ДООП Каллиграфия

Информационная карта
ФИО педагога

Старцева Светлана Алекандровна

Вид программы

Модернизированная

Тип программы

Общеразвивающая

Образовательная область

Гуманитарная

Направленность деятельности

Социально - педагогическая

Способ освоения содержания
образования

Практический

Уровень освоения содержания
образования

Базовый

Уровень реализации программы

Основное общее образование

Форма реализации программы

Групповая

Продолжительность реализации
программы

1 года

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1 Пояснительная записка
Каллиграфия - это искусство красивого письма. Оно с новой силой входит в
моду, так как сейчас очень мало пишут от руки. Слово «каллиграфия» происходит от
греческих слов «kallos» - красота и «graphо» - писать.
Каллиграфия — это творчество, она подразумевает создание индивидуального
стиля письма, придания знакам эмоциональности. Ведь задача каллиграфа не просто
оформить текст с эстетической точки зрения, но и правильно расставить акценты и
сделать его запоминающимся и ассоциативным.
Новизна программы. Письмо называют «базовым» навыком. Навыком, на
котором практически строится всё дальнейшее обучение, а значит, обучающийся, не
освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учёбе. Вот почему так важна
готовность руки к школьному обучению. Овладение навыком письма - длительный и
трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко. Поэтому подобранные
упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движения
руки, формированию навыков анализа, сравнения, распознавания, а также
зрительного восприятия, произвольного внимания. Данная программа построена в
трёх направлениях: развитие ручной умелости; развитие пространственной
ориентации на листе бумаги (в клетку и в линейку); развитие графического умения.

Ручная умелость развиваются в процессе выполнения поделок с помощью
инструментов
(аппликация,
проволочные
фигурки,
мозаика
и
т.д.).
Пространственные представления, общие направления на листе бумаги (слева направо, сверху - вниз, вперёд - назад) формируются путём выполнения упражнений,
представленных в данной программе. Развитие графических умений формируется
через штриховку, рисование, графические упражнения.
Актуальность программы. Цифровизация мира и тотальный переход в онлайн
практически исключили возможность делать что-то от руки и тем более писать. Один
из самых древних видов искусств, каллиграфия практически утратила свою
значимость и в основном используется с точки зрения художественного оформления.
Систематическое использование методов и приемов обучению каллиграфии
способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших
школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и
изучения русского языка и других школьных дисциплин. В соответствии с целью
обучения усиливается практическая направленность курса. В программе
представлена основная терминология. Теоретическую основу обучения каллиграфии
составляют
понятия: каллиграфия, положение корпуса, положение пера в руке, положение
тетради, простые и сложные элементы букв. Основу практической работы
составляют упражнения, в которых отрабатываются свободные писательные
движения с участием или без участия плечевого сустава, предплечья, кисти руки,
пальцев. В настоящее время наука подтверждает, что развитие деятельности мелкой
моторики рук неразрывно связано с развитием психических, когнитивных и
умственных особенностей личности.
Педагогическая целесообразность заключается в воспитании и развитии
памяти, мышления и воображения ребенка. Программа способствует вовлечению
обучающихся в учебно-тренировочный процесс, что в свою очередь, формирует
позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, способствует
повышению самооценки. Обучение ведётся с учетом возрастных особенностей и
закономерностей развития.
Отличительная особенность. Программа модифицированная, ориентирована
на создание условий для развития творческих способностей и интеллектуальных
навыков, обучающихся в системе дополнительного образования. Процесс овладения
навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структур:
включает зрительный и звуковой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение
зрительно-двигательного образа, каждого графического элемента, а также
сложнейшие механизмы координации и регуляции движений. Чисто техническое
выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6-7 лет слабо
развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг
пальцев, несовершенна нервная регуляция движения, недостаточно развиты
механизмы программирования сложно координированных двигательных действий,
низка выносливость к статическим нагрузкам.
Адресат
программы:
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа по каллиграфии адресована обучающимся 8 - 11 лет.
Количество учащихся в группе – 12 человек. Состав группы постоянный.
Программа рассчитана на 1 года обучения. Объем – 68 часов.

