Содержание 1. 1.1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практикум по математике» естественнонаучной направленности разработана в соответствии с новыми требованиями в образовании, отраженными в следующих документах: - Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273). - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11 2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726. - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Программа дополнительного образования «Практикум по математике» составлена на основе ФГОС. Наполняемость учебной группы – 15 человек. Возраст детей, участвующих в реализации программы - 15-16 лет; Актуальность программы. Актуальность данной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на необходимость дополнительной подготовки к ОГЭ по математике. В преподавании любой дисциплины нельзя учить всех одному и тому же, в одинаковом объёме и содержании, в первую очередь, в силу разных интересов, а затем и в силу способностей, особенностей восприятия, мировоззрения. Школьная программа базового курса математики содержит лишь самые необходимые, максимально упрощённые знания. Практика показывает громадный разрыв между её содержанием и теми требованиями, которые налагаются на учащихся, заканчивающих основную школу. Подготовить обучающихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. Особенность и новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование приёмов, разных методов и способов решения разных типов заданий что позволит учащимся повысить уровень математической культуры. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ, просмотра видеоматериала. В программе использованы разнообразные интернет ресурсы. На занятиях представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие овладению элементами вычислительной культуры, реализация программы восполняет недостаток знаний в решении разнотипных задач. Педагогическая целесообразность: Для обучающихся программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг. На занятиях есть возможность устранить пробелы ученика по тем или иным темам. Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы ученик сам осознавал свой выбор и прилагал максимум усилий к своему самообразованию. Адрес программы. Данная программа составлена для учащихся 15-16 лет (9 класс) общеобразовательной школы, занимающихся в системе дополнительного образования. Ее основным направлением является комплексный подход к получению учащимися знаний, навыков и умений (в Объем программы: 68 часов, Срок освоения программы: 1год обучения 34 учебных недели, 68 часов Форма обучения: – очная, в особых случаях применяется дистанционная. Режим занятий: раз в неделю по 2 учебных часа Уровень освоения программы: подготовка учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ. Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальногрупповая. Виды занятий: беседа, практические занятия, комбинированные занятия, итоговые, решение задач. лекция, практическое занятие. Формы подведения итогов: реализации дополнительной общеразвивающей программы: наблюдение, тестирование, опрос, итоги ОГЭ процессе занятий в творческом объединении). Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: наблюдение, тестирование, опрос, итоги ОГЭ 1.2. Цель и задачи программы Цель: формирование знаний, расширение и закрепление арсенала умений и навыков при решении разнообразных математических заданий, достижение более высокого уровня развития математических способностей, приобщение регулярным занятиям математикой. Задачи программы: Обучающие: - формировать знания и умения в области математики - обучить разнообразной технике решения математических задач. Развивающие: Повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса математики с помощью различных цифровых образовательных ресурсов; формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с цифровыми образовательными ресурсами; развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования; формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами; формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач; осуществление работы с дополнительной литературой; акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс основной школы; расширить математические представления учащихся по определѐнным темам, включѐнным в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений. Воспитательные: Обучение потребует от учащихся умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда. - воспитывать нравственные и волевые качества личности учащихся. - воспитывать привычку к самостоятельным занятиям - формировать потребность к ведению здорового образа жизни. Содержание программы Модуль № 1. АЛГЕБРА. / 40 часов / Числовые выражения. / 3час / Свойства степени с натуральными показателями. Сравнение, сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел, десятичных дробей и обыкновенных дробей. Сложение, вычитание, умножение и деление смешанных чисел. Порядок выполнения действий. Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Делимость натуральных чисел. Делители и кратные числа. