1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1.
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основании федерального компонента
Государственного образовательного стандарта по русскому языку и авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. Русский язык 5
– 9 классы» - М.: Просвещение, 2018
Программа курса состоит из 3-х модулей, соответствующих трём частям экзаменационной работы.
Модуль 1 (ч.1). Изложение исходного текста
1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.
2. Речеведческий анализ текста.
3. Составление плана. Приёмы компрессии текста.
4. Аудирование и письмо (практикум по написанию и анализу сжатого
изложения).
Модуль 2 (ч.2). Обобщение и систематизация знаний по русскому
языку.
1. Повторение фонетики, морфемики и орфографии.
2. Повторение морфологии.
4. Повторение синтаксиса и пунктуации.
5. Развитие речи. Лексика. Фразеология.
Модуль 3 (ч.3). Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
1. Лингвистический анализ текста как средство выражения авторского
замысла.
2. Композиционные особенности построения текста-рассуждения.
3. Реализация коммуникативного замысла.
Место курса по выбору: программа курса «Теория и практика написания текстов разных жанров» рассчитана на 54 часа, из расчёта 2 час в неделю ), 34 недели.
Программа курса нацелена на повышение уровня знаний по программным разделам курса русского языка:
морфемика и словообразование,
грамматика (морфология, синтаксис, пунктуация),
лексика,
текстоведение и речеведение;
реализация программы предполагает совершенствование практических навыков:
по орфографии и пунктуации,
в понимании текста, его смысловой и композиционной ценности,
в извлечении основной информации,
в создании собственного речевого произведения заданного стиля и
типа речи в формате ОГЭ,
в определении лексическое значение слова и умении производить лексический анализ слова,
в знании выразительных средств русской речи.
Содержание программы и применяемые на занятиях формы и методы
обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции в целом, формированию общеучебных умений и навыков. На занятиях используются различные виды деятельности учащихся: обучающие, практические, самостоятельные работы и контрольные (составление плана изложения и сочинения,
конспектирование приёмов компрессии текста изложения, написание изложения и сочинения, составление алгоритмов, схем, таблиц при повторении
орфографии и синтаксиса, работа со словарём).
Успешная реализация программы поможет учащимся обобщить и систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические умения
и навыки, обеспечит психологическую поддержку при подготовке к итоговой
аттестации в формате ОГЭ.
2
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Теория и практика написания текстов разных жанров» разработана в соответствии:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11 2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября
2014 г. № 1726.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4
июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей».
Актуальность программы
Курс отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в форме ОГЭ и ГВЭ (ГИА) и намечает приоритеты подготовки к
ЕГЭ.
Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на
подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Содержательный компонент программы определяется обязательным минимумом содержания обучения в предметной области «Русский язык» и представляет самые трудные и наименее изученные разделы программы. Большое
количество часов отводится на повторение лексики, развития речи, орфографии, на углубление и систематизацию знаний и умений учащихся по разделам
синтаксиса и пунктуации.
3
Программа предполагает работу по речеведению и текстоведению. Главное внимание уделяется вопросам понимания и информационной переработки
текстов разных стилей и типов речи, приёмам компрессии текста. Подготовка
учащихся к выполнению задания части С (сочинение-рассуждение) получает
теоретическое обоснование и сопровождается обязательной практической реализацией. Реализация содержания речеведения предполагает совершенствование специальных умений и навыков работы с текстом:
- оценивать и анализировать текст, находить проблему текста;
- определять стиль речи;
- сокращать текст разными способами;
- использовать языковые средства обобщенной передачи содержания;
- отобрать в исходном тексте главное;
- сохранить последовательность и логичность предложенного текста;
- составить план и писать по плану;
- правильно и точно излагать свои мысли;
- составить композицию сочинения-рассуждения, опираясь на поставленный вопрос в части 9.1-9.3;
- при аргументации использовать ссылки на исходный текст;
- анализировать речевые средства, использованные в тексте;
- соблюдать речевые и грамматические нормы.
Совместная деятельность учителя и учащихся направлена на формирование универсальных учебных умений и навыков, что способствует успешной подготовке учащихся по другим общеобразовательным предметам.
Адресат общеразвивающей программы. Данная программа составлена для учащихся 15 лет (9 классов) общеобразовательной школы, занимающихся в системе дополнительного образования. Ее основным направлением
является комплексный подход к получению учащимися знаний, навыков и
умений (в процессе занятий в творческом объединении).
Объем учебного времени: 54 часа.
