ДООП Шахматы 2023-2024

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шахматы» физкультурно-спортивной направленности разработана в соответствии с новыми требованиями в образовании, отраженными в следующих документах:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 г. № 28 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее  СанПиН);
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее  Порядок);
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской федерации от 9.11.2018 г. № 196»;
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Актуальность в начальной школе происходят радикальные изменения:
на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной
степени способствующая становлению личности младших школьников и
наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Курс по обучению игре в шахматы может также оказать существенную
помощь в реализации Концепции развития математического образования в
Российской Федерации в начальном общем образовании, поскольку он обеспечивает широкий спектр математической активности (занятий) обучающихся

как на уроках, так и во внеурочной деятельности (прежде всего решение логических и арифметических задач, построение алгоритмов в визуальной и игровой среде), материальные, информационные и кадровые условия для развития
обучающихся средствами математики.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие,
внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого
управления поведением.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Важное значение при изучении шахматного
курса имеет специально организованная игровая деятельность на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Игра способствует становлению личности младших школьников, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа.
Новизна программы предложенная программа составлена на основе программы "Шахматы-школе" И.Г.Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных
авторских
наработок.
В
их
числе:
широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной
доски; применение нестандартных дидактических заданий и игр;
детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с
ограниченным количеством фигур; выявление стержневой игры первого этапа
обучения
"Игры
на
уничтожение":
фигура
против
фигуры;
разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической
игры; неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат.
Педагогическая целесообразность шахматы – это не только игра,
доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в
шахматы развивает наглядно-образное мышление школьника, способствует
развитию логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность,
вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Шахматная игра
дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир.
2

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра
стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного,
увлекательного. Обучение младших школьников игре в шахматы является
весьма актуальным на сегодняшний день. Игра в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на
развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Адрес программы программа ориентирована на учащихся 8-10 лет.
Возрастные особенности Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает
усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой
игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать,
принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат,
лучше успевают в школе, а также положительно влияют на совершенствование у
детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план
выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Объем программы: 68 часов.
Срок освоения программы: 1 год обучения.
 1 год обучения – 34 недель, 68 часов.
Форма обучения – очная, в особых случаях применяется дистанционная.
Режим занятий: 2 раза в неделю 2 учебных часа.
Уровень освоения программы: программа предполагает стартовый
уровень освоения . Стартовый (1 год обучения) – используются и реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программ.
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуально-групповая.
3

Виды занятий: беседа, практические занятия, комбинированные
занятия, итоговые, решение задач, соревнования.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: наблюдение, тестирование, опрос, итоги турниров.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации
содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи программы.
Обучающие:
 познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
 помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
 обучить решать комбинации на разные темы;
 обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;
 научить детей видеть в позиции разные варианты.
Развивающие:
 развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память,
внимательность, усидчивость;
 развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;
 развивать способность анализировать и делать выводы;
 способствовать развитию творческой активности;
 развивать волевые качества личности.
Воспитательные:
 воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть
собой и добиваться цели;
 сформировать правильное поведение во время игры;
 воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
 воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.
1.3. Содержание программы
Учебный тематический план
№
1

Название разделов
Физическая культура и спорт, место в
них шахмат.

4

Количество
часов
1

Форма контроля/аттестации
Опрос

8

3
4

Шахматный кодекс и первоначальные понятия
История шахмат и их происхождение
Дебют. Как правильно начинать партию

5

Миттельшпиль

8

6

Эндшпиль

7

7

Турниры. Анализ партий и типовых позиций. Решение задач.
Сеансы одновременной игры
Конкурсы решений комбинаций
Итого

33

2

8
9













1
5

3
2
68

Опрос,
решение задач
Опрос
Опрос,
решение задач
Опрос,
решение задач
Опрос,
решение задач
Соревнования
Соревнования
Турнир

1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой;
Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на
шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон,
ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки, принципы
игры в дебюте;
Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать
простейшие окончания.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
5

 Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
 Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;
 Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
 Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные результаты:
 Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
 Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
 Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Комплекс основных характеристик
Стартовый уровень (1 год обучения)
Цель - создание условий для личностного и интеллектуального раз6

