ДООП Баскетбол 2023-2024

СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………….3-6 стр.
1.2. Цели и задачи программы…………………………………………….….. 6-7 стр.
1.3. Содержание программы………………………………………………......7-16 стр.
1.4. Планируемые результаты …………………………………………….... 16-17 стр.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график……………………………………………. 18 стр.
2.2. Условия реализации программы……………………………………… 18-20 стр.
2.3. Форма аттестации/контроля .………………………………………….. 20-21 стр.
2.4. Список литературы …………………………………………………….. 21-22 стр.
Приложения

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная

общеобразовательная

«Баскетбол».физкультурно-спортивной

общеразвивающая

направленности,

программа

разработана

в

соответствии со следующими документами:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам».
- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014
г. № 1726.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля
2014

года

№

41

«Об

утверждении

СанПиН

2.4.4.3172-14

«Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Программа дополнительного образования «Баскетбол» составлена на основе
ФГОС, программы «Внеурочная деятельность учащихся «Баскетбол», авторы: Г.А.
Колодницкий, В.С. Кузнецов, М. «Просвещение» 2013г. Предлагаемая программа
по баскетболу имеет физкультурно-спортивную направленность, предназначена
для работы с учащимися 5-11 классов, проявляющими интерес к физической
культуре и спорту, для углубленного изучения раздела «Баскетбол» школьной
программы.
Актуальность программы.
Баскетбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта,
получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное
двигательное содержание. Одновременно баскетбол оказывает многостороннее
влияние

на

развитие

психических

процессов

обучающегося

(восприятие,

мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что
создается необходимостью соблюдения правил и условий, игровых упражнение и
2

самой

игры,

согласование

индивидуальных,

групповых

и

командных

взаимодействий партнеров и соперников.
Баскетбол - один из игровых видов спорта в программах физического воспитания
учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия,
широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в
спортивной секции по баскетболу, физкультурно-массовые и спортивные
мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне
района, матчевые встречи). Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро
выполнять

двигательные

действия,

высоко

прыгать,

мгновенно

менять

направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия
баскетболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу
и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует
улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в
пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые
сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления
физических

возможностей,

приобретёнными

навыками.

жизнерадостность,

бодрость,

волевых

усилий

Проявляются
желание

и

умения

пользоваться

положительные

победить.

Развивается

эмоции:
чувство

ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей
эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство не только
физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению
баскетбола

содействует

несложное

оборудование:

небольшая

площадка,

баскетбольные щиты, мяч.
Новизна данной образовательной программы - заключается в том, что в
ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и
совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся повысить
уровень соревновательной деятельности. Реализация программы предусматривает
также психологическую подготовку. Кроме этого, по ходу реализации программы
предполагается использование ИКТ, просмотра видеоматериала. В программе
3

использованы данные спортивной практики в области игровых видов спорта, опыт
педагогов физической культуры и спорта.
На

занятиях

представлены

доступные

для

учащихся

упражнения,

способствующие овладению элементами техники и тактики игры в баскетбол,
развитию физических способностей. Реализация программы восполняет недостаток
двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной
нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на
все системы детского организма.
Педагогическая целесообразность: в ходе освоения программы

дети

приобретут не только простейшие умения обращения с мячом. Специально
подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для
развития координационных способностей: ориентирование в пространстве,
быстрота

реакций

и

перестроение

двигательных

действий,

точность

дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространственных, силовых и
временных параметров движений, способность к согласованию движений в
целостные комбинации. В возрасте 13-18 лет необходимо учить детей
согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические
взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и защите. Поэтому начальный
курс баскетбола представлен «технико-тактической подготовкой». Отличительной
особенностью элементов является их логическая обусловленность требованиями
игрового противоборства. Задания для выполнения ряда упражнений на занятии
даются с учетом возрастных особенностей детей. Такие приемы техники, как
передвижение, повороты, прыжки входят составной частью в игровые действия и
отдельно не рассматриваются.
Адресат программы. Данная программа составлена для учащихся 13-18 лет
(7-11)