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10 Деление с остатком. Простые числа. Разложение натурального числа на простые множители. Нахождение НОК, НОД. Обыкновенные дроби, действия с обыкновенными дробями. Десятичные дроби, действия с десятичными дробями. Применение свойств для упрощения выражений. Числовая прямая. / 2часов / Сравнение и нахождение координаты точки на числовой прямой. Числовые прямые натуральных чисел, дробных чисел и целых чисел. Степень и еѐ свойства. / 2часа / Свойства степени с целым показателями. Приѐмы разложения на множители. Свойства арифметических действий. Нахождение значений переменной. Последовательности и прогрессии. / 3 часа / Определение числовой последовательности, арифметической и геометрической прогрессий. Разность арифметической прогрессии. Знаменатель геометрической прогрессии. Рекуррентная формула. Формула п-ого члена арифметической и геометрической прогрессий. Характеристические свойства. Сумма п-первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Сумма бесконечной геометрической прогрессии. Комбинированные задачи. Иррациональные выражения. / 3 час / Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращѐнного умножения. Приѐмы разложения на множители. Арифметические действия с иррациональными числами. Уравнения и неравенства. / 6часа / Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней). Различные методы решения систем уравнений (метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приѐмов при решении систем уравнений. Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств. Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Применение теоремы Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек. Системы линейных уравнений. Равносильные уравнения. Преобразование алгебраических выражений. / 4часа / Выражения с переменными. Тождественные преобразования выражений с переменными. Значение выражений при известных числовых данных переменных. Одночлены и многочлены. Стандартный вид одночлена, многочлена. Коэффициент одночлена. Степень одночлена, многочлена. Действия с одночленами и многочленами. Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения. Способы разложения многочлена на множители. Рациональные дроби и их свойства. Допустимые значения переменных. Тождество, тождественные преобразования рациональных дробей. Степень с целым показателем и их свойства. Корень nой степени, степень с рациональным показателем и их свойства. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной. Графики линейной, квадратичной и дробно-рациональной функции. / 3 часа Понятие функции. Функция и аргумент. Область определения функции. Область значений функции. График функции. Нули функции. Функция, возрастающая на отрезке. Функция, убывающая на отрезке. Установление соответствия между графиком функции и еѐ аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы. Функции, их свойства и графики (линейная, обратно пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по еѐ графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и еѐ аналитическим заданием. Линейная функция и ее свойства. График линейной функции. Угловой коэффициент функции. Обратно пропорциональная функция и ее свойства. Квадратичная функция и ее свойства. График квадратичной функции. Степенная функция. Четная, нечетная функция. Свойства четной и нечетной степенных функций. Графики степенных функций. Чтение графиков функций. Решение систем уравнений с помощью графиков. / 2часа / Линейные уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Системы линейных уравнений. Методы решения систем уравнений: графический метод. Квадратные уравнения. Неполное квадратное уравнение. Уравнения окружности. Обратно пропорциональная функция и ее свойства. Функции, их свойства и графики (линейная, обратно пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по еѐ графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и еѐ аналитическим заданием. Текстовые задачи. / 2 часа / Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания. Текстовые задачи на движение и способы решения. Текстовые задачи на вычисление объема работы и способы их решений. Текстовые задачи на процентное содержание веществ в сплавах, смесях и растворах, способы решения. Подсчѐт по формулам. / 3ас / Подсчѐт данных по готовой формуле. Статистика. / 3час / Анализ данных показателей по диаграмме. Вероятность. /2 час / Среднее арифметическое, размах, мода. Медиана, как статистическая характеристика. Сбор и группировка статистических данных. Методы решения комбинаторных задач: перебор возможных вариантов, дерево вариантов, правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Начальные сведения из теории вероятностей. Вероятность случайного события. Сложение и умножение вероятностей. Прикладные задачи геометрии. / 1 час / Вычисление длины и площади участка. Нахождения расстояния на местности. Вычисления величины угла приборов. Нахождения осей симметрии на местности. Нахождения поворота угла на местности. Модуль № 2. ГЕОМЕТРИЯ. (38 ) Основные утверждения и теоремы. / 4часа / Основные понятия и утверждения геометрии. Аксиома параллельных прямых. Свойства и признаки параллельных прямых. Высота, медиана, средняя линия треугольника. Равнобедренный, равносторонний и прямоугольный треугольники. Признаки равенства и подобия треугольников. Теорема о сумме углов треугольника. Свойства равнобедренных, равносторонних и прямоугольных треугольников. Неравенство треугольников. Виды многоугольников. Параллелограмм, его свойства и признаки. Ромб, прямоугольник, квадрат и их свойства. Трапеция и еѐ свойства. Средняя линия трапеции. Правильные многоугольники. Касательная к окружности и ее свойства. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Задачи на доказательство. Длины. / 4часа / Вычисление длин. Вычисление длин элементов треугольников и четырѐхугольников. Решение треугольников. Теорема Пифагора. Теорема синусов и косинусов. Средняя линия трапеции. Периметр треугольника и четырѐхугольника. Длина окружности. Нахождение радиуса вписанной и описанной окружности. Углы. / 2 часа / Вычисление углов треугольника и четырѐхугольника. Сумма углов треугольника и четырѐхугольника. Внешний угол треугольника. Центральный и вписанный углы. Площадь. /4 часа / Вычисление площадей. Нахождение площади фигур по формулам. Площадь квадрата. Площади треугольника. Площадь прямоугольника. Площади ромба. Площадь параллелограмма. Площадь трапеции. Площадь круга. Площадь кругового сектора. Площадь фигуры через его периметр и радиус вписанной и описанной окружностей. Тригонометрия / 4час / Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Основное тригонометрическое тождество. Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30º, 45º и 60º. Движения на плоскости. / 4 час / Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения. Векторы на плоскости. / 4 час / Векторы на плоскости. Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки. Сложение и вычитание векторов: Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Применение векторов и координат при решении задач. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. Угол между векторами. Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов. Обобщающее повторение. / 2 час / Решение задач из контрольно-измерительных материалов ОГЭ (первая часть из тренировочных вариантов). Обобщающее повторение. / 4часа / Решение задач из контрольно-измерительных материалов ОГЭ (полный текст тренировочного варианта). № Название разделов 1 2 Числовые выражения Числовая прямая. Количество часов 3 2 3 4 Степень и еѐ свойства. Последовательности и прогрессии. 2 3 5 Иррациональные выражения. 3 6 Уравнения и неравенства. 6 7 Подсчѐт по формулам. 3 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Статистика. Вероятность. Прикладные задачи геометрии. Основные утверждения и теоремы. Длины. Углы. Площадь. Тригонометрия. Движения на плоскости. Векторы на плоскости. Обобщающее повторение. 3 2 1 4 4 2 4 4 4 4 12 Итого Форма контроля/аттестации Опрос Опрос, решение задач Опрос Опрос, решение задач Опрос, решение задач Опрос, решение задач Соревнования Соревнования Турнир 68 Планируемые результаты освоения Предметные результаты: Уметь выполнять действия с числами: Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение чисел, действия с дробями. Выполнять арифметические действия с рациональными числами. Находить значения степеней и корней, а также значения числовых выражений. 1. Уметь выполнять алгебраические преобразования: Выполнять действия с многочленами и с алгебраическими дробями. Применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований выражений, содержащих корни. 2. Уметь решать уравнения и неравенства: Решать линейные, квадратные, рациональные уравнения, системы двух уравнений. Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы. 4. Уметь выполнять действия с функциями: Распознавать геометрические и арифметические прогрессии, применять формулы общих членов, суммы n членов арифметической и геометрической прогрессий. Находить значения функции. Определять свойства функции по графику и описывать свойства функций. Строить графики. 5. Уметь выполнять вычисления и приводить обоснованные доказательства в геометрических задачах: Разбираться в основных геометрических понятиях и утверждениях, доказывать их верность. Метапредметные результаты: - определять наиболее эффективные способы достижения результата; - умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; - умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения. 6. строить геометрические фигуры и чертежи для задач. Применять геометрические формулы для решения задач. Личностные результаты: - дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; - умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях; - умение оказывать помощь своим сверстникам. Умения и навыки учащихся, формируемые курсом: - навык самостоятельной работы с справочной литературой; - составление алгоритмов решения типичных задач; - умения решения различных уравнений и неравенств; а также их систем - исследования элементарных функций. Особенности курса: - Краткость изучения материала. - Практическая значимость для учащихся Курс рассчитан на 68часов за год. Занятия проводятся один раз в неделю. (по 2 часа) Календарно-тематическое планирование № Наименование тем Модуль 1. Алгебра Кол-во часов 1. Числовые выражения. 2 2. Числовая прямая. Степень и еѐ свойства. 1 3. Последовательности и прогрессии. 2 4. Последовательности и прогрессии. 2 5. Иррациональные выражения. 3 6. Уравнения и неравенства. 3 7. 8. Уравнения и неравенства. 2 Преобразование алгебраических выражений. 2 11. Преобразование алгебраических выражений. 2 Графики линейной, квадратичной и дробнорациональной функции. 2 Графики линейной, квадратичной и дробнорациональной функции. 2 12. Решение систем уравнений с помощью графиков. 3 13. Текстовые задачи. 3 14. Текстовые задачи. 3 15. 16. Подсчѐт по формулам. Статистика. Вероятность. 3 2 9. 10. 17. Статистика. Вероятность. 2 18. Прикладные задачи геометрии. 