вития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи.
Обучающие:
 познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
 помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
 обучить решать комбинации на разные темы;
 обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;
 научить детей видеть в позиции разные варианты.
Развивающие:
 развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память,
внимательность, усидчивость;
 развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;
 развивать способность анализировать и делать выводы;
 способствовать развитию творческой активности;
 развивать волевые качества личности.
Воспитательные:
 воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть
собой и добиваться цели;
 сформировать правильное поведение во время игры;
 воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
 воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.
Учебный тематический план
№

Название разделов

1

3
4

Физическая культура и спорт, место в
них шахмат.
Шахматный кодекс и первоначальные понятия
История шахмат и их происхождение
Дебют. Как правильно начинать партию

5

Миттельшпиль

8

6

Эндшпиль

7

2

7

Количество
часов
1

Форма контроля/аттестации
Опрос

8

Опрос,
решение задач
Опрос
Опрос,
решение задач
Опрос,
решение задач
Опрос,
решение задач

1
5

7
8
9

Турниры. Анализ партий и типовых позиций. Решение задач.
Сеансы одновременной игры
Конкурсы решений комбинаций
Итого

33

Соревнования

3
2
68

Соревнования
Турнир

Содержание учебного тематического плана
Раздел 1. Физическая культура и спорт.
1.1. Теория: Понятие о физической культуре, спорте и месте в них шахмат.
Раздел 2. Шахматный кодекс и первоначальные понятия.
2.1. Теория: Правила шахматной игры.
2.2. Теория: Первоначальные понятия.
2.3. Теория: Шахматная нотация.
2.4. Теория: Дисциплина.
Раздел 3. Исторический обзор развития шахмат.
3.1. Теория: Происхождение шахмат.
Раздел 4. Дебют.
4.1. Теория: Определение дебюта, как подготовительной стадии к борьбе в середине игры, классификация дебютов.
4.2. Теория: Основные принципы развития дебюта.
4.3. Теория: Мобилизация фигур.
4.4. Теория: Борьба за центр
4.5. Теория: Безопасность короля.
4.6. Теория: Стратегические идеи шахматной партии, гамбит Эванса в шотландской партии.
Раздел 5. Миттельшпиль.
5.1. Теория: Понятие о тактике, комбинации.
5.2. Теория: Основные тактические приемы: связка, двойной удар, вскрытое
нападение, двойной шах, вскрытый шах, отвлечение, завлечение.
5.3. Теория: Размен, определение стратегии
5.4. Теория: Принцип реализации материального преимущества.
5.5. Теория: Простейшие принципы разыгрывания середины партии.
Раздел 6. Эндшпиль.
6.1. Теория: Определение эндшпиля.
6.2. Теория: Роль и активность короля в эндшпиле.
6.3. Теория: Матование одинокого короля.
6.4. Теория: Пешечные окончания.
6.5. Теория: Оппозиция, цугцванг, правило квадрата.
6.6. Теория: Король и пешка против короля.
8

Раздел 7. Турниры. Анализ партий и типовых позиций. Решение задач.
7.1. Практика: Турниры.
7.2. Практика: Анализ партий выдающихся шахматистов.
7.3. Практика: Разыгрывание типовых позиций.
7.4. Практика: Решение задач.
Раздел 8. Сеансы одновременной игры.
8.1. Практика: Сеансы одновременной игры с педагогом.
Раздел 9. Конкурсы решений комбинаций.
9.1. Практика: Конкурсы решения комбинаций.
Планируемые результаты
Стартового уровня (1 года обучения)
Предметные результаты:
 Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой;
 Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на
шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон,
ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
 Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки, принципы
игры в дебюте;
 Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
 Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать
простейшие окончания.
Метапредметные результаты:
 Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
 Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
9


















реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные результаты:
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график