классов

общеобразовательной

школы,

занимающихся

в

системе

дополнительного образования. Ее основным направлением является комплексный
подход к получению учащимися знаний, навыков и умений (в процессе занятий в
творческом объединении).
4

Объем программы: программа рассчитана на 2 года обучения для
обучающихся 7-11 классов. Количество учебных часов – 102 часов.
Срок освоения программы: 34 недель.
Форма обучения — очная
Уровень освоения программы — базовый
Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Виды занятий: практическое занятие.
Формы

подведения

итогов

реализации

дополнительной

общеразвивающей программы: участие в школьных, районных, городских,
областных соревнованиях.
1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование знаний,

расширение

и

закрепление

арсенала

двигательных умений и навыков, достижение более высокого уровня развития
двигательных способностей, приобщение регулярным тренировкам.
Основные задачи, которые решает этот курс:
образовательные
- формировать знания и умения в области физической культуры и спорта.
- обучить технике и тактике двигательных действий.
воспитательные
- воспитывать нравственные и волевые качества личности учащихся.
- воспитывать привычку к самостоятельным занятиям, избранным видом
спорта в свободное время;
- формировать потребность к ведению здорового образа жизни.
развивающие
- повышать техническую и тактическую подготовленность в данном виде
спорта;
- совершенствовать навыки и умения игры;
- развивать физические качества, расширять функциональные возможности
организма;
5

оздоровительные
- укрепить физическое и психологическое здоровье.
- содействовать физическому развитию.
- повысить устойчивость организма к различным заболеваниям.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план 1 год обучения
N
Содержание программы Количество часов
п/п
Всего
Теория
8
8
1.
Теоретическая
подготовка
1.1 Вводное
занятие. 2
2
Инструктаж по Т/Б.
Комплектование
группы.
1.2 Форма одежды
1
1
1.3 Общефизические
и 2
2
специальные
упражнения
баскетболиста
1.4 Тактика
2
2
1.5 Правила соревнований, 1
1
судейство
94
94
2.
Практическая
подготовка
2.1 Передача мяча.
16
0

Формы
деятельности
Практика
Предварительный

Оперативный
Оперативный

Оперативный
Оперативный

16

2.2

Ведение мяча

16

0

16

2.3

Броски мяча

17

0

17

2.4

Игра в нападении

15

0

15

2.5

Игра в защите

15

0

15

2.6

Игровая деятельность.

14

0

14

2.7

Выполнение
контрольных
нормативов

1

0

1

102

8

94

Текущий,
коррекционный
Текущий,
коррекционный
Текущий,
коррекционный
Текущий,
коррекционный
Текущий,
коррекционный
Текущий,
коррекционный
Констатирующий

ИТОГО:

6

Содержание учебного материала.
Раздел 1. Теоретическая подготовка
Тема №1.1: Вводное занятие. Инструктаж по Т/Б. Комплектование группы.
(2 ч.)
Теория: История возникновения и развития баскетбола. Современное
состояние баскетбола. Инструктаж по технике безопасности. Правила безопасности
при занятиях баскетболом.
Тема № 1.2: Форма одежды (1 ч.)
Теория: гигиенические требования к местам занятий баскетболом и
инвентарем, спортивной одежде и обуви. Оборудование площадки для игры в
баскетбол;
Тема № 1.3: Общефизические и специальные упражнения баскетболиста (2 ч.)
Комплекс специальных упражнений для обучения технике элементов
баскетбола. Упражнения направлены на формирование основных приемов в
баскетболе, а так же на развитие быстроты и ловкости на баскетбольной площадке.
Эти упражнения для баскетбола мы разделим на 2 категории:
1-я категория упражнений и эстафет будет направлена на оттачивание
наиболее частых приемов, которые используются в баскетболе.
2-я категория упражнений поможет вам развивать ловкость и скорость на
площадке, вы будете двигаться и думать гораздо быстрее, когда освоите все
описанные маневры.
Тема № 1.4: Тактика (2ч.)
Тактика игры ‒ это целесообразное применение индивидуальных, групповых
и командных действий в борьбе с противником для достижения максимального
результата.
Тема № 1.5: Правила соревнований, судейство (1.ч)
Основные правила игры: состав команд и функции игроков, игровое время,
начало игры и спорный бросок, перерывы в игре и замены игроков, игра мячом и
вбрасывания, нарушения в игре, жесты судий.
7

