств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе определяет следующие задачи: − формирование правильного понимания природных явлений; − формирование у обучающихся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье); − формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных; − формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности; − формирование и отработка практических навыков и умений. 4 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе состоит из трёх разделов: «Растительный мир», «Животный мир», «Человек». При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в начальной школе. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Учитель должен обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании могут быть указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту. Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков. Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о живой и неживой природе, полученные в процессе изучения учебного предмета «Природоведение". Основными природоведения организационными являются: формами фронтальная, работы групповая, на уроке коллективная, 5 индивидуальная работа. При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов: − объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ с включением в него элементов беседы или объяснения, и применение сопровождающегося демонстрацией, опытов); − репродуктивный метод (воспроизведение информации); − метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения); − частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы); − исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют при проведении лабораторных и практических работ, предусмотренных программой; исследовании свойств тел неживой природы при проведении опытов); − проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и обобщающих), направленных на усвоение изученного материала; − проведение словарной работы, направленной на коррекцию лексикосемантической стороны речи (обогащение словаря, усвоение новых, ранее незнакомых слов; закрепление и уточнение значений слов; активизация словаря). − выполнение заданий, требующих разнообразной деятельности обучающихся: сравни, опиши, объясни, запиши в тетради, зарисуй в тетради, найди на карте, рассмотри рисунок, рассмотри иллюстрации описываемого предмета; выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя слова для справок; заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов; 6 − дидактические игры (классификация, разрезные картинки). Содержание разделов № п/ п 1. Название раздела Количество часов Контрольные работы Введение 1 1 2. Растительный мир 17 1 3. Животный мир 35 1 4 Человек 12 1 5. Обобщение 3 1 68 5 Итого: 7 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению; формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникам в разных социальных ситуациях; формирование умений соблюдать правила здорового питания, ухаживать за комнатными растениями и домашними животными; формирование знаний о здоровом образе жизни, стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни; овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, формирование правильной осанки, оказании первой медицинской помощи при незначительных травмах; формирование бережного отношения к материальным ценностям, к предметам живой и неживой природы. Предметные: Минимальный уровень: − узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; − иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; − относить изученные объекты к определенным группам (осиналиственное дерево леса); − называть сходные объекты, относить к одной и той же изучаемой группе (рыбы, декоративные растения, лекарственные растения); − называть заповедники, растения и животные, занесенные в Красную книгу России; − соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимать их значение в жизни человека; 8 − соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); − выполнять несложные задания под контролем учителя; − адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога. Достаточный уровень: − узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; − уметь находить необходимую информацию об изучаемых объектах по заданию педагога; − устанавливать взаимосвязи между изученными объектами, их месте в окружающем мире; − относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер- травянистое дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медоносное, растение, цветущее летом); − называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников, объяснять свое решение; − выделять существенные признаки групп объектов; − знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни; − участвовать в беседе, обсуждение изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; − выполнять задания без текущего контроля учителя, осмысленная оценка своей работы: − соблюдать правила санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; − выполнять доступные возрасту природоохранительные действия; 9 − осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. предметных результатов учитывается уровень При оценке самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов за устный ответ: Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: − даёт правильные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно практическими действиями; − грамотно строит предложения; − адекватно использует терминологию; − умеет подводить итоги. Оценка «4» ставится обучающемуся, если: − при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; − допускает незначительные речевые ошибки; − частично использует терминологию; 10 − подводит итоги с незначительной помощью учителя. Все недочёты ученик исправляет при незначительной помощи учителя, если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5». Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: − при помощи учителя или учащихся даёт правильные односложные ответы на поставленные вопросы; − в речи не использует изученную терминологию; − подводит итоги только при максимальной помощи учителя. Оценка «2» - не ставится. Оценка письменных ответов. Оценка «5» ставится - при самостоятельном безошибочном выполнении всех заданий. Оценка «4» ставится - при выполнении задании, в случае двух негрубых недочётов или одной ошибки; допускается незначительная помощь учителя. Оценка «3» ставится – при более двух грубых недочетов и одной ошибки выполненных заданий; при использовании преимущественной помощи учителя, материала учебника. Оценка «2» - не ставится. 