Формы и режим занятий: занятия проходят в форме уроков два раза в неделю
по 40 минут. Состоят из теоретической и практической частей, поэтому в программе
используются разнообразные формы организации обучения: по количеству
обучащихся: индивидуальная, групповая; по особенностям коммуникативного
взаимодействия: практикум, беседа, творческие работы, конкурс, выставки.
1.2 Цель и задачи:
Цель программы: формировать у младших школьников навык красивого,
аккуратного письма посредством выполнения практических заданий, повышать
скорость письма.
Задачи
образовательные:

формировать навык красивого, аккуратного письма;

повышать скорость письма;

знакомить с правилами гигиены письма (посадка, положение тетради,
освещение, владение инструментами);

учить ориентироваться на страницах прописей, тетрадей;

знакомить с каллиграфическим написанием букв, буквосочетаний,
письмом слогов, слов, предложений, учить неразрывному письму.

учить соблюдать на всей странице одинаковый наклон;

исправлять недостатки письма у отдельных учащихся;
развивающие:

развивать мелкую моторику рук, речь, память;
воспитательные:

воспитывать
дисциплину,
самоконтроль,
умение
работать
сосредоточенно.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№
занятия

Кол-во часов

Раздел,
тема
Всего

1

2-3

4-5

Что такое
каллиграфия?
Упражнения для
осанки.
Большие и малые
прямые наклонные
линии
Прямая линия с
закруглением внизу

Теория

Формы
организации
занятий

Формы
аттестации
(контроля)

Практика

Элементы букв. (17 ч)
2
05 ч
05 ч

4

0,5 ч

1,5 ч

4

0,5 ч

1,5 ч

урок
входной контроль,
открытия
опрос
нового
знания.
практическое
выставка
занятие
творческих работ
практическое
занятие

опрос,
практическое
занятие

Прямая наклонная
линия с
закруглением вверху
Малая и большая
прямые наклонные
линии с
закруглениями
вверху и внизу
Большой и
маленький овалы

4

0,5 ч

1,5 ч

практическое
занятие

4

0,5 ч

1,5 ч

практическое
занятие

4

0,5 ч

1,5 ч

практическое
занятие

12-13

Большие и малые
полуовалы

4

0,5 ч

1,5 ч

практическое
занятие

14-15

Линия с петлей
вверху и внизу

2

0,5 ч

0,5 ч

практическое
занятие

16

Малая и большая
пламевидные прямые

2

0,5 ч

0,5 ч

практическое
занятие

17

Петля на линии
строки.

2

0,5 ч

0,5 ч

практическое
занятие

6-7

8-9

10-11

18-19

Написание схожих групп букв ( 16 ч)
Группа букв: и, ш,
4
0,5 ч
1,5 ч
практическое
И,Ш,п,р,т,г
занятие

20-21

Группа букв:
л,м,Л,М,я,Я

4

0,5 ч

1,5 ч

практическое
занятие

22-23

Группа
букв:у,ц,щ,Ц,Щ,Ч,ч

4

0,5 ч

1,5 ч

практическое
занятие

24-25

Группа букв
с,С,е,о,О,а,.д,б

4

0,5 ч

1,5 ч

практическое
занятие

26-27

Группа букв: ь,ъ,ы,в

4

0,5 ч

1,5 ч

практическое
занятие

28-29

Группа букв:
Н,Ю,н,ю,к,К

4

0,5 ч

1,5 ч

практическое
занятие

30-31

Группа букв:
В,З,з,э,Э,ж,Ж,х,Х,ф

4

0,5 ч

1,5 ч

практическое
занятие

32-33

Группа
букв:Ф,Г,У,Т,П,Б,Р,Д

4

0,5 ч

1,5 ч

практическое
занятие

Работа по
устранению
графических
недочетов. Конкурс
по чистописанию
Итого

2

0,25

0,75

практическое
занятие

68 ч

34 ч

34 ч

34

опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
выставка
творческих работ