Раздел 2. Практическая подготовка.
Тема № 2.1: Передача мяча
Практика: а) передача одной рукой от плеча; б) двумя руками от груди; в)
выбор конкретной передачи в зависимости от расстояния; г) передачи на месте и в
движении; д) логика выбора вида передачи в тех случаях, когда перед игроком с
мячом располагается защитник; е) приемлемые виды передач для каждой
конкретной ситуации при сопротивлении защитников; ж) ситуационная техника
передач.
Тема № 2.2: Ведение мяча
Практика: а) стойка при высоком и низком ведении; б) характер контакта
кисти ведущей руки с мячом; в) изменения направления движения; г)
вышагивание, скрестный шаг, поворот; д) перевод мяча перед собой и за спиной; е)
повороты при ведении мяча, ведение мяча с поворотом; ж) перевод мяча между
ногами.
Тема № 2.3: Броски мяча
Практика: а) основные характеристики бросков; б) бросок двумя руками от
груди; в) техника выполнения точностных бросков в движении; 16 г) бросок «на
один счет», бросок «на два счета», бросок «на три счета»; д) бросок с места или с
легким подскоком на один счет с подниманием локтя на одну четверть. Дистанция
3-4 м (11-13лет); е) бросок с легким подскоком или в невысоком прыжке на один
счет с подниманием локтя на одну четверть или чуть выше. Дистанция 4-5,5 м (1214 лет); ж) бросок с легким подскоком или в невысоком прыжке на один счет с
подниманием локтя на одну четверть или чуть выше. Дистанция 4-5,5 м (14-17
лет); з) броски одной рукой в движении сверху и снизу; и) корректировка техники
бросков; к) подбор и добивание мяча.
Тема № 2.4: Игра в нападении
Практика: а) взаимодействие двух и трех нападающих; б)ситуационная
техника (в этом отличие предлагаемого материала от традиционного, не
встречавшегося до сих пор в учебниках и учебных пособиях); в) взаимодействие
двух нападающих: передача и рывок к корзине; передача и рывок к корзине с
8

изменением

направления

движения;

рывок

за

спиной

защитника;

г)

взаимодействие трех нападающих: взаимодействие двух игроков задней линии и
крайнего нападающего; д) взаимодействие двух игроков задней линии и
центрового.
Тема № 2.5: Игра в защите
Практика: а) групповые взаимодействия защитников: действие в численном
меньшинстве; б) противодействие заслонам; в) создание ситуации оправданного
риска при попытке перехватить мяч; г) индивидуальные защитные действия:
держание нападающего с мячом в позиции игрока задней линии; держание игрока с
мячом на линии штрафного броска, держание игрока с мячом на боковой линии в
области штрафного броска; д) защита в численном меньшинстве.
Тема № 2.6: Игровая деятельность
Практика: а) применение полученных знаний в игре; б) самостоятельные
решения игровых ситуаций.
Тема № 2.7: Выполнение контрольных нормативов
Техническая подготовленность.
№
п/п
1.
2.
3.

Содержание требований

Количественный показатель

Бросок с ближней дистанции за 1 мин.
Ведение мяча с изменением направления без ошибок на
скорость.
Ведение два шага бросок без ошибок за 30 сек.

20 попаданий
10x15-55 сек.
4 попаданий

Требование к уровню подготовки первого года обучения.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Содержание требований

Девочки

Мальчики

Бег 30 м. с высокого старта (сек.)
Бег 30 м, 6x5 (сек.)
Бег 92 м. с изменением направления
Прыжок в длину с места (см.)
Прыжок вверх с места толчком двух ног (см.)
Прыжок вверх с разбега толчком двух ног (см.)
Бросок набивного мяча из-за головы двумя
руками (м.), сидя.
Бросок набивного мяча из-за головы двумя
руками (м.), стоя.
Бросок набивного мяча из-за головы двумя
руками (м.), в прыжке с места.