11 № Тема Кол-во часов IV. 1 Живая природа: растения, животные, человек 1 2 Разнообразие растительного мира 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Дифференциация видов деятельности Минимальный уровень Достаточный уровень Введение - 1час Формирование Узнают объекты живой природы представлений о на иллюстрациях и фотографиях, предметах и явлениях относят к объектам живой или живой природы, умения неживой природе. дифференцировать живую Называют изученные объекты. и неживую природу В рабочих тетрадях обводят картинки с изображением живых организмов Растительный мир – 17 часов Формирование Узнают растения на представлений о иллюстрациях и фотографиях, многообразии называют изученные объекты; растительного мира. рассказывают о значении Разнообразие растений. растений. Дикорастущие и Дописывают в тетрадь культурные растения. определения, используя текст Значение растений учебника: дикорастущие, культурные. Зарисовывают в тетрадь овощи и фрукты Выделяют существенные признаки объектов живой природы, относят объекты к живой или к неживой природе, устанавливают взаимосвязи между живой и неживой природой. Выписывают в тетрадь общие признаки живых организмов Называют представителей растительного мира, выделяют признаки дикорастущих и культурных растений, относят растения к разным группам на основании этих признаков; рассказывают о значении растений и их роли в окружающем мире. В рабочих тетрадях рассматривают рисунки, заполняют таблицу, используя слова для справок, записывают название культурных и дикорастущих растений 12 3 4 Среда обитания растений 1 Строение растений 1 Формирование представлений о среде обитания растений и многообразии растительного мира. Растения леса (деревья, травянистые растения). Растения луга (травы: клевер, васильки, лютики). Растения водоемов (камыш, рогоз, кувшинки). Растения полей, садов, огородов (пшеница, рожь, овощи, фрукты) Формирование представлений о частях растений и их функциях. Части растения: цветок, стебель, лист, корень. Внешний вид. Значение Узнают растения леса, водоемов, садов, огородов на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят растения к разным группам (растения леса, водоемов, садов, огородов). Выполняют задание в рабочей тетради: продолжи предложения. Записывают среду обитания растений Знают места произрастания растений, узнают и называют 2–3 представителя растений леса, луга, водоемов, полей, садов, огородов. Заполняют схему «Среда обитания растений», рассказывают, где встречаются эти растения Узнают части растений на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, рассказывают о назначении органов растений. Раскрашивают части растений на рисунке в рабочей тетради, соединяют части растения и его название, используя помощь учителя Узнают и называют части растений, и показывают их на натуральных объектах, картинах, схемах, знают функции частей растений и их значение для растения. Выполняют задания: раскрашивают части растений в рабочей тетради и подписывают их; узнают растения по их контуру, соединяют части растения и его название 13 5 Деревья, кустарники, травы 1 Закрепление, уточнение и расширение представлений о деревьях, кустарниках, травах 6 Лиственные деревья 1 Закрепление, уточнение и расширение представлений о лиственных деревьях, формирование представления о видах лиственных деревьев. Признаки лиственных деревьев. Листопад. Дикорастущие и культурные лиственные деревья Узнают деревья, кустарники, травы на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят растения к разным группам – деревьям, кустарникам, травам, называют представителей разных групп растений. Дописывают предложения в рабочей тетради: о каких деревьях говорится в предложениях Называют лиственные растения на иллюстрациях и фотографиях. Показывают изученные объекты, относят растения к изучаемой группе. Называют лиственные дикорастущие и культурные деревья (по 2 представителя). В рабочей тетради подчеркивают названия лиственных деревьев; раскрашивают деревья на рисунках Выполняют классификацию растений и признаки разных групп, относят растения к разным группам на основании основных признаков. Заполняют таблицу в рабочей тетради, приводят примеры растений (деревья, кустарники, травы) своей местности Знают классификацию растений, знают признаки лиственных растений, относят растения к лиственным на основании основных признаков. Называют представителей лиственных дикорастущих и культурных растений (по 3–4 представителя). Относят лиственные растения к разным группам с учетом различных оснований для классификации (лиственное, дикорастущее, культурное). Выполняют задание в рабочей тетради: определяют дерево по описанию. Соединяют описание с названием дерева 14 7 Хвойные деревья 1 Закрепление, уточнение и расширение представлений о лиственных деревьях. Признаки хвойных деревьев. Хвойный лес. Тайга Узнают хвойные растения на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят растения к изучаемой группе, называют хвойные деревья (по 2 представителя). На рисунках подписывают названия хвойных деревьев. Записывают в тетрадь ответ на вопрос: как называется хвойный лес, используя рисунок 8 Дикорастущие кустарники 1 Формирование представлений о дикорастущих кустарниках Узнают дикорастущие кустарники на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят растения к изучаемой группе, называют дикорастущие кустарники (2 представителя). В рабочей тетради выполняют задание «Четвертый лишний», зачеркивают лишние слова в предложенном перечне дикорастущих растений Знают признаки хвойных растений, относят растения к хвойным на основании основных признаков. Называют представителей хвойных растений (3 представителя). Относят хвойные растения к разным группам с учетом различных оснований для классификации (хвойное, дикорастущее). В рабочей тетради на рисунках подписывают названия хвойных деревьев; сравнивают ель и сосну. Называют сходство и различия Узнают и называют дикорастущие кустарники (не менее 3), выделяют существенные признаки дикорастущих кустарников, относят изученные растения к различным группам (кустарники, дикорастущие кустарники) с учетом оснований для классификации. В тетради подписывают на рисунке части кустарника. 15 9 Культурные кустарники 1 Формирование представлений о культурных кустарниках 10 Травы 1 Закрепление, уточнение и расширение представлений о травах. Формирование представлений о дикорастущих и культурных травах. Использование человеком культурных растений Знают классификацию растений, признаки кустарников. Узнают культурные кустарники на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят растения к изучаемой группе, называют культурные кустарники (2–3 представителя), имеют представление о значении культурных кустарников. Выполняют в тетради задание «Четвертый лишний», зачеркивают лишние слова в предложенном перечне культурных растений Узнают и называют дикорастущие и культурные травы (не менее 5), относят изученные растения к различным группам (травы дикорастущие и культурные) с учетом оснований для классификации. Раскрашивают в тетради рисунки с изображением травянистых растений; называют культурные и дикорастущие травы Узнают и называют культурные кустарники (не менее 3), выделяют существенные признаки культурных кустарников, относят изученные растения к различным группам (кустарники, культурные кустарники) с учетом оснований для классификации. Составляют рассказ о целебных свойствах ягод, растущих в саду на кустарниках Знают классификацию растений, признаки трав. Узнают дикорастущие и культурные травы на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят травы к изучаемой группе, называют дикорастущие и культурные травы (подорожник, ромашка, укроп, петрушка). В тетради подписывают рисунки названиями известных травянистых растений; рассказывают какие культурные травы выращивает человек на огороде, как использует 16 11 Декоративные растения 1 Формирование представлений о декоративных растениях 12 Лекарственные растения 1 