Режим занятий: один раз в неделю по 2часа.
4
Сроки освоения программы: 34 учебных недели.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Вид занятий: лекция, практическое занятие.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: участие в школьных соревнованиях.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель курса:
- повторение и углубление содержания учебного материала, изученного
в основной школе;
- обеспечение дополнительной подготовки к итоговой аттестации в
формате ОГЭ;
- оказание психологической поддержки учащимся в подготовке к экзамену в новой форме.
Задачи
курса:
- систематизировать и обобщить имеющиеся знания по теории текста, отрабатывать
в
процессе
анализа
базовые
понятия
теории
текста;
- совершенствовать навыки работы с текстом (аналитическое чтение вслед за
автором, восприятие текста через осмысление его темы, проблемы и идеи,
анализ
авторского
стиля
и
изобразительно-выразительных
средств);
- учить построению законченных высказываний (текстов) определённых
жанров в соответствии с заданной (выбранной) темой и с учётом стилевого
единства текста;
- вырабатывать умение сознательно отбирать языковые средства (лексические и грамматические) для выражения мыслей; использовать средства
связи предложений и микротем, обеспечивающих цельность и связность текста;
- формировать навыки литературной и правописной правки текста.
Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся,
позволяет углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык»,
5
а также обеспечить дополнительную подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку, программа соответствует спецификации, утверждённой ФИПИ.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
Количество ча-
№
п/
Разделы, темы программы
п
1
Модуль 1.
сов
Виды
тео-
прак-
рия
тика
деятельности
учащихся
презентация,
2
анали-
Нормативная база ОГЭ, структура и
тическое
чтение
и
содержание КИМов
изучение содержания
КИМов
2
Работа над частью 1 (изложение).
работа
2
с
текстом
Типы и стили речи. Текст и его
слушание и осмыс-
строение.
ление прочитанного
Речеведческий анализ
текста. Тема и композиция текста.
текста
Основная мысль исходного текста.
3
Составление плана с опорой на клю- 2
2
работа с текстом
чевые слова, несущие информацию.
выделение микро- и
Приёмы компрессии текста .
макротемы
составление
алго-
ритмов
4
Практическое занятие. Выбор прие-
2
мов компрессии исходного текста.
написание
сжатого
изложения с учётом
компрессии и комментариев учителя
5
Прослушивание аудиозаписи из ОБЗ
ФИПИ, написание сжатого изложе-
2
практикум по написанию
и
анализу
6
ния.
сжатого изложения
Анализ изложений. Сжатие текстов
из банка заданий.
6
Модуль 2 (ч.2) Работа с тестами А,
2
Работа с тестом, заполнение бланков
В
Текст как речевое произведение.
Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.
7
Выразительные средства лексики и 2
4
фразеологии.
Работа с тестом, заполнение бланков
Анализ средств выразительности.
8
Лексика и фразеология. Синонимы.
2
Фразеологические обороты. Группы
практикум
работа со словарём
слов
по происхождению и употреблению.
9
Правописание суффиксов различных
2
частей речи (кроме -Н-/-НН-).
Работа с тестом, заполнение бланков
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных
окончаний глаголов и суффиксов
причастий настоящего времени.
10 Словосочетание.
2
Работа с тестом, заполнение бланков
11 Повторение синтаксиса и пунктуации.
Словосочетание, виды связи.
3
работа в группах
составление схем
7
Синонимичные словосочетания.
12 Предложение.
Грамматическая
2
3
(предикативная)
Составление
схем,
переработка предло-
основа предложения. Подлежащее и
жений
сказуемое как главные члены предложения.
13 Виды сложного предложения: слож- 2
составление
схем
носочиненное, сложноподчинённое,
предложений,
прак-
бессоюзное. Знаки препинания в
тикум
3
сложных предложениях.
14 Контроль знаний. Тест в формате
3
практикум
3
алгоритм написания
ОГЭ (часть 2)
15 Модуль 3 (ч.3)
3
Структура сочинения-рассуждения.
сочинения-
Формулируем тезис. Аргументы в
рассуждения,
сочинении-рассуждении.
Заключе-
вые клише, коллек-
ние сочинения-рассуждения. Прак-
тивная работа, прак-
тическое занятие.
тикум
16 Сочинение-рассуждение
на
тему,
4
связанную с анализом текста. Кри-
Написание
рече-
сочине-
ния-рассуждения
терии сочинения.
17 Анализ работ по критериям. Итого-
2
вое занятие.