2 Форма аттестаци и/ контроля Предварите льный Оперативн ый Оперативн ый Текущий, коррекцион ный Оперативн ый Текущий, коррекцион ный Констатиру ющий Предварите льный Оперативн ый Оперативн ый Текущий, коррекцион ный Оперативн ый Текущий, коррекцион ный Констатиру ющий Предварите льный Оперативн ый Модуль 2. Геометрия 19. Основные утверждения и теоремы. 2 20. Основные утверждения и теоремы. 2 21. Длины. 2 22. Длины. 2 23. Углы. 2 24. Углы. 1 25. 26. Площадь. Площадь. 2 1 27. Площадь. 1 28. Тригонометрия 1 29. Тригонометрия 1 30. Движения на плоскости. 2 31. Векторы на плоскости. 2 32. Обобщающее повторение. 2 33. Обобщающее повторение. Оперативн ый Предварите льный Оперативн ый Оперативн ый Текущий, коррекцион ный Оперативн ый Текущий, коррекцион ный Констатиру ющий Предварите льный Оперативн ый Оперативн ый Текущий, коррекцион ный Оперативн ый Текущий, коррекцион ный Констатиру ющий 4 68 Учащиеся будут: - проводить преобразования в степенных, дробнорациональных выражениях; - решать уравнения и неравенства различного типа; применять свойства арифметической и геометрической прогрессий; решать различные текстовые задачи; решать комбинаторные задачи находить вероятности случайных событий в простейших случаях использовать приобретенные знания в различных жизненных ситуациях, практической деятельности. уметь распознавать геометрические фигуры, различать взаимное расположение, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи. должны иметь элементарные умения решать задачи обязательного и повышенного уровня сложности; точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач, правильно пользоваться математической символикой и терминологией, применять рациональные приемы тождественных преобразований. Планируемые результаты Предметные результаты: - сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке; - сформированность представлений о математических понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий; - владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств; - сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей; - владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях и в реальном мире; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием; - сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, статистических закономерностях в реальном мире, основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин; - владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач. • метапредметные результаты: - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационно познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств для их достижения; целеустремленность в поисках и принятии решений, сообразительность и интуиция, развитость пространственных представлений; способность воспринимать красоту и гармонию мира; Личностные результаты: - сформированность представлений о математике как части мировой •личностных: - сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики; - понимание значимости математики для научно-технического прогресса, сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; - развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования; - овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для освоения смежных естественно-научных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности; - готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; - отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; • метапредметных: - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. 2.1.Календарный учебный график Дата Дата начала окончания обучения по обучения по программе программе 1 полугодие 4 сентября 29 декабря 2 полугодие 09 января 31 мая Период обучения Всего Количество учебных учебных недель часов 16 18 32 36 Режим занятий 1 раз в неделю по 2 часа 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособи, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии); компьютер, видеопроектор, экран, Методические материалы: - модели; - пособия печатные; - видеозаписи; Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительная общеобразовательная и общеразвивающая программа осуществляется Учителем математики Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта» 2.3. Форма аттестации/контроля Способы диагностики и контроля результатов. С целью контроля и проверки усвоения учебного материала осуществляется: • входной и промежуточный контроль (вариант ОГЭ прошлых лет или вариант СтатГрад); • тематический контроль (длительные домашние контрольные работы по каждому блоку); • итоговый контроль (пробный экзамен в форме ОГЭ). Домашним заданием для учащихся рекомендуется самостоятельное решение прототипов заданий профильного банка ОГЭ по мере освоения тем курса. Окончательная успешность освоения программы курса будет видна после прохождения единого государственного экзамена по математике. Критерии оценки результатов реализации программы: Показатели (оцениваемые параметры) Критерии Степень выраженности оцениваемого качества 1.Теоритические и практические навыки решений: 1.1. Свободное Соответствие минимальный владение теоретических уровень стратегией и знаний (ребенок овладел тактикой игры ребенка менее чем 1\2 шахматным объема правилам знаний, предусмотренных программой); средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1\2); максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). 