Формирование представлений о лекарственных растениях. Лечебные свойства. Правила их использования 13 Комнатные растения. Уход за комнатными растениями 1 Закрепление, уточнение и расширение представлений о комнатных растениях, формирование умения ухаживать за комнатными растениями Узнают декоративные растения на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты (2–3), относят растения к изучаемой группе, называют декоративные растения, рассказывают о значении лекарственных растений. Выполняют задание в рабочей тетради: выписывают буквы с одинаковых лепестков и составляют названия цветов; рисуют букет для мамы, используя предложенные рисунки цветов Узнают лекарственные растения (ромашка, шиповник, календула) на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят растения к изучаемой группе, рассказывают о значении лекарственных растений. По картинкам в тетради собирают лекарственные травы для домашней аптечки Узнают комнатные растения на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, имеют представление о значении комнатных растений, относят отдельные растения к группе комнатных растений, выполняют действия по уходу за растениями под контролем учителя Узнают и называют декоративные растения (не менее 5), выделяют существенные признаки декоративных растений. Используя текст учебника, дописывают в рабочую тетрадь определение декоративных растений. В тетради заполняют таблицу, используя слова для справок: выписывают названия декоративных цветов, кустарников, деревьев Узнают и называют лекарственные растения, относят изученные растения к различным группам (дикорастущие и культурные) с учетом оснований для классификации. Используя рисунки в рабочей тетради, собирают травы для домашней аптечки; объясняют, как они лечат разные болезни Узнают и называют комнатные растения, относят изученные растения к комнатным на основании сходных признаков, осуществляют деятельность по уходу за комнатными растениями 17 14 Комнатные растения: герань, бегония, фиалка, традесканция 1 Формирование представлений о многообразии комнатных растений, формирование умение ухаживать за комнатными растениями Узнают герани, бегонии, фиалки, традесканции на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, выполняют действия по уходу за растениями под контролем учителя. Выполняют задание в рабочей тетради: узнают на рисунках комнатные растения и подписывают их названия, используя слова для справок 15 Растительный мир разных районов Земли 1 Формирование представлений о разнообразии растительного мира Земли, о зависимости внешнего вида растений от среды обитания Узнают и называют изученные растения (по 1–2 растения), выделяют существенные признаки растений холодного и жаркого районов Земли, называют сходные по внешним признакам объекты, известные из других источников, объясняют свое решение, имеют представления о взаимосвязях внешнего вида растения и места обитания. Называют по рисункам растения, произрастающие в районах с холодным, умеренным и жарким климатом Узнают и называют изученные комнатные растения, выделяют существенные признаки комнатных растений, называют сходные по внешним признакам объекты, известные из других источников, объясняют свое решение. Выполняют задание в рабочей тетради: рассмотри рисунки, напиши на стрелках, что необходимо для роста растений. Напиши в рабочей тетради, как надо ухаживать за комнатными растениями Узнают растения разных районов Земли –(холодных районов, с умеренным климатом, жарких районов) на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят изученные растения к разным группам по месту произрастания, называют растения, произрастающие в районах с умеренным климатом. В тетради заполняют таблицу: выписывают названия растений, которые растут в районах с холодным, умеренным и жарким климатом 18 16 Растения нашей страны 1 Формирование представлений о многообразии растительного мира России Узнают и называют различные районы нашей страны (тундра, леса, степь, пустыня) на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, называют растения, произрастающие в нашей стране. Описывают одно из деревьев своей местности по плану, используя опорные слова 17 Растения своей местности: дикорастущие и культурные 1 Узнают растения своей местности на иллюстрациях и фотографиях. Называют изученные объекты. Относят изученные растения к разным группам, называют растения своей местности. Описывают один из кустарников по плану, используя помощь учителя 18 Красная книга России и своей области (края) 1 Закрепление знаний о растительном мире России. Обобщение знаний о растениях своей местности, формирование представлений о растительном мире своего края Формирование представлений о необходимости охраны природы (растительного мира), знакомство с Красной книгой Узнают растения Красной книги (ландыш, колокольчик, кувшинка) на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, называют растения из Красной книги своей местности, рассказывают о значении Красной книги Узнают и называют изученные растения (по 2–3 растения), выделяют существенные признаки растений разных районов России, называют растения, произрастающие в России, известные из других источников, имеют представления о взаимосвязях внешнего вида растения и места обитания. Описывают одно из деревьев своей местности по плану Называют растения, произрастающие в своей местности. Относят растения своей местности к различным классификациям (деревья, кустарники, травы; дикорастущие, культурные; декоративные). Описывают один из кустарников по плану Называют растения, включенные в Красную книгу России, известные из других источников, знают и соблюдают правила безопасного поведения в природе, выполняют доступные возрасту природоохранительные действия 19 Животный мир – 35 часов Узнают животных на иллюстрациях и фотографиях. Называют животных. Относят животных к разным группам в зависимости от классификации (размер, способ передвижения, питание, места обитания, выведение потомства) с опорой на учебник. Составляют рассказ о разнообразии животного мира с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем 19 Разнообразие животного мира 1 Формирование представлений о многообразии животного мира 20 Среда обитания животных 1 Формирование представлений о среде обитания животных и многообразии животного мира Узнают животных суши, водоемов и птиц на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят животных к разным группам (животные суши, водоемы, птицы). Выполняют задание в рабочей тетради: соедини стрелками рисунок с местом обитания животных Называют представителей животного мира, выделяют признаки животных. Относят животных к разным группам в зависимости от классификации (размер, способ передвижения, питание, места обитания, выведение потомства). Составляют рассказ о разнообразии животного мира по плану; заполняют таблицу, приводя примеры названий животных с разными способами передвижения Узнают и называют представителей животного мира, обитающих на суше, в воздухе, почве, водоемах; называют животных, известных из других источников, объясняют свое решение. Сравнивают по рисункам животных разных мест обитания, делают вывод о разных способах приспособления к местам обитания. Пользуясь текстом учебника, заполняют таблицу о местах