анализ и редактирование
работ
коллективная работа
Итого
15
39
54 часа
8
Содержание учебного (тематического) плана.
Модуль1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.
Государственная итоговая аттестация как форма контроля. Спецификация как документ, перечисляющий особенности экзаменационной работы.
Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их дифференциация по уровням сложности. Задания типа А, В, С. Тестовый характер заданий. Демоверсия по русскому языку.
Описание бланков регистрации и ответов участника ОГЭ. Правила заполнения бланков ОГЭ. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с
развернутым ответом (С 1).
2. Работа над частью 1. Изложение исходного текста.
Текст, его строение. Речеведческий анализ текста. Тип и стиль речи.
Тема и композиция. Основная мысль исходного текста. Коммуникативноречевые умения: осмыслить прочитанное, вычленить главное в тексте, сократить текст разными способами, логично и кратко изложить содержание, точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
2. Выделение микро- и макротемы.
Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию: 1 абзац - это проблемный вопрос, в котором автор пытается разобраться; во 2 абзаце (основная часть) записать развитие мысли автора; 3 абзац это вывод автора на основании своих размышлений. Составляя план, учащиеся должны учитывать тип речи, потому что функционально-смысловые типы речи строятся по-разному. Приёмы компрессии текста: а) исключения
подробностей (например: некоторых членов предложения или предложений,
конкретизирующих смысл первого, в котором заключена основная мысль автора, исключение повторов, исключение фрагмента, имеющего менее существенное значение);
б)обобщение однородных явлений (например: замена
однородных членов синонимичным выражением, замена предложения или
9
его части указательным местоимением, замена сложноподчинённого предложения простым); в) сочетание исключения и обобщения ( например: слияние
простых предложений в сложное, повествующих об одном и том же, одновременно исключая повторы, однородные члены и разные обособления).
4. Аудирование и письмо.
Написание чернового варианта переработки информации текста, данного для сжатого изложения с учётом методических требований и комментариев учителя (чтение текста, составление плана и переработка информации с
применением приёмов компрессии).
5. Контроль знаний (часть 1)
Практикум по написанию и анализу сжатого изложения.
Модуль 2. Работа над частью 2 (тесты ч.А, Б)
Задания части А связаны с внимательным прочтением текста и пониманием содержания. Задания части В связаны с грамматическими нормами
(морфологическими и синтаксическими).
6. Повторение фонетики.
Буквы и звуки. Звуко-буквенный анализ (звонкие и глухие, мягкие и
твёрдые звуки, двойная роль букв е,ё,я,ю.
Повторение орфографии. Правописание гласных в корне: изменяемые и неизменяемые на письме; правописание приставок изменяемых, неизменяемых, пре-//при-; правописание корней с чередованием гласных о-а, е-и,
с непроизносимой согласной. Слитное, дефисное, раздельное написание.
Способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный).
7. Повторение морфологии.
Разграничение самостоятельных и служебных частей речи. Нормы употребления частей речи.
Блок 1. Повторение морфологических признаков существительных, глаголов, прилагательных, причастий и деепричастий.
10
Блок 2. Правописание личных окончаний глаголов.
Блок 3. Правописание гласных в суффиксах глагольных форм.
Блок 4. Трудные случаи написания Н и НН в различных частях
речи.
Блок 5. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
Блок 6. Союзы сочинительные и подчинительные, союзные слова.
8. Лексика и фразеология.
Анализ текста. Лексическое значение слова. Выразительные средства
лексики (слова однозначные и многозначные, в прямом и переносном значении, метафора, метонимия, синекдоха, эпитеты, сравнения, олицетворения).
Фразеологизм и его признаки. Замена фразеологических оборотов синонимами. Нормы сочетаемости.
9. Работа с текстом.
Нахождение изобразительных средств языка в тексте, их толкование.
10. Контроль знаний.
Написание
сочинения-рассуждения
о
изобразительных средств в тексте. Соблюдение
роли
выразительно-
композиции сочинения-
рассуждения: тезис, аргументы, вывод.
11.Повторение синтаксиса и пунктуации.
Словосочетание. Виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Синонимичные словосочетания.
12. Простое предложение, его грамматическая основа.
Способы выражения, подлежащего (существительное, субстантивированное прилагательное и причастие, местоимение, числительное, инфинитив). Виды сказуемого: простое и составное (составное глагольное и составное именное). Типы предложений: простое (односоставное и двусоставное),
простое осложнённое (уточняющие члены предложения, однородные члены,
11
вводные слова и конструкции, обращения, обособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения), сложное (союзные, бессоюзные, с
различными видами связи. Виды простого односоставного предложения:
назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные.