1.4 Планируемые результаты



















Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других
людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или
многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию
из
одной
формы
в
другую:
подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать
тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
- сохранять правильную посадку и положение рук при письме; правильно
располагать тетрадь при письме; правильно держать ручку и карандаш;
- умение ориентироваться на листе тетради; соблюдать гигиенические навыки
письма;
- умение создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону, выполнять
различные способы штриховки;
- формирование умений определять высоту букв, отрабатывать форму букв,
способы соединения букв;
- каллиграфические упражнения по предупреждению фонетико-графических,
орфографических и речевых ошибок;
- умение списывать с готового образца, с рукописного и печатного текста;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные
особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;

- развитие орфографической зоркости учащихся;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать
собственный текст на основе художественного произведения.
Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график
Год
обучения

Дата начала
обучения по
программе

Дата
окончания
обучения
по
программе

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
часов

Режим
занятий в
неделю

1 год

1 сентября

май

34

68

2 час в
неделю

2.2 Условия реализации программы
Занятия проводятся в помещении, которое соответствует санитарногигиеническим нормам (температура воздуха, проветриваемость, освещенность
естественная и искусственная и т. д.), требованиям ТБ, пожарной безопасности и
позволяет проводить занятия со сменой деятельности, включая подвижные и
настольные игры, организовывать открытые занятия; столы по количеству
занимающихся; стулья; шкафы для хранения пособий и материалов; доска настенная
с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок; компьютер;
аудиозаписи в соответствии с программой обучения; видеофильмы,
соответствующие тематике программы; слайды, соответствующие тематике
программы (по возможности); мультимедийные (цифровые) образовательные
ресурсы соответствующие тематике программы; канцтовары.
Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие
пособия:
• Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Обучение грамоте:
программа и тематическое планирование. - Смоленск: Ассоциация XXI век,
2012.
• Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е.
Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2011 и посл.
• Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М. Прописи «Хочу хорошо писать» в 4 ч. –
2014.
• Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М., Курлыгина О. Е.
Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и
прописям «Хочу хорошо писать» – 2011.
• Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться писать
правильно и красиво. Академия развития, 2000 г.
• Васина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 1994 г.
• Васина В.В. Праздник числа. М., 1993 г.

• Гуткина Н.И. Диагностика умственного развития детей. М., 2000 г.
• Расскажи стихи руками. По мотивам англ. фольклора. М., 2001 г.
• Учимся рисовать. Ярославль Академия холдинг. 2002 г.
• Василькова Н. Прописи. Азбука. Раскраска. Материк – Альфа. 2002 г.
• Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готовим руки к письму. РОСМЭН – Пресс. 2005
г.
• Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н. Письмо для малышей. Изд. Центр “Март” 2005 г.
Материально-техническое обеспечение программы
• Альбомы или листы для рисования
Тетради в косую линейку
• Линейки-трафареты
• Картинки-иллюстрации
• Доска
• Цветные мелки и карандаши
• Компьютер и мультимедийный проектор
• Мультимедийные презентации (буквы и их соединения)
2.3 Формы аттестации
-педагогическое наблюдение;
-педагогический анализ результатов, опросов, выполнения обучающимися
диагностических
заданий,
участия
в
мероприятиях
(викторинах,
соревнованиях), активности обучающихся на занятиях;
-педагогический мониторинг, включающий контрольные задания и тесты,
диагностику личностного роста и продвижения, педагогические отзывы
2.4 Оценочные материалы:
Для отслеживания уровня усвоения программы проводятся три вида
диагностических исследований – входная, текущая и итоговая диагностика,
позволяющие отслеживать степень усвоения умений и навыков быстрого чтения,
корректировать содержание и продолжительность тех или иных тем, модулей
программы. Также учитывается промежуточная аттестация обучающихся.
Входная диагностика осуществляется при поступлении в объединение для
формирования групп, исходя из уровня образовательных возможностей
обучающихся. Входная диагностика проводится в момент первого пробного
индивидуального занятия в виде тестового задания, анкетирования и беседы.
Текущая диагностика - оценка уровня и качества освоения тем Программы
личностных качеств обучающихся. Проводится по итогам изучения каждой темы. В
конце каждого занятия в «Дневнике успеха» обучающийся фиксирует свои результат.
Форма текущего контроля: самоконтроль.
Критерии оценивания знаний, умений учащихся, которые позволяют
определить уровень освоения учащимися программного материала.
Задачи формирования каллиграфического навыка заключается в том, чтобы
учащийся мог:
1) развить мелкую моторику через освоение каллиграфической техники;