обитания животных 20 21 Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие 1 Формирование представлений о многообразии животного мира на основе имеющихся у школьников знаний 22 Насекомые 1 Формирование представлений о многообразии насекомых 23 Бабочки, стрекозы, жуки 1 Уточнение и расширение представлений о бабочках, стрекозах, жуках Узнают насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят животных к разным группам. Заполняют таблицу в рабочей тетради, соотнося название животного с названием группы. Узнают насекомых на иллюстрациях и фотографиях. называют изученные объекты, имеют представление о значении насекомых в природе. Раскрашивают рисунки с изображением насекомых Узнают жуков, бабочек, стрекоз на иллюстрациях и фотографиях, относят жуков, бабочек, стрекоз к изученной группе животных, называют изученные объекты, имеют представление о значении жуков, бабочек, стрекоз в природе. Рассказывают по рисункам, что общего у всех насекомых. Заполняют таблицу в тетради, используя слова для справок: выписывают отличительные Узнают и называют представителей животного мира, относят животных к разным группам с учетом основных признаков, выделяют существенные признаки разных групп животных. Заполняют в рабочей тетради таблицу: распределяют животных по группам, используя иллюстрации и рисунки. Узнают и называют насекомых. Выделяют существенные признаки насекомых. Подписывают на рисунках в рабочей тетради части тела насекомого, используя слова для справок. Считают сколько ног у насекомых, делают вывод об отличительных особенностях насекомых Узнают и называют представителей насекомых (жуки, бабочки, стрекозы) в натуральном виде, естественных условиях, рисунках; выделяют существенные признаки насекомых, имеют представления о взаимосвязях между изученными объектами и их местом в окружающем мире. Описывают особенности внешнего вида одного из насекомых по плану и иллюстрациям. Заполняют 21 особенности каждой группы насекомых 24 Кузнечики, муравьи, пчелы 1 Уточнение и расширение представлений о кузнечиках, муравьях, пчелах Узнают кузнечиков, пчел, муравьев на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят к изученной группе животных, имеют представление о значении кузнечиков, пчел, муравьев в природе. Рисуют муравейник, рассказывают о жизни обитателей муравейника 25 Рыбы 1 Уточнение и расширение представлений о рыбах Узнают рыб на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, имеют представление о значении рыб в природе. Называют части тела рыбы по рисунку таблицу в тетради, используя слова для справок: выписывают отличительные особенности каждой группы насекомых, обосновывают свой выбор Узнают и называют насекомых (кузнечики, пчелы, муравьи) в натуральном виде, естественных условиях, картинах; выделяют существенные признаки насекомых, знают и соблюдают правила безопасного поведения в природе. Описывают внешний вид кузнечика по плану Узнают и называют рыб, выделяют существенные признаки рыб, имеют представление о взаимосвязях между изученными объектами (рыбами) и их местом в окружающем мире. В рабочей тетради на рисунке подписывают части тела рыбы, называют отличительные особенности рыб. Заполняют пропуски на карточке: внешний вид и образ жизни рыб 22 26 Морские и речные рыбы 1 Формирование представлений о морских и речных рыбах 27 Земноводные. Лягушки. Жабы 1 Формирование представлений о земноводных животных на примере жабы и лягушки Узнают морских и пресноводных рыб (сельдь, камбала, лосось, сом, щука) на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят сельдь, треску, камбалу, лосося, карася, окуня, сома, щуку к изученной группе животных. Относят изученных рыб к морским и пресноводным. Составляют рассказ об одной из рыб по плану и опорным предложениям. В рабочей тетради обводят рисунок самой крупной пресноводной рыбы и называют ее. Узнают и называют морских и речных рыб (не менее 6) в натуральном виде, естественных условиях, картинах; выделяют существенные признаки морских и речных рыб, имеют представления о взаимосвязях между изученными объектами и их местом в окружающем мире; относят рыб к различным группам с учетом различных оснований для классификации (пресноводные, морские, хищные). Заполняют таблицу, пользуясь текстом учебника, название пресноводных и морских рыб Составляют рассказ об одной из рыб по плану Узнают земноводных – лягушек и Узнают и называют земноводных, жаб – на иллюстрациях и выделяют существенные признаки фотографиях, называют изученные земноводных – жаб и лягушек; объекты, относят лягушек и жаб к имеют представления о изученной группе животных, имеют взаимосвязях между изученными представление о значении жаб и животными и их местом в лягушек в природе окружающем мире. В рабочей тетради соединяют линией описание с названием животных 23 28 Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы 1 Формирование представлений о пресмыкающихся животных на примере змей, ящериц, крокодилов 29 Птицы 1 Уточнение и расширение представлений о птицах. Места обитания. Значение птиц в природе 30 Ласточки, скворцы, снегири, орлы 1 Формирование представлений о многообразии птиц. Формирование представлений о ласточках, скворцах, снегирях, орлах Узнают пресмыкающихся – змей, ящериц, крокодилов на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят змей, ящериц, крокодилов к изученной группе животных, имеют представление о значении пресмыкающихся в природе. Выполняют задание в рабочей тетради: зачеркивают в каждом ряду названий групп животных лишнее слово, пишут обобщающее слово для остальных названий животных Узнают птиц на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, называют птиц, имеют представление о значении птиц в природе. Рассматривают рисунок птицы в рабочей тетради и подписывают части тела птицы, используя слова для справок Узнают птиц: ласточек, скворцов, снегирей, орлов на иллюстрациях и фотографиях. Называют изученные объекты, относят ласточек, скворцов, снегирей, орлов к изученной группе животных. Относят изученных птиц к перелетным или зимующим. Выполняют задание на карточке: Выделяют существенные признаки пресмыкающихся, выделяют существенные признаки змей, ящериц, крокодилов; имеют представления о взаимосвязях между изученными объектами и их местом в окружающем мире. В рабочей тетради соединяют линией описание с названием групп животных; подписывают представителей Узнают и называют птиц (ворона, синица, воробей, голубь, утка). Выделяют существенные признаки птиц. Относят птиц к различным группам: перелетные, зимующие. Подписывают на рисунках в рабочих тетрадях части тела птицы Узнают и называют птиц (ласточки, скворцы, снегири, орлы). Выделяют существенные признаки птиц. Рассказывают о взаимосвязях между птицами и их местом в окружающем мире. Относят птиц к различным группам: перелетные, зимующие, хищные. В рабочих тетрадях подписывают 24 заканчивают предложение об особенностях внешнего вида птиц 31 Лебеди, журавли, чайки 1 Формирование представлений о многообразии птиц. Формирование представлений о лебедях, журавлях, чайках 32 Птицы своего края. Охрана птиц 1 Расширение и уточнение знаний о птицах своей местности. Типичные птицы своего края. Охрана птиц рисунки с изображением птиц, соединяют изображения птиц с