Период
обучения

Дата начала
обучения по
программе

Дата окончания обучения по
программе

Всего
учебных
недель

10

Количество
учебных
часов

Режим занятий

1 полугодие
2 полугодие

4 сентября
09 января

29 декабря
31 мая

16
18

32
36

2 раза в неделю по 1
часу

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся,
классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособи, шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному
комплекту на 2-х детей); наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся
шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии); демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
симуляторы игр; таблицы к разным турнирам; цветные карандаши; фломастеры; бумага для рисования, компьютер, видеопроектор, экран.
Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации
дополнительная общеобразовательная и общеразвивающая программа осуществляется педагогами дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды и формы контроля:
 текущий контроль осуществляется в ходе выполнения практическогозадания по каждому разделу методом наблюдения, теоретические знания
проверяются в ходе беседы или фронтального опроса; 
 тематический контроль проводится по окончании каждого раздела методом практического задания и решения определенных задач
Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в форме внутригруппавых соревнований и шахматных турниров.
Критерии оценки результатов реализации программы:
Показатели (оцеКритерии
Степень выраженниваемые параности оцениваеметры)
мого качества
1.Теоритические навыки и умения игры в шахматы:
1.1. Свободное
Соответствие
минимальный уровладение стратетеоретических
вень
гией и тактикой
знаний
(ребенок овладел
игры
ребенка шахматменее чем 1\2 объным правилам
ема

11

Баллы

Методы диагностики

1

Наблюдение
тестирование

1.2. Владение
специальной терминологией

1.3 Свободное
владение анализом сыгранных
партий

Осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологии

Способность анализировать комбинации, которые
привели к поражению или к победе

знаний,
предусмотренных
программой);
средний уровень
(объем усвоенных
знаний составляет
более 1\2);
максимальный
уровень (ребенок
освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный
период).
минимальный уровень (ребенок,
как правило, избегает употребления
специальных терминов);
средний уровень
(ребенок сочетает
специальную терминологию с бытовой);
максимальный
уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном
соответствии с их
содержанием).
начальный (элементарный) уровень развития анализа;
репродуктивный
уровень;
аналитический
уровень.

2. Учебно - интеллектуальные умения:
2.1. Логическое и Способность проминимальный уроинтеллектуальсчитать ряд возвень
ное мышление
можных ходов
противника
средний уровень
максимальный
уровень

12

5

10

1

Собеседование

5

10

Наблюдение

1

5
10

Наблюдение,
Анализ результатов сыгранных турниров

2.2. Оперативная
память

2.3. Аналитические данные

2.4 Концентрации
внимания

Способность запоминать типовые позиции и
свои предыдущие
шаги

Способность проведение анализа
позиции фигур на
шахматной доске

Способность
удерживать в памяти информацию, происходящую на доске

минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения с запоминанием хода игры);
средний уровень
(запоминает ход
игры с помощью
педагога);
максимальный
уровень (ребенок
самостоятельно запоминает ход
игры).
начальный (элементарный) уровень развития анализа (ребенок в состоянии выполнить
лишь простейшие
практические задания педагога);
репродуктивный
уровень (выполняет задания на основе образца);
аналитический
уровень (выполняет практические
задания с элементами собственного
анализа).
начальный (элементарный) уровень концентрации
внимания;
репродуктивный
уровень;
максимальный
уровень (ребенок
хорошо сосредоточен над процессом
игры).

3. Организационно волевые качества:
3.1 ЦелеустремСпособность до-ребенок постоленность
стигать намеченянно находится
ных целей
под воздействием
мотивации извне

13

1

Наблюдение,
Анализ результатов сыгранных турниров

5

10

1

Наблюдение,
Анализ результатов сыгранных турниров

5

10

Наблюдение

1

Наблюдение,
Диагностика
личностного
роста

3.2. Терпение

Способность переносить
нагрузки
в течение
определенного
времени,
преодолевать
трудности

-периодически мотивирует себя сам
-постоянно мотивирует себя сам
- терпения хватает
меньше чем на 1\2
занятия

5
10
Наблюдение,
Диагностика
личностного
роста

- терпения хватает
больше, чем на 1\2
занятия
- терпения хватает
на все занятие

Результаты усвоения программы определяются по трем уровням:
высокий, средний, низкий.
1 уровень - высокий (4,5 – 5). Полное освоение содержания образования (80- 100%)
2 уровень – средний (2,9 – 4,4). Частичное освоение содержания
программы (50- 80%), но при выполнении заданий допускает незначительные
ошибки.
3 уровень – низки уровень (менее 2,9). Не полностью освоил содержание программы (30- 50%), допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнениипрактических заданий.
Оценочные материалы:
Карта наблюдения развития творческих способностей и практическихумений учащихся (Приложение № 1).