2) развить умение выражать свое эмоциональное отношение к произведениям
искусства через словесный и творческий художественный образ;
Так же для отслеживания предметных результатов могут применяться такие
задания, как «Обведи по контуру», «Напиши правильно букву, слог, слово»,
«Штриховка и дорисовка», «Напиши, не отрывая руку», «Спиши текст
каллиграфическим почерком» (см. Приложение 1);
Для отслеживания метапредметных и личностных результатов применяется
мониторинг на основе авторской методики Буйловой Л.Н., Клёновой Н.В. (см.
Приложение)
2.5. Методические материалы
Занятия построены в игровой форме с использованием дидактического и
раздаточного материала, учебных таблиц. Основная работа проводится в учебных
пособиях на линованной и клеточной основе. При отработке навыков письма
используются инструменты: (ножницы), бумага (аппликация, мозаика), проволока
(фигурки), фломастеры, цветные карандаши и ручки.
• Пальчиковые игры.
• Специальные упражнения на развитие графических навыков
• Игры и упражнения для развития творческого воображения
• Задания и игры на концентрацию внимания
2.6 Список литературы
Литература для учащихся:
1. Богдеско И. Т., Каллиграфия. – Агат, 2015. С.176
2. Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М. Прописи «Хочу хорошо писать» в 4 ч. –
2017.
3. Примерные программы начального общего образования. Ч.1. – М.:
Просвещение, 2018 (Стандарты второго поколения).
4. Жиренко О.Е. Тренажер по чистописанию, Москва, 2019.
5. Проненко Л. И., Каллиграфия для всех – М. «Книга», 2019. С.247
6. Р. Клеминсон– Каллиграфия: рукописные шрифты Запада и Востока –
М.»Книга», 2016. С.235
Литература для педагога
1. Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть1. –
М.Просвещение, 2002
2. А. К. Гортов. Систематические русские прописи. М., 2016.
3. В. С. Гербач. Методическое руководство к обучению письму. СПб., 2015.
4. И. Е. Евсеев. Методика обучения чистописанию. М., 2018.
5. Ф. Греков. Методика обучения письму (чистописанию). М., 2017.
6. Д. А. Писаревский. Обучение письму. Методическое пособие для
учителей начальных школ, Учпедгиз, 2015.
7. Боголюбов Н. Н. — 2017 г. Прописи по чистописанию.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Методика отслеживания предметных результатов
Примеры оценочных материалов
Задание 1. Обведи по пунктиру

Задание 2.

Задание 3. Напиши правильно буквы, буквосочетания, слова:

Задание

4.

Спиши

текст

каллиграфическим

почерком.

Примечание.
В приложении представлены образцы контрольных заданий, которые могут
комбинироваться, или могут быть изменены на аналогичные в зависимости от
возраста и индивидуальных особенностей учащихся. Количество предлагаемых

ребёнку заданий может варьироваться в зависимости от возраста и индивидуальных
особенностей, но не менее 2.
Методика оценивания.
Оценка «5» ставится, если
 ребёнок применяет на практике правила гигиены письма с незначительными
неточностями, быстро исправляет их по замечанию педагога; допускает не
более 2 ошибок или неточностей при выполнении 1 задания.
Оценка «4» ставится, если
 ребёнок применяет на практике правила гигиены письма с незначительными
неточностями, исправляет их с помощью педагога; допускает 3 - 4 ошибки или
неточности при выполнении 1 задания.
Оценка «3» ставится, если
 ребёнок затрудняется применять на практике правила гигиены письма;
допускает от 5 до 7 ошибок при выполнении 1 задания.
Оценка «2» ставится, если
 ребёнок не применяет на практике правила гигиены письма; допускает
более 7 ошибок при выполнении 1 задания.
Методика отслеживания метапредметных и личностных результатов
учащихся
(на основе авторской методики Буйловой Л.Н., Клёновой Н.В.)
№
п/
п

1

ФИ
О
учся

Результаты

Метапредметн
ые

Оцениваем
ые
параметры

Критерии
оценки

Мелкая
моторика
рук

Способность
штриховать,
раскрашивать,
обводить, не
выходя за
границы.