местами их обитания Узнают и называют птиц (лебеди, Узнают и называют птиц (лебеди, журавли, чайки) на иллюстрациях и журавли, чайки). Выделяют фотографиях. называют изученные существенные признаки птиц, объекты. Выделяют существенные имеют представления о признаки птиц с помощью учителя. взаимосвязях между внешним Относят изученных птиц к видом и образом жизни птиц и их перелетным или зимующим. средой обитания. Относят птиц к Подписывают название птиц на различным группам: перелетные, рисунках в рабочей тетради. зимующие, водоплавающие. Называют морских, речных птиц, птиц, живущих около водоемов, известных из других источников. Соединяют в рабочей тетради изображения птиц с местами их обитания; объясняют свой выбор Называют птиц, обитающих в своей Называют птиц, обитающих в местности. Относят птиц, своей местности, выделяют обитающих в своей местности, к существенные признаки птиц. различным группам с учетом Относят птиц, обитающих в своей различных оснований для местности, к различным группам с классификации: перелетные – учетом различных оснований для зимующие, водоплавающие (с классификации: перелетные – помощью учителя). Называют и зимующие, водоплавающие. соблюдают правила безопасного Называют и соблюдают правила поведения в природе. безопасного поведения в природе, Рисуют в тетради рядом с выполняют доступные возрасту кормушкой одну из зимующих птиц природоохранительные действия. Выписывают в тетрадь названия птиц своего края 25 33 Млекопитающие 1 Формирование понятия млекопитающие на основе уточнения и расширения имеющихся представлений: признаки, внешний вид, детеныши, среда обитания (суша и вода) Узнают и называют млекопитающих на иллюстрациям и фотографиям. Относят млекопитающих к разным группам, имеют представление о значении млекопитающих в природе. Дополняют предложения в рабочей тетради об отличительных особенностях млекопитающих, используя иллюстрации и опорные понятия 34 Млекопитающие суши 1 Формирование представлений о млекопитающих суши на основе имеющихся знаний. Животные лесов, степей, пустынь Узнают млекопитающих суши на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты. Узнают животных суши на рисунках в рабочей тетради, по контуру соединяют линиями с местами их обитания Узнают и называют млекопитающих в натуральном виде в естественных условиях и на картинах. Выделяют существенные признаки млекопитающих. Называют млекопитающих из тех, которые были изучены на уроках, или известных из других источников. Относят млекопитающих к различным группам с учетом различных оснований для классификации: обитающие в воде и на суше, хищные, травоядные, всеядные. Заполняют таблицу в рабочей тетради «Различия по способу питания», используя словарь для справок Узнают и называют (не менее 5) млекопитающих суши (лесов, степей, пустынь) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, имеют представления о взаимосвязях между млекопитающими и их местом в окружающем мире, называют млекопитающих из тех, которые были изучены на уроках или известных из других источников. Заполняют таблицу в рабочей тетради: вписывают слова, которые 26 35 Млекопитающие морей и океанов 1 Формирование представлений о млекопитающих морей и океанов: признаки, внешний вид Узнают млекопитающих морей и океанов (китов, дельфинов) на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, называют млекопитающих морей и океанов. Выписывают в тетрадь, используя текст учебника, как приспособился организм млекопитающих животных к обитанию в морях и океанах 36 Домашние животные в городе и деревне 1 Расширение и уточнение представлений о домашних животных: признаки, внешний вид Узнают домашних животных на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, называют домашних животных, относят домашних животных к разным группам (птицы, млекопитающие), имеют представление о значении домашних животных. подходят для рассказа о разных млекопитающих суши Узнают и называют млекопитающих морей и океанов (киты, тюлени, дельфины) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах. Имеют представления о взаимосвязях между млекопитающими морей и океанов (внешний вид, образ жизни) и их местом в окружающем мире. Называют млекопитающих морей и океанов из тех, которые были изучены на уроках, или известных из других источников, объясняют свой выбор. Подчеркивают в тексте рабочей тетради отличительные особенности водных млекопитающих; называют признаки сходства; чем морские млекопитающие отличаются от сухопутных Узнают и называют домашних животных в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки домашних животных, называют домашних животных из тех, которые были изучены на уроках или известных из других источников, объясняют свой выбор. 27 37 Сельскохозяйствен ные животные: лошади 1 Расширение и уточнение представлений о лошадях. Формирование представлений о сельскохозяйственны х животных: внешний вид, питание, использование человеком 38 Сельскохозяйствен ные животные: коровы 1 Расширение и уточнение представлений о коровах. Формирование представлений о сельскохозяйственны х животных: внешний вид, питание, использование человеком, уход и содержание Выписывают в таблицу рабочей тетради названия диких и домашних животных из стихотворения Узнают лошадей на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят лошадей к домашним животным, имеют представление о значении лошадей. Включаются в дидактическую игру «Где чей детеныш?» Узнают коров на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят коров к домашним животным, имеют представление о значении коров в жизни человека. Описывают внешний вид коровы по плану и опорным словам Выписывают в таблицу рабочей тетради, используя свои примеры, названия диких и домашних животных Узнают и называют лошадей в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки лошадей, относят лошадей к разным группам с учетом различных оснований для классификации (перевозка грузов, спортивные соревнования, цирк, полиция). Сформированы представления к самостоятельной жизни. Выполняют задание в рабочей тетради: вписывают названия животных и их детенышей Узнают и называют коров в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки коров, относят коров к определенным группам животных с учетом различных оснований для классификации (млекопитающие, домашние, сельскохозяйственные животные). Описывают внешний вид коровы по плану 28 39 Сельскохозяйствен ные животные: козы, овцы, свиньи 1 Расширение и уточнение представлений о козах, овцах, свиньях. Формирование представлений о сельскохозяйственны х животных 40 Домашние птицы: куры, утки, индюки 1 Расширение и уточнение представлений о курах, утках, индюках. Формирование представлений о сельскохозяйственны х птицах: внешний вид, использование человеком, уход и содержание 41 Уход за животными в живом уголке или дома 1 Формирование представлений о «живом уголке», правилах ухода за животными в «живом уголке». Узнают и называют коз, овец, свиньях на иллюстрациях и фотографиях, относят коз, овец, свиней к домашним животным, имеют представление о значении коз, овец, свиней. Рассказывают об одном из животных с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем Узнают кур, уток, индюков на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят кур, уток, индюков к домашним птицам, имеют представление о значении кур, уток, индюков. В рабочей тетради узнают на рисунках домашних птиц и подписывают их названия. Узнают животных «живого уголка» на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, знакомятся с правилами выполнения несложных действий по уходу за животными в «живом Узнают и называют коз, овец, свиней в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки изученных животных. Составляют рассказ об одном из животных по плану Узнают и называют домашних птиц (кур, уток, индюков) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки изученных животных, относят домашних птиц к определенным группам с учетом различных оснований для классификаций (птицы, домашние, водоплавающие). В рабочей тетради узнают на рисунках домашних птиц и подписывают их названия; сравнивают утку и домашнюю курицу, делают вывод о сходстве по внешнему виду Узнают и называют животных «живого уголка» в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, относят животных «живого уголка» к определенным группам (птицы, рыбы, 29 Общие правила ухода за животными в «живом уголке» или дома 42 Аквариумные рыбки 1 Формирование представлений об аквариумных рыбах на основе имеющихся знаний. Правила содержания и ухода за аквариумными рыбками 43 Канарейки, попугаи 1 Формирование представлений о декоративных и певчих птицах на основе имеющихся знаний: внешний вид, правила содержания и ухода дома или в «живом уголке» уголке» под руководством учителя, имеют представление о значении «живого уголка». В рабочей тетради подчеркивают названия животных, которые могут жить дома или в живом уголке млекопитающие, пресмыкающиеся), знают о правилах по уходу за животными в «живом уголке», выполняют доступные возрасту действия по уходу за животными. В рабочей тетради подчеркивают названия животных, которые могут жить дома или в «живом уголке» Обосновывают свой выбор Узнают аквариумных рыбок на Узнают и называют аквариумных иллюстрациях и фотографиях, рыбок (гуппи, золотые рыбки) в называют изученные объекты, натуральном виде в естественных знакомятся с правилами условиях и на картинах, выделяют выполнения несложных действий существенные признаки по уходу за аквариумными рыбками аквариумных рыбок, знают правила под руководством учителя. ухода и содержания за В рабочей тетради узнают на аквариумными рыбами. рисунках аквариумных рыбок и В рабочей тетради подписывают подписывают их названия; рисунки аквариумных рыбок; зачеркивают лишнюю рыбку, зачеркивают лишнюю рыбку используя помощь учителя Узнают певчих и декоративных Узнают и называют певчих и птиц на иллюстрациях и декоративных птиц (канарейки, фотографиях, называют изученные попугаи) в натуральном виде в объекты, называют известные естественных условиях и на учащимся певчих и декоративных картинах. Выделяют существенные птиц, знакомятся с правилами признаки певчих и декоративных выполнения несложных действий птиц. Называют певчих и по уходу за певчими и декоративных птиц, которые были декоративными птицами под изучены на уроке и известны руководством учителя. обучающимся из других 30 В рабочей тетради узнают на рисунках птиц и подписывают их названия, используя слова для справок. Обводят названия певчих птиц, используя помощь учителя 44 Морские свинки, хомяки, черепахи 1 Формирование представлений о морских свинках, хомяках и черепахах: внешний вид, правила ухода 45 Домашние кошки 1 Расширение и уточнение представлений о домашних кошках: внешний вид, правила ухода и содержания кошек в доме Узнают морских свинок, хомяков, черепах на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, знакомятся с правилами выполнения несложных действий по уходу за морскими свинками, хомяками, черепахами под руководством учителя. Выполняют задание в рабочей тетради: отвечают на вопросы (кого чем кормить) и выбирают правильные ответы соотнося их с названиями животных, используя помощь учителя Выделяют существенные признаки кошек, относят кошек к определенным группам (млекопитающие, домашние животные, длинношерстные, короткошерстные) Знают правила ухода и содержания кошек. Выполняют задание в рабочей источников, знают правила ухода и содержания певчих и декоративных птиц. В рабочей тетради подписывают рисунки названиями птиц, используя слова для справок. Обводят названия певчих птиц. Отвечают на вопрос: каких птиц называют певчими Узнают и называют животных в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки морских свинок, хомяков, черепах, знают правила ухода за морскими свинками, черепахами, хомяками и их содержания. Выполняют задание в рабочей тетради: выбирают правильные ответы на вопрос (кого чем кормить) и записывают их рядом с названием животного Узнают кошек на иллюстрациях и фотографиях, относят кошек к группе домашних животных, знакомятся с правилами выполнения несложных действий по уходу за кошками под руководством учителя, имеют представление о значении кошек в жизни человека. 31 46 Собаки 1 47 Животные холодных районов Земли 1 тетради: подчеркивают в тексте слова, относящиеся к кошке; показывают на рисунке стрелками еду, которую ест кошка Расширение и Узнают и называют собак на уточнение иллюстрациях и фотографиях, представлений о относят собак к группе домашних собаках: внешний животных, знакомятся с правилами вид, виды собак, выполнения несложных действий правила ухода за по уходу за собаками под собаками и руководством учителя, имеют содержания их в доме. представление о значении собак в жизни человека. Рассматривают рисунки в рабочих тетрадях; заполняют схему «Группы собак» Расширение Называют животных холодных представлений о районов Земли (белые медведи, многообразии тюлени, моржи, северные олени, животного мира. песцы, пингвины) на иллюстрациях Формирование и фотографиях. Относят животных представлений о холодных районов Земли к разным животных холодных группам животных: районов, зависимости млекопитающие, птицы. внешнего вида и Описывают отличительные образа жизни признаки внешнего вида животных, животных от среды обитающих на севере обитания Записывают в рабочую тетрадь советы, как необходимо ухаживать за котенком Выделяют существенные признаки собак, относят собак к определенным группам (млекопитающие, домашние животные, служебные, охотничьи, декоративные), знают правила ухода и содержания собак. Заполняют таблицу в рабочей тетради «Породы собак», используя слова для справок. Составляют памятку об уходе за собакой, живущей в доме Называют животных холодных районов Земли (белые медведи, тюлени, моржи, северные олени, песцы, пингвины) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах. Выделяют существенные признаки животных холодных районов Земли, имеют представления о взаимосвязях между внешним видом животных, их образом жизни и средой обитания. Относят изученных животных к определенным группам: млекопитающие, птицы, млекопитающие суши, млекопитающие морей и океанов. 