1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1.1. Пояснительная записка Данная программа разработана на основании федерального компонента Государственного образовательного стандарта по русскому языку и авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. Русский язык 5 – 9 классы» - М.: Просвещение, 2018 Программа курса состоит из 3-х модулей, соответствующих трём частям экзаменационной работы. Модуль 1 (ч.1). Изложение исходного текста 1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов. 2. Речеведческий анализ текста. 3. Составление плана. Приёмы компрессии текста. 4. Аудирование и письмо (практикум по написанию и анализу сжатого изложения). Модуль 2 (ч.2). Обобщение и систематизация знаний по русскому языку. 1. Повторение фонетики, морфемики и орфографии. 2. Повторение морфологии. 4. Повторение синтаксиса и пунктуации. 5. Развитие речи. Лексика. Фразеология. Модуль 3 (ч.3). Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. 1. Лингвистический анализ текста как средство выражения авторского замысла. 2. Композиционные особенности построения текста-рассуждения. 3. Реализация коммуникативного замысла. Место курса по выбору: программа курса «Теория и практика написания текстов разных жанров» рассчитана на 54 часа, из расчёта 2 час в неделю ), 34 недели. Программа курса нацелена на повышение уровня знаний по программным разделам курса русского языка: морфемика и словообразование, грамматика (морфология, синтаксис, пунктуация), лексика, текстоведение и речеведение; реализация программы предполагает совершенствование практических навыков: по орфографии и пунктуации, в понимании текста, его смысловой и композиционной ценности, в извлечении основной информации, в создании собственного речевого произведения заданного стиля и типа речи в формате ОГЭ, в определении лексическое значение слова и умении производить лексический анализ слова, в знании выразительных средств русской речи. Содержание программы и применяемые на занятиях формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции в целом, формированию общеучебных умений и навыков. На занятиях используются различные виды деятельности учащихся: обучающие, практические, самостоятельные работы и контрольные (составление плана изложения и сочинения, конспектирование приёмов компрессии текста изложения, написание изложения и сочинения, составление алгоритмов, схем, таблиц при повторении орфографии и синтаксиса, работа со словарём). Успешная реализация программы поможет учащимся обобщить и систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку при подготовке к итоговой аттестации в формате ОГЭ. 2 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Теория и практика написания текстов разных жанров» разработана в соответствии: - Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273). - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11 2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726. - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Актуальность программы Курс отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в форме ОГЭ и ГВЭ (ГИА) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи. Содержательный компонент программы определяется обязательным минимумом содержания обучения в предметной области «Русский язык» и представляет самые трудные и наименее изученные разделы программы. Большое количество часов отводится на повторение лексики, развития речи, орфографии, на углубление и систематизацию знаний и умений учащихся по разделам синтаксиса и пунктуации. 3 Программа предполагает работу по речеведению и текстоведению. Главное внимание уделяется вопросам понимания и информационной переработки текстов разных стилей и типов речи, приёмам компрессии текста. Подготовка учащихся к выполнению задания части С (сочинение-рассуждение) получает теоретическое обоснование и сопровождается обязательной практической реализацией. Реализация содержания речеведения предполагает совершенствование специальных умений и навыков работы с текстом: - оценивать и анализировать текст, находить проблему текста; - определять стиль речи; - сокращать текст разными способами; - использовать языковые средства обобщенной передачи содержания; - отобрать в исходном тексте главное; - сохранить последовательность и логичность предложенного текста; - составить план и писать по плану; - правильно и точно излагать свои мысли; - составить композицию сочинения-рассуждения, опираясь на поставленный вопрос в части 9.1-9.3; - при аргументации использовать ссылки на исходный текст; - анализировать речевые средства, использованные в тексте; - соблюдать речевые и грамматические нормы. Совместная деятельность учителя и учащихся направлена на формирование универсальных учебных умений и навыков, что способствует успешной подготовке учащихся по другим общеобразовательным предметам. Адресат общеразвивающей программы. Данная программа составлена для учащихся 15 лет (9 классов) общеобразовательной школы, занимающихся в системе дополнительного образования. Ее основным направлением является комплексный подход к получению учащимися знаний, навыков и умений (в процессе занятий в творческом объединении). Объем учебного времени: 54 часа. Режим занятий: один раз в неделю по 2часа. 4 Сроки освоения программы: 34 учебных недели. Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая. Вид занятий: лекция, практическое занятие. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: участие в школьных соревнованиях. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель курса: - повторение и углубление содержания учебного материала, изученного в основной школе; - обеспечение дополнительной подготовки к итоговой аттестации в формате ОГЭ; - оказание психологической поддержки учащимся в подготовке к экзамену в новой форме. Задачи курса: - систематизировать и обобщить имеющиеся знания по теории текста, отрабатывать в процессе анализа базовые понятия теории текста; - совершенствовать навыки работы с текстом (аналитическое чтение вслед за автором, восприятие текста через осмысление его темы, проблемы и идеи, анализ авторского стиля и изобразительно-выразительных средств); - учить построению законченных высказываний (текстов) определённых жанров в соответствии с заданной (выбранной) темой и с учётом стилевого единства текста; - вырабатывать умение сознательно отбирать языковые средства (лексические и грамматические) для выражения мыслей; использовать средства связи предложений и микротем, обеспечивающих цельность и связность текста; - формировать навыки литературной и правописной правки текста. Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, позволяет углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык», 5 а также обеспечить дополнительную подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку, программа соответствует спецификации, утверждённой ФИПИ. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический) план Количество ча- № п/ Разделы, темы программы п 1 Модуль 1. сов Виды тео- прак- рия тика деятельности учащихся презентация, 2 анали- Нормативная база ОГЭ, структура и тическое чтение и содержание КИМов изучение содержания КИМов 2 Работа над частью 1 (изложение). работа 2 с текстом Типы и стили речи. Текст и его слушание и осмыс- строение. ление прочитанного Речеведческий анализ текста. Тема и композиция текста. текста Основная мысль исходного текста. 3 Составление плана с опорой на клю- 2 2 работа с текстом чевые слова, несущие информацию. выделение микро- и Приёмы компрессии текста . макротемы составление алго- ритмов 4 Практическое занятие. Выбор прие- 2 мов компрессии исходного текста. написание сжатого изложения с учётом компрессии и комментариев учителя 5 Прослушивание аудиозаписи из ОБЗ ФИПИ, написание сжатого изложе- 2 практикум по написанию и анализу 6 ния. сжатого изложения Анализ изложений. Сжатие текстов из банка заданий. 6 Модуль 2 (ч.2) Работа с тестами А, 2 Работа с тестом, заполнение бланков В Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста. 7 Выразительные средства лексики и 2 4 фразеологии. Работа с тестом, заполнение бланков Анализ средств выразительности. 8 Лексика и фразеология. Синонимы. 2 Фразеологические обороты. Группы практикум работа со словарём слов по происхождению и употреблению. 9 Правописание суффиксов различных 2 частей речи (кроме -Н-/-НН-). Работа с тестом, заполнение бланков Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. 10 Словосочетание. 2 Работа с тестом, заполнение бланков 11 Повторение синтаксиса и пунктуации. Словосочетание, виды связи. 3 работа в группах составление схем 7 Синонимичные словосочетания. 12 Предложение. Грамматическая 2 3 (предикативная) Составление схем, переработка предло- основа предложения. Подлежащее и жений сказуемое как главные члены предложения. 13 Виды сложного предложения: слож- 2 составление схем носочиненное, сложноподчинённое, предложений, прак- бессоюзное. Знаки препинания в тикум 3 сложных предложениях. 14 Контроль знаний. Тест в формате 3 практикум 3 алгоритм написания ОГЭ (часть 2) 15 Модуль 3 (ч.3) 3 Структура сочинения-рассуждения. сочинения- Формулируем тезис. Аргументы в рассуждения, сочинении-рассуждении. Заключе- вые клише, коллек- ние сочинения-рассуждения. Прак- тивная работа, прак- тическое занятие. тикум 16 Сочинение-рассуждение на тему, 4 связанную с анализом текста. Кри- Написание рече- сочине- ния-рассуждения терии сочинения. 17 Анализ работ по критериям. Итого- 2 вое занятие. анализ и редактирование работ коллективная работа Итого 15 39 54 часа 8 Содержание учебного (тематического) плана. Модуль1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов. Государственная итоговая аттестация как форма контроля. Спецификация как документ, перечисляющий особенности экзаменационной работы. Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их дифференциация по уровням сложности. Задания типа А, В, С. Тестовый характер заданий. Демоверсия по русскому языку. Описание бланков регистрации и ответов участника ОГЭ. Правила заполнения бланков ОГЭ. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (С 1). 2. Работа над частью 1. Изложение исходного текста. Текст, его строение. Речеведческий анализ текста. Тип и стиль речи. Тема и композиция. Основная мысль исходного текста. Коммуникативноречевые умения: осмыслить прочитанное, вычленить главное в тексте, сократить текст разными способами, логично и кратко изложить содержание, точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания. 2. Выделение микро- и макротемы. Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию: 1 абзац - это проблемный вопрос, в котором автор пытается разобраться; во 2 абзаце (основная часть) записать развитие мысли автора; 3 абзац это вывод автора на основании своих размышлений. Составляя план, учащиеся должны учитывать тип речи, потому что функционально-смысловые типы речи строятся по-разному. Приёмы компрессии текста: а) исключения подробностей (например: некоторых членов предложения или предложений, конкретизирующих смысл первого, в котором заключена основная мысль автора, исключение повторов, исключение фрагмента, имеющего менее существенное значение); б)обобщение однородных явлений (например: замена однородных членов синонимичным выражением, замена предложения или 9 его части указательным местоимением, замена сложноподчинённого предложения простым); в) сочетание исключения и обобщения ( например: слияние простых предложений в сложное, повествующих об одном и том же, одновременно исключая повторы, однородные члены и разные обособления). 4. Аудирование и письмо. Написание чернового варианта переработки информации текста, данного для сжатого изложения с учётом методических требований и комментариев учителя (чтение текста, составление плана и переработка информации с применением приёмов компрессии). 5. Контроль знаний (часть 1) Практикум по написанию и анализу сжатого изложения. Модуль 2. Работа над частью 2 (тесты ч.А, Б) Задания части А связаны с внимательным прочтением текста и пониманием содержания. Задания части В связаны с грамматическими нормами (морфологическими и синтаксическими). 6. Повторение фонетики. Буквы и звуки. Звуко-буквенный анализ (звонкие и глухие, мягкие и твёрдые звуки, двойная роль букв е,ё,я,ю. Повторение орфографии. Правописание гласных в корне: изменяемые и неизменяемые на письме; правописание приставок изменяемых, неизменяемых, пре-//при-; правописание корней с чередованием гласных о-а, е-и, с непроизносимой согласной. Слитное, дефисное, раздельное написание. Способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный). 7. Повторение морфологии. Разграничение самостоятельных и служебных частей речи. Нормы употребления частей речи. Блок 1. Повторение морфологических признаков существительных, глаголов, прилагательных, причастий и деепричастий. 10 Блок 2. Правописание личных окончаний глаголов. Блок 3. Правописание гласных в суффиксах глагольных форм. Блок 4. Трудные случаи написания Н и НН в различных частях речи. Блок 5. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Блок 6. Союзы сочинительные и подчинительные, союзные слова. 8. Лексика и фразеология. Анализ текста. Лексическое значение слова. Выразительные средства лексики (слова однозначные и многозначные, в прямом и переносном значении, метафора, метонимия, синекдоха, эпитеты, сравнения, олицетворения). Фразеологизм и его признаки. Замена фразеологических оборотов синонимами. Нормы сочетаемости. 9. Работа с текстом. Нахождение изобразительных средств языка в тексте, их толкование. 10. Контроль знаний. Написание сочинения-рассуждения о изобразительных средств в тексте. Соблюдение роли выразительно- композиции сочинения- рассуждения: тезис, аргументы, вывод. 11.Повторение синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Синонимичные словосочетания. 12. Простое предложение, его грамматическая основа. Способы выражения, подлежащего (существительное, субстантивированное прилагательное и причастие, местоимение, числительное, инфинитив). Виды сказуемого: простое и составное (составное глагольное и составное именное). Типы предложений: простое (односоставное и двусоставное), простое осложнённое (уточняющие члены предложения, однородные члены, 11 вводные слова и конструкции, обращения, обособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения), сложное (союзные, бессоюзные, с различными видами связи. Виды простого односоставного предложения: назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные. Построение предложений с обособленным определением или обособленным обстоятельством. Знаки препинания при обособлении. 