Речь

Чёткое
произношени
е звуков,

Степень
выраженност
и
оцениваемого
критерия
Самостоятельн
о штрихует,
раскрашивает,
обводит, не
выходя за
границы, без
затруднений
Самостоятельн
о штрихует,
раскрашивает,
обводит,
немного
выходя за
границы
Испытывает
затруднения
при
выполнении
заданий на
штриховку,
раскрашивание
, обведение,
нуждается в
помощи
педагога
Чётко
произносит все
звуки,

Оценка

Методы
диагностик
и

отлично

наблюдение

хорошо

удовлетворитель
но

отлично

наблюдение

способность
точно
выражать
свои мысли,
задавать
вопросы

Память

Личностные

Дисциплина

Самоконтрол
ь

Способность
запоминать
правила
написания
букв и
буквосочетан
ий

Способность
контролирова
ть поведение
на занятии

Умение
самостоятель
но

способен
точно
выражать свои
мысли,
формулироват
ь вопросы
Затрудняется в
произношении
1 звука,
способен
точно
выражать свои
мысли,
формулироват
ь вопросы
Затрудняется в
произношении
2 и более
звуков, не
всегда точно
выражает свои
мысли,
формулирует
вопросы
Способен
запомнить 80100 %
материала на
занятии
Способен
запомнить 7080 %
материала на
занятии
Способен
запомнить
менее 70%
материала на
занятии
Не нарушает
правила
поведения на
занятии,
служит
примером для
других уч-ся
Может
нарушить
правила
поведения на
занятии, но
незамедлитель
но реагирует
на замечание
педагога
Требуется
постоянный
контроль со
стороны
педагога
Самостоятельн
о
контролирует

хорошо

удовлетворитель
но

отлично

наблюдение

хорошо

удовлетворитель
но

отлично

наблюдение

хорошо

удовлетворитель
но

отлично

наблюдение

контролирова
ть
выполнение
заданий

Терпение

Способность
выдерживать
нагрузку в
течение
определённог
о времени

процесс
выполнения
заданий без
помощи
педагога
Самостоятельн
о
контролирует
процесс
выполнения
заданий,
изредка
прибегая к
помощи
педагога
Выполняет
задания только
при помощи
педагога
Терпения
хватает на всё
занятие
Терпения
хватает более,
чем на
половину
занятия
Терпения
хватает менее,
чем на
половину
занятия

хорошо

удовлетворитель
но

отлично

наблюдение

хорошо

удовлетворитель
но

Примечание. Данные, согласно методических рекомендаций, вносятся в
диагностическую карту (см. ниже)
Диагностическая карта
№
п/
п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

ФИ
О
учся

Оцениваемые параметры
Метапредметные
Личностные
Мелкая
Речь
Память
Дисциплин Самоконтро
моторика
а
ль
рук
октяб ма октяб ма октяб ма октяб ма октяб ма
рь
й
рь
й
рь
й
рь
й
рь
й

Терпение

октяб
рь

ма
й

13
14
15
16
17
18
19
20

Общие показатели по группе за октябрь (май)
Оцениваемые параметры
Метапредметные
Речь

Мелкая
моторика
рук
От Хо Удо От Хо
л. р. вл. л. р.

Удо
вл.

Память
От Хо Удо
л. р. вл.

Дисциплина

Личностные
Самоконтрол
ь

От Хо
л. р.

От Хо
л. р.

Удо
вл.

Удо
вл.

Терпение
От Хо
л. р.

Удо
вл.

Примечание. В таблицу вносятся данные на основании подсчётов по
диагностической карте за октябрь, май (отдельно), исходя из чего, делается вывод о
качестве обучения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».