32 48 Животные умеренного пояса 1 Расширение представлений о многообразии животного мира. Формирование представлений о животных умеренного пояса, зависимости внешнего вида и образа жизни Узнают животных умеренного пояса Земли на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят животных умеренных районов Земли к разным группам животных: млекопитающие, птицы. В рабочей тетради узнают на животных умеренного пояса нашей страны и подписывают их названия, используя помощь учителя 49 Животные жарких районов Земли 1 Расширение представлений о многообразии животного мира. Формирование представлений о животных жаркого пояса, зависимости внешнего вида и образа жизни Узнают животных жаркого пояса Земли на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят животных жарких районов Земли к разным группам животных: млекопитающие, птицы. Рассказывают об особенностях внешнего вида одного из животных жарких районов Земли по плану и опорным предложениям Выписывают в тетрадь, используя текст учебника, как приспособились животные к жизни в суровых условиях Узнают и называют животных умеренных районов Земли (не менее 5) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки животных умеренного пояса Земли, имеют представления о взаимосвязях между внешним видом животных, их образом жизни и средой обитания, относят изученных животных к определенным группам животных – млекопитающие, пресмыкающиеся, птицы; травоядные, хищники. Выписывают в тетрадь название животных, обитающих в умеренном поясе нашей страны Узнают и называют животных жарких районов Земли (лев, слон, кенгуру, жираф) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки животных жарких районов Земли, имеют представления о взаимосвязях между внешним видом животных, их образом жизни и средой обитания, относят изученных 33 50 Животный мир нашей страны 1 Формирование представлений о многообразии животного мира России: взаимосвязь образа жизни и природных условий. Охрана природы Узнают животных различных районов нашей страны (тундры, лесов, степей, пустынь, гор) на иллюстрациях и фотографиях. Называют животных, обитающих в нашей стране, относят животных России к разным группам (птицы, млекопитающие) 51 Охрана животных. Заповедники. Красная книга России 1 Формирование представлений о необходимости охраны природы (животного мира), знакомство с Красной книгой: заповедники, заказники. Зоопарки Узнают животных Красной книги (тигр, соболь, зубр, пеликан) на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, имеют представление о значении Красной книги. В рабочей тетради узнают на рисунках животных, охраняемых в заповедниках, и подписывают их названия, раскрашивают их карандашами разных цветов, животных к определенным группам животных – травоядные, хищники. По рисункам и иллюстрациям называют особенности внешнего вида животных жарких районов Земли Узнают и называют животных разных районов нашей страны (по 2–3 животных), выделяют существенные признаки животных разных районов России, называют животных, обитающих в России, известных из других источников, имеют представления о взаимосвязях внешнего вида животного и места обитания, относят животных к разным группам на основании различных признаков ( пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; хищные, травоядные) Узнают и называют животных, включенных в Красную книгу России, знают и соблюдают правила безопасного поведения в природе. В рабочей тетради подписывают рисунки животных, охраняемых в заповедниках, раскрашивают их карандашами разных цветов 34 52 Животные вашей местности. Красная книга области (края) 1 Закрепление знаний о растительном мире России. Обобщение знаний о животных своей местности, формирование представления о животном мире своего края 53 Как устроен наш организм 1 Расширение и уточнение представлений о строении тела человека. Формирование представлений об организме человека 54 Как работает наш организм 1 Формирование представлений о внутренних органах человека и их взаимодействии: Формирование представлений о пищеварительной системе, дыхательной используя помощь учителя Узнают животных своей местности на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят животных своей местности к разным группам животных (птицы, млекопитающие) Человек – 12 часов Называют части тела на иллюстрациях. Называют основные органы человека (сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, органы чувств) на иллюстрациях, с помощью учителя. В рабочей тетради подписывают названия основных частей тела человека. Рассматривают рисунки, записывают в тетрадь чем отличаются и что общего у людей, изображенных на рисунках Называют системы органов с опорой на учебник и иллюстрации. Рассказывают о значении систем органов в организме человека с помощью учителя. В рабочей тетради подписывают названия внутренних органов человека Называют животных, обитающих в своей местности, относят животных своей местности к различным классификациям (млекопитающие, птицы, рыбы; хищные, травоядные) Называют части тела и органы человека (сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, органы чувств). Показывают основные органы человека на схемах и муляжах. В рабочей тетради соединяют точки и подписывают названия основных частей тела человека. Заполняют таблицу «Части тала. Внутренние органы человека», используя слова для справок Имеют представления о взаимосвязях между органами организма человека. Называют системы органов. Рассказывают о значении систем органов в организме человек и их работе. Заполняют таблицу в рабочей тетради: вписывают названия отдельных органов в соответствии 35 55 Здоровый образ жизни человека 1 56 Осанка 1 57 Органы чувств 1 системе, кровеносной системе, выделительной системе, нервной системе; о согласованной работе организма человека Формирование представлений о здоровом образе жизни: соблюдение чистоты, правильное питание, чередование работы и отдыха, закаливание, занятие спортом, отсутствие вредных привычек Уточнение и расширение представлений о правильной осанке. Профилактика нарушения осанки Расширение и уточнение представлений об органах чувств человека с названными системами; соединяют линией рисунки с изображением внутренних органов человека с их значением и функциями Знают и соблюдают правила здорового образа жизни. Понимают значение здорового образа жизни в жизни человека, выполняют несложные задания (под контролем взрослого). Записывают правила здорового образа жизни, используя опорные предложения в рабочей тетради Знают и соблюдают правила здорового образа жизни, совершают действия по соблюдению санитарногигиенических норм. Составляют свой режим дня. Записывают в тетрадь правила здорового образа жизни, используя опорные слова Узнают правильную осанку на иллюстрациях и фотографиях. Знают и соблюдают правила здорового жизни, понимают его значение в жизни человека, выполняют несложные задания (под контролем взрослого). Дорисовывают на рисунке в рабочей тетради, как надо сидеть правильно Узнают органы чувств (глаза, уши, нос, язык) на иллюстрациях и схемах, называют изученные органы, имеют представление о значении органов чувств. Имеют представление о влиянии осанки на здоровье человека. Знают и соблюдают правила здорового образа жизни, совершают действия по соблюдению санитарногигиенических норм. Подчеркивают в тексте карточки те условия, при которых осанка будет правильной Узнают и называют изученные органы (глаза, уши, нос, кожа, язык), показывают их на рисунках, схемах, макетах. Относят зрение, слух, осязание, 36 В рабочей тетради вставляют в предложения пропущенные слова