13. Виды сложного предложения: Сложносочиненное, сложноподчинённое, бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, параллельное). 14. Контроль знаний. Тест в формате ОГЭ (часть А, В) Модуль 3 (ч.3) 15. Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему. Лингвистический анализ текста по заданному вопросу (цитате) с опорой на содержание исходного текста. Умение раскрыть глубину данной фразы и связать её с текстом через толкование. Умение соблюдать композицию сочинения-рассуждения: 1 часть - тезис (цитата, понимание её или небольшой комментарий к ней); 2 часть - аргументы (два примера, взятых из текста, которые доказывают цитату); 3 часть - заключение ( либо обобщение, вывод, либо ответ на вопрос). Работа с текстом и цитатой: 1 шаг - определение ключевых слов в цитате; 2 шаг - толкование слов-ключей, 3шаг - сопоставить цитату с текстом. Комментарий к вступлению и иллюстрирование примеров-доказательств к цитате в основной части сочинения-рассуждения. Работа над абзацем. Прямая и косвенная речь, умение сокращать цитирование. 12 16. Контроль знаний (часть С) Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ (задание С2.1) 17. Итоговое занятие. Анализ и редактирование работ. 1.4. Планируемые результаты освоения программы личностные: -понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа; -осознание эстетической ценности русского языка, потребность сохранить чистоту родного языка, уважительное отношение к нему и гордость за него; -достаточный объём словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе устного и письменного общения; метапредметные: 1) владение всеми видами речевой деятельности: - аудирование и чтение (адекватное понимание информации, владение разными видами чтения, способность извлекать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета; - говорение и письмо ( способность определить цели предстоящей деятельности, способность участвовать в речевом общении, способность излагать свои мысли в устной и письменной форме, умение находить орфографические, грамматические и речевые ошибки. Умение выступать перед аудиторией). 2) Применение приобретённых знаний в повседневной жизни, способность использовать родной язык как средство приобретения знаний по другим предметам. 3) Коммуникативное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения; 13 предметные: 1) Овладеть знаниями об основных признаках текста, средствах и видах связи предложений в тексте, типы текстов, практических стилях речи и их признаках, видах тропов и стилистических фигур. 2)Владеть навыками определения темы, идеи и проблематики текста, выявления авторской позиции, выражения своего отношения к проблеме исходного текста, определения изобразительно-выразительных средств художественного текста. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. 2.1. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Кабинет: интерактивная доска, компьютер, учебные пособия. Кадровое обеспечение: Учитель русского языка и литературы Методические материалы: - модели; - пособия печатные; - диафильмы; - кинофрагменты; - видеозаписи; - кинофильмы 2.3. Форма аттестации/контроля Способы диагностики и контроля результатов. Диагностика Содержание Входящая Степень интересов и уровень подго- период способ сентябрь наблюдение товленности детей к занятиям Промежуточная Тестовый контроль ноябрь индивидуальный Итоговая Тестовый контроль апрель индивидуальный 14 В ходе реализации данной образовательной программы создается объективная картина таланта или отсутствие его у каждого занимающегося. В соответствии с этим учащиеся формируются в команду, которая принимает участие в турнирах районного масштаба. - контрольные занятия по проверке усвоения материала, опрос учащихся по пройденному материалу; - контроль соблюдения техники безопасности; - тестирование на знание теоретического материала; - сдача ОГЭ - самостоятельные задания для каждого обучающегося; 15 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы: 1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ 2.Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2010. 3.Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки Россииот 11.12.2006 № 06-1844 4.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008. Основная литература: 1. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш, С.А. Диденко, Г.Н. Кобякова. Рус- ский язык: 9 класс: Подготовка к государственной итоговой аттестации-2021. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013 2. Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый формат. – Санкт-Петербург: Сага, 2021 3. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая атте- стация - 2021: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Астрель, 2021 4. Пахнова Т.М. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену 9 класс.- М.: Экзамен, 2021 5. ФИПИ http://www.fipi.ru/ 16