Построение предложений с обособленным определением или обособленным обстоятельством. Знаки препинания при обособлении.
13. Виды сложного предложения:
Сложносочиненное, сложноподчинённое, бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, параллельное).
14. Контроль знаний.
Тест в формате ОГЭ (часть А, В)
Модуль 3 (ч.3)
15. Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему.
Лингвистический анализ текста по заданному вопросу (цитате) с опорой на содержание исходного текста. Умение раскрыть глубину данной фразы и связать её с текстом через толкование. Умение соблюдать композицию
сочинения-рассуждения: 1 часть - тезис (цитата, понимание её или небольшой комментарий к ней); 2 часть - аргументы (два примера, взятых из текста, которые доказывают цитату); 3 часть - заключение ( либо обобщение,
вывод, либо ответ на вопрос). Работа с текстом и цитатой: 1 шаг - определение ключевых слов в цитате; 2 шаг - толкование слов-ключей, 3шаг - сопоставить цитату с текстом. Комментарий к вступлению и иллюстрирование
примеров-доказательств к цитате в основной части сочинения-рассуждения.
Работа над абзацем. Прямая и косвенная речь, умение сокращать цитирование.
12
16. Контроль знаний (часть С)
Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ (задание С2.1)
17. Итоговое занятие.
Анализ и редактирование работ.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
личностные:
-понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа;
-осознание эстетической ценности русского языка, потребность сохранить чистоту родного языка, уважительное отношение к нему и гордость за
него;
-достаточный объём словарного запаса для свободного выражения
мыслей и чувств в процессе устного и письменного общения;
метапредметные:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- аудирование и чтение (адекватное понимание информации, владение
разными видами чтения, способность извлекать информацию из различных
источников, в том числе и из Интернета;
- говорение и письмо ( способность определить цели предстоящей деятельности, способность участвовать в речевом общении, способность излагать свои мысли в устной и письменной форме, умение находить орфографические, грамматические и речевые ошибки. Умение выступать перед аудиторией).
2) Применение приобретённых знаний в повседневной жизни, способность использовать родной язык как средство приобретения знаний по другим предметам.
3) Коммуникативное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
13
предметные:
1) Овладеть знаниями об основных признаках текста, средствах и видах
связи предложений в тексте, типы текстов, практических стилях речи и их
признаках, видах тропов и стилистических фигур.
2)Владеть навыками определения темы, идеи и проблематики текста,
выявления авторской позиции, выражения своего отношения к проблеме исходного текста, определения изобразительно-выразительных средств художественного текста.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Кабинет: интерактивная доска, компьютер, учебные пособия.
Кадровое обеспечение: Учитель русского языка и литературы
Методические материалы:
- модели;
- пособия печатные;
- диафильмы;
- кинофрагменты;
- видеозаписи;
- кинофильмы
2.3. Форма аттестации/контроля
Способы диагностики и контроля результатов.
Диагностика
Содержание
Входящая
Степень интересов и уровень подго-
период
способ
сентябрь наблюдение
товленности детей к занятиям
Промежуточная
Тестовый контроль
ноябрь
индивидуальный
Итоговая
Тестовый контроль
апрель
индивидуальный
14
В ходе реализации данной образовательной программы создается объективная картина таланта или отсутствие его у каждого занимающегося. В
соответствии с этим учащиеся формируются в команду, которая принимает
участие в турнирах районного масштаба.
- контрольные занятия по проверке усвоения материала, опрос учащихся по пройденному материалу;
- контроль соблюдения техники безопасности;
- тестирование на знание теоретического материала;
- сдача ОГЭ
- самостоятельные задания для каждого обучающегося;
15
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2.Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2010.
3.Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики,
воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки Россииот 11.12.2006
№ 06-1844
4.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приказ
Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008.
Основная литература:
1.
Н.А. Сенина, С.В. Гармаш, С.А. Диденко, Г.Н. Кобякова. Рус-
ский язык: 9 класс: Подготовка к государственной итоговой аттестации-2021.
– Ростов-на-Дону: Легион, 2013
2.
Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки.
Экзамен: новый формат. – Санкт-Петербург: Сага, 2021
3.
Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая атте-
стация - 2021: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Астрель, 2021
4.
Пахнова Т.М. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к
экзамену 9 класс.- М.: Экзамен, 2021
5.
ФИПИ http://www.fipi.ru/
16