о значении органов чувств, используя помощь учителя 58 Правила гигиены и охрана органов чувств 1 Формирование знаний о правилах гигиены органов чувств Соблюдают режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимают их значение в жизни человека, выполняют несложные задания (под контролем взрослого) 59 Здоровое питание 1 Формирование представлений о здоровом питании. расширение и уточнение знаний о продуктах питания Соблюдают режим дня, правила личной гигиены и здорового образа питания, понимают их значение в жизни человека. Заполняют таблицу в рабочей тетради: записывают продукты растительного и животного происхождения, используя слова для справок и помощь учителя вкус к органам чувств, имеют представление о взаимосвязи органов чувств в организме и их значении. В рабочей тетради вставляют в предложения пропущенные слова о значении органов чувств Знают и соблюдают правила здорового образа жизни, совершают действия по соблюдению санитарногигиенических норм. Составляют правила гигиены органов чувств, записывают в тетрадь Узнают и называют продукты животного и растительного происхождения, выделяют их признаки, относят продукты к соответствующим группам. Знают и соблюдают правила здорового образа питания, совершают действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм. Заполняют таблицу в рабочей тетради: записывают продукты растительного и животного происхождения; что вредно и что полезно для организма 37 60 Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены 1 Формирование представлений об органах дыхания и правилах гигиены органов дыхания Узнают и называют органы дыхания (нос, легкие) на иллюстрациях и схемах, имеют представление о значении органов чувств. Знают и соблюдают правила здорового образа жизни, понимают его значение в жизни человека, соблюдают правила личной гигиены. В рабочей тетради на рисунках находят органы дыхания и подписывают их 61 Оказание первой медицинской помощи 1 Формирование представлений о первой помощи и правилах ее оказания. Оказание помощи при порезах, царапинах, ушибах, обморожении, ожогах 62 Профилактика простудных заболеваний Обращение за медицинской 1 Формирование представлений о простудных заболеваниях и мерах, принимаемых для Знают и соблюдают правила здорового образа жизни, понимают его значение в жизни человека, соблюдают правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого), выполняют несложные задания по первой доврачебной помощи (под контролем взрослого). Знают и соблюдают правила здорового образа жизни, правила личной гигиены, понимают их значения в жизни человека, выполняют несложные задания по Узнают и называют изученные органы (нос, легкие), показывают их на рисунках, схемах, макетах. Относят нос, легкие к органам дыхания, имеют представление о взаимосвязи органов и систем в организме и их значении. Знают и соблюдают правил здорового образа жизни, совершают действия по соблюдению санитарногигиенических норм. На рисунках в рабочей тетради находят органы дыхания и подписывают их; дополняют рассказ о значении носа для организма человека, вставляя пропущенные слова в текст карточки Знают и соблюдают правила безопасного поведения. Выполняют доступные возрасту меры первой доврачебной помощи. Соединяют линией рисунок с нужной рекомендацией по оказанию помощи при повреждениях кожи Знают и соблюдают правила поведения при простудных заболеваниях, знают и соблюдают правила профилактики простудных заболеваний, совершают действия 38 помощью профилактики и лечения. Профилактика простудных заболеваний оказанию первой доврачебной помощи (под контролем взрослого). По рисункам в рабочей тетради, составляют и записывают предложения о способах закаливания, используя помощь учителя Узнают врачей на иллюстрациях, фотографиях, называют специализации врачей. Выписывают названия специализации врачей, к которым можно обратиться за помощью при разных видах заболевания, используя слова для справок Знают медицинские учреждения своего города, знают правила поведения в медицинских учреждениях по соблюдению санитарногигиенических норм. Выполняют доступные возрасту меры первой доврачебной помощи. Используя рисунки в рабочей тетради, составляют и записывают предложения о способах закаливания Называют специализацию врачей (педиатр, терапевт, лор, окулист), соотносят заболевания внутренних органов и специализацию врача. Выписывают в тетрадь названия врачей, к которым можно обратиться за помощью при разных видах заболевания Знают медицинские учреждения своего города, знают правила поведения в медицинских учреждениях Знают медицинские учреждения своего города, знают правила поведения в медицинских учреждениях Знают медицинские учреждения своего города, знают правила поведения в медицинских учреждениях 63 Специализация врачей 1 Формирование представлений о специализации врачей и необходимости при заболевании обращаться к врачу 64 Медицинские учреждения нашего города 1 65 Медицинские учреждения нашего города 1 Уточнение и расширение представлений о медицинских учреждениях своего города и их специализации Уточнение и расширение представлений о медицинских учреждениях своего города и их специализации 39 66 Неживая природа 1 Обобщение и закрепление представлений о предметах и явлениях неживой природы 67 Живая природа 1 Обобщение и закрепление представлений о живой природе, умение дифференцировать живую и неживую природу Обобщение – 3 часа Узнают и называют изученные предметы на иллюстрациях, фотографиях, относят изученные предметы к определенным группам (вода, воздух, полезные ископаемые, почва), называют предметы, относящиеся к почве, полезным ископаемым, свойства воды, воздуха, знают элементарные правила безопасного поведения в природе, имеют представление о значении неживой природы в жизни человека Называют изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях, относят изученные объекты к определенным группам (растения, животные, организм человека). называют объекты, относящиеся к растениям, животным, организму человека. Имеют представление о значении живой природы Узнают и называют изученные предметы неживой природы на картинах, схемах и в натуральном виде, относят предметы неживой природы к разным группам (вода, воздух, полезные ископаемые, почва), выделяют существенные признаки каждой группы. Имеют представления о взаимосвязях между неживой и живой природой. Знают и соблюдают правила безопасного поведения в природе Называют изученные объекты живой природы. Относят объекты живой природы к разным группам: растения (деревья, кустарники, травы, хвойные, лиственные, декоративные), животные (насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие) и организм человека. Выделяют существенные признаки разных групп растений и животных. Имеют представление о взаимосвязях между неживой и живой природой 40 68 Живая природа 2 Обобщение и закрепление представлений о живой природе, умения дифференцировать живую и неживую природу Называют элементарные правила безопасного поведения в природе. Рассказывают о правилах соблюдения режима дня, личной гигиены, здорового образа жизни с опорой на учебник. Называют и соблюдают правила безопасного поведения в природе. Рассказывают о правилах соблюдения режима дня, личной гигиены, здорового образа жизни 41