14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов
общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, 2011. -40 с.
2. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн
полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной
школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя –
Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
4. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
5. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.
6. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.- Обнинск: Духовное возрождение, 2004.
7. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.- Обнинск: Духовное
возрождение, 2005.
Литература для учащихся, родителей (законных представителей):
1. Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф.
обр. РФ. М.. ПОМАТУР.- 2000.
2. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного
чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. -2000.
3. Френе С. Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. -1990.
4. В.Хенкин, Куда идет король. М.. Молодая гвардия. -1979 .
5. Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 224с.
6. Шахматный словарь. М. ФиС. -1968.
7. Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994 г М. Детгиз, - 1960.
8. Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.. 1990.
9. Шахматы - школе. М. Педагогика. -1990.
10.В. Костров, Д.Давлетов Шахматы Санкт-Петербург -2001.
11.В.Хенкин Шахматы для начинающих М.: «Астрель».- 2002.
12.О.Подгаец Прогулки по черным и белым полям. МП «Каисса плюс» Днепропетровск. – 1996.
13.И.А.Бареев Гроссмейстеры детского сада. Москва. - 1995.
15

14.Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. - 1966.

16

Приложение 1
Индивидуальная карточка
Учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребенка_______________________________________________
Возраст_______________
Ф.И.О. педагога_____________________

Третий год
обучения

Конец 1
полугодия
Конец

1. Т навыки и умения игры в шахматы:
1.1 Свободное владение стратегией и тактикой игры
1.2 Владение специальной терминологией
1.3 Свободное владение анализом сыгранных партий
2. Учебно - интеллектуальные умения:
2.1 Логическое и интеллектуальное мышление
2.2 Оперативная память
2.3 Аналитические данные
2.4 Концентрации внимания
3. Организационно волевые качества:
3.1 Целеустремленность
3.2 Терпение

17

учебного
года

Второй год
обучения

учебного
года

Первый год
обучения

Конец 1
полугодия
Конец

Сроки
диагностики
Показатели

Конец 1
полугодия
Конец
учебного
года

Дата начала наблюдения_______________

Приложение 2
Календарно учебный график
№
занятия

Месяц

Форма
занятий

1

Сентябрь

Физическая культура и спорт

Групповая

2

Сентябрь

Групповая

1

Опрос

3

Сентябрь

Групповая

1

Опрос

4

Сентябрь

Шахматный кодекс. Первоначальные понятия.
Шахматный кодекс. Первоначальные понятия.
История шахмат

Групповая

1

Опрос

5

Сентябрь

Шахматные азы

Групповая

1

Игра

6

Сентябрь

Шахматные азы

Групповая

1

Игра

7

Сентябрь

Шахматные азы

Групповая

1

Игра

8

Сентябрь

Шахматные азы

Групповая

1

Игра

9

Октябрь

Турнир, анализ партий, решение
задач

Групповая

1

Соревнования

10

Октябрь

Турнир, анализ партий, решение
задач

Групповая

1

Соревнования

11

Октябрь

Турнир, анализ партий, решение
задач

Групповая

1

Соревнования

12

Октябрь

Турнир, анализ партий, решение
задач

Групповая

1

Соревнования

13

Октябрь

Начало игры. Дебют.

Групповая

1

14

Октябрь

Начало игры. Дебют.

Групповая

1

15

Октябрь

Турнир, анализ партий, решение
задач

Групповая

1

Решения задач
Решения задач
Соревнования

16

Октябрь

Турнир, анализ партий, решение
задач

Групповая

1

Соревнования

17

Ноябрь

Миттельшпиль. Тактические
приемы.

Групповые

1

Решение задач

18

Ноябрь

Миттельшпиль. Тактические
приемы.

Групповые

1

Решение задач

19

Ноябрь

Миттельшпиль. Тактические
приемы.

Групповые

1

Решение задач

Содержание
(разделы, темы)

18

Кол-во часов
1

Форма контроля
Опрос

20

Ноябрь

Миттельшпиль. Тактические
приемы.