1.2. Владение Осмысленность минимальный специальной и уровень (ребенок, Баллы Методы диагностики 1 Наблюдение тестирование 5 10 1 Собеседование терминологией 1.3 Свободное владение алгоритмом решения правильность использования специальной терминологии Способность анализировать комбинации, которые привели к поражению или к победе 2. Учебно - интеллектуальные умения: 2.1. Логическое и Способность интеллектуальное просчитать ряд мышление возможных ходов решения 2.2. Оперативная память 2.3. Аналитические Способность запоминать типовые позиции и свои предыдущие шаги Способность как правило, избегает употребления специальных терминов); средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием). начальный (элементарный) уровень развития анализа; репродуктивный уровень; аналитический уровень. 5 10 Наблюдение минимальный уровень 1 средний уровень максимальный уровень минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения с запоминанием хода игры); средний уровень (запоминает ход игры с помощью педагога); максимальный уровень (ребенок самостоятельно запоминает ход ). начальный 5 10 1 Наблюдение, Анализ результатов Наблюдение, Анализ результатов 5 10 1 Наблюдение, данные 2.4 Концентрации внимания проведение анализа решеий Способность удерживать в памяти информацию, происходящую на доске 3. Организационно волевые качества: 3.1 Способность Целеустремленность достигать намеченных целей 3.2. Терпение Способность переносить нагрузки в течение определенного (элементарный) уровень развития анализа (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога); репродуктивный уровень (выполняет задания на основе образца); аналитический уровень (выполняет практические задания с элементами собственного анализа). начальный (элементарный) уровень концентрации внимания; репродуктивный уровень; максимальный уровень (ребенок хорошо сосредоточен над процессом решения). -ребенок постоянно находится под воздействием мотивации извне -периодически мотивирует себя сам -постоянно мотивирует себя сам - терпения хватает меньше чем на 1\2 занятия - терпения хватает Анализ результатов 5 10 Наблюдение 1 Наблюдение, Диагностика личностного роста 5 10 Наблюдение, Диагностика личностного роста времени, преодолевать трудности больше, чем на 1\2 занятия - терпения хватает на все занятие Результаты усвоения программы определяются по трем уровням: высокий, средний, низкий. 1 уровень - высокий (4,5 – 5). Полное освоение содержания образования (80- 100%) 2 уровень – средний (2,9 – 4,4). Частичное освоение содержания программы (50- 80%), но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки. 3 уровень – низки уровень (менее 2,9). Не полностью освоил содержание программы (30- 50%), допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий. 2.3. Форма аттестации/контроля Способы диагностики и контроля результатов. Диагностика Содержание период способ Степень интересов и уровень октябрь наблюдение Входящая подготовленности детей к занятиям январь индивидуальный Промежуточная Тестовый контроль Тестовый контроль апрель индивидуальный Итоговая В ходе реализации данной образовательной программы создается объективная картина подготовки каждого занимающегося. В соответствии с этим формируются индивидуальная траектория. - контрольные занятия по проверке усвоения материала, опрос учащихся по пройденному материалу; - тестирование на знание теоретического материала; - самостоятельные задания для каждого обучающегося; Список литературы: 1. Основной государственной экзамен. Математика. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. / А.В. Семенов, А.С. Трепалин, И.В. Ященко, П.И. Захаров, И.Р. Высоцкий; под ред. И.В. Ященко; Московский Центр непрерывного математического образования. – Москва: Интеллект-Центр, 2017 2. Основной государственной экзамен. Математика. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. / А.В. Семенов, А.С. Трепалин, И.В. Ященко, П.И. Захаров, И.Р. Высоцкий; под ред. И.В. Ященко; Московский Центр непрерывного математического образования. – Москва: Интеллект-Центр, 2016 3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов. Основной государственной экзамен 2015. Математика. Учебное пособие. / А.В. Семенов, А.С. Трепалин, И.В. Ященко, П.И. Захаров; под ред. И.В. Ященко; Московский Центр непрерывного математического образования. – Москва: Интеллект-Центр, 2015 4. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Математика 2014 Учебное пособие. / А.В. Семенов, А.С. Трепалин, И.В. Ященко, П.И. Захаров; под ред. И.В. Ященко; Московский Центр непрерывного математического образования. – М.: Интеллект-Центр, 2014. 5. Учебники математики для 5 и 6 классов. Авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др. – Москва, «Мнемозина», 2015. 6. Учебники алгебры для 7, 8 и 9 классов. Авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. – Москва: Просвещение, 2014 7. Учебник «Геометрия 7 – 9» / авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – Москва: Просвещение, 2014. 8. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В. Дорофеев, Л.В. Кузнецова, Г.М. Кузнецова и др. – М.: Дрофа, 2001 . Электронные ресурсы: http://www.ege.edu.ru http://www.fipi.ru http://statgrad.mioo.ru http://www.ege.edu.ru/ru/organizers/infographics http://mo.edurm.ru http://www.mathege.ru http://www.uchportal.ru/ http://mathematics.ru/courses/algebra/design/index.htm http://www.mathgia.ru:8080/or/gia12/Main.html?view=TrainArchive http://karmanform.ucoz.ru/index/podgotovka_k_gia/0-28 http://www.ctege.info/content/view/1340/74/ http://madamfonova.ucoz.ru/publ/testy_dlja_podgotovki_k_gia_po_matematike_9_klass/30 http://ege2012-online.ru/ege2012/?page=42&v=597701823