Групповые

1

Решение задач

21

Ноябрь

Турнир, анализ партий, решение
задач

Групповая

1

Соревнования

22

Ноябрь

Турнир, анализ партий, решение
задач

Групповая

1

Соревнования

23

Ноябрь

Миттельшпиль. Тактические
приемы.

Групповые

1

Решение задач

24

Ноябрь

Миттельшпиль. Тактические
приемы.

Групповые

1

Решение задач

25

Декабрь

Турнир, анализ партий, решение
задач

Групповая

1

Соревнования

26

Декабрь

Турнир, анализ партий, решение
задач

Групповая

1

Соревнования

27

Декабрь

Турнир, анализ партий, решение
задач

Групповая

1

Соревнования

28

Декабрь

Начало игры. Дебют.

Групповая

1

29

Декабрь

Начало игры. Дебют.

Групповая

1

30

Декабрь

Турнир, анализ партий, решение
задач

Групповая

1

Решения задач
Решения задач
Соревнования

31

Декабрь

Турнир, анализ партий, решение
задач

Групповая

1

Соревнования

32

Декабрь

Миттельшпиль. Тактические
приемы.

Групповые

1

Решение задач

33

Январь

Миттельшпиль. Тактические
приемы.

Групповые

1

Решение задач

34

Январь

Турнир, анализ партий, решение
задач

Групповая

1

Соревнования

35

Январь

Пешечный эндшпиль

Групповая

1

36

Январь

Пешечный эндшпиль

Групповая

1

37

Январь

Турнир, анализ партий, решение
задач

Групповая

1

Решение задач
Решение задач
Соревнования

38

Январь

Турнир, анализ партий, решение
задач

Групповая

1

19

Соревнования

39

Февраль

Миттельшпиль. Тактические
приемы.

Групповые

1

Решение задач

40

Февраль

Миттельшпиль. Тактические
приемы.

Групповые

1

Решение задач

41

Февраль

Пешечный эндшпиль

Групповая

1

42

Февраль

Пешечный эндшпиль

Групповая

1

43

Февраль

Турнир, анализ партий, решение
задач

Групповая

1

Решение задач
Решение задач
Соревнования

44

Февраль

Турнир, анализ партий, решение
задач

Групповая

1

Соревнования

45

Февраль

Эндшпиль.

Групповая

1

46

Февраль

Эндшпиль.

Групповая

1

47

Март

Турнир, анализ партий, решение
задач

Групповая

1

Решение задач
Решение задач
Соревнования

48

Март

Турнир, анализ партий, решение
задач

Групповая

1

Соревнования

49

Март

Эндшпиль.

Групповая

1

50

Март

Эндшпиль.

Групповая

1

51

Март

Турнир, анализ партий, решение
задач

Групповая

1

Решение задач
Решение задач
Соревнования

52

Март

Турнир, анализ партий, решение
задач

Групповая

1

Соревнования

53

Март

Начало игры. Дебют.

Групповая

1

54

Апрель

Начало игры. Дебют.

Групповая

1

55

Апрель

Турнир, анализ партий, решение
задач

Групповая

1

Решения задач
Решения задач
Соревнования

56

Апрель

Турнир, анализ партий, решение
задач

Групповая

1

Соревнования

57

Апрель

Миттельшпиль. Тактические
приемы.

Групповая

1

Решение задач

58

Апрель

Миттельшпиль. Тактические
приемы.

Групповая

1

Решение задач

59

Апрель

Сеанс одновременной игры

Групповая

1

Результат
игры

20

60

Апрель

Сеанс одновременной игры

Групповая

1

61

Апрель

Турнир, анализ партий, решение
задач

Групповая

1

62

Апрель

Турнир, анализ партий, решение
задач

Групповая

1

Соревнования

63

Май

Решение комбинаций

Групповая

1

64

Май

Решение комбинаций

Групповая

1

65

Май

Турнир, анализ партий, решение
задач

Групповая

1

Результат
решения
Результат
решения
Соревнования

66

Май

Турнир, анализ партий, решение
задач

Групповая

1

Соревнования

67

Май

Решение комбинаций

Групповая

1

68

Май

Турнир, анализ партий, решение
задач

Групповая

1

Результат
решения
Соревнования

Всего:

68 часов

21

Результат
игры
Соревнования


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».