5,6
12,5
32,7
160
30
35
3,5

5,2
12,0
31,0
200
35
40
4,0

5,0

7,0

5,5

6,0
9

Учебный план 2 год обучения
N
Содержание программы Количество часов
п/п
Всего
Теория
1.
8
8
Теоретическая
подготовка
1.1 Вводное
занятие. 2
2
Инструктаж по Т/Б.
Комплектование
группы.
1.2 Форма одежды
1
1
1.3 Общефизические
и 2
2
специальные
упражнения
баскетболиста
1.4 Тактика
2
2
1.5 Правила соревнований, 1
1
судейство
2.
77
77
Практическая
подготовка
2.1 Ведение мяча
10
0

Формы
деятельности
Практика
Предварительный

Оперативный
Оперативный

Оперативный
Оперативный

10

2.2

Броски

10

0

10

2.3

Общая
физическая
подготовка
Специальная
физическая подготовка
Техническая
подготовка
Тактическая подготовка

10

0

10

10

0

10

12

0

12

12

0

12

Выполнение
контрольных
нормативов
Учебная
соревнования

1

0

1

игра, 12

0

12

85

8

2.4
2.5
2.6
2.7

2.8

Текущий,
коррекционный
Текущий,
коррекционный
Текущий,
коррекционный
Текущий,
коррекционный
Текущий,
коррекционный
Текущий,
коррекционный
Констатирующий
Текущий,
коррекционный

ИТОГО:

Содержание учебного материала.
Раздел 1. Теоретическая подготовка
Тема №1.1: Вводное занятие. Инструктаж по Т/Б. Комплектование группы.
(2 ч.)

10

Теория: История возникновения и развития баскетбола. Современное
состояние баскетбола. Инструктаж по технике безопасности. Правила безопасности
при занятиях баскетболом.
Тема № 1.2: Форма одежды (1 ч.)
Теория: гигиенические требования к местам занятий баскетболом и
инвентарем, спортивной одежде и обуви. Оборудование площадки для игры в
баскетбол;
Тема № 1.3: Общефизические и специальные упражнения баскетболиста (2 ч.)
Теория:
Гигиена сна, питание, одежды, обуви. Гигиенические требования к инвентарю
и уход за ним. Сведения об использовании естественных факторов природы и
закаливание организма.
Теория:
Самоконтроль, предупреждение травматизма. Зависимость появления травм
от неправильного отношения к гигиеническим требованиям.
Практика:
Тема № 1.4: Тактика (2ч.)
Тактика игры ‒ это целесообразное применение индивидуальных, групповых
и командных действий в борьбе с противником для достижения максимального
результата.
Тема № 1.5: Правила соревнований, судейство (1.ч)
Основные правила игры: состав команд и функции игроков, игровое время,
начало игры и спорный бросок, перерывы в игре и замены игроков, игра мячом и
вбрасывания, нарушения в игре, жесты судий.
Раздел 2. Практическая подготовка.
Тема № 2.1: Ведение мяча
Практика: а) стойка при высоком и низком ведении; б) характер контакта
кисти ведущей руки с мячом; в) изменения направления движения; г)
вышагивание, скрестный шаг, поворот; д) перевод мяча перед собой и за спиной; е)
11

повороты при ведении мяча, ведение мяча с поворотом; ж) перевод мяча между
ногами.
Тема № 2.2: Броски мяча
Практика: а) основные характеристики бросков; б) бросок двумя руками от
груди; в) техника выполнения точностных бросков в движении; 16 г) бросок «на
один счет», бросок «на два счета», бросок «на три счета»; д) бросок с места или с
легким подскоком на один счет с подниманием локтя на одну четверть. Дистанция
3-4 м (11-13лет); е) бросок с легким подскоком или в невысоком прыжке на один
счет с подниманием локтя на одну четверть или чуть выше. Дистанция 4-5,5 м (1214 лет); ж) бросок с легким подскоком или в невысоком прыжке на один счет с
подниманием локтя на одну четверть или чуть выше. Дистанция 4-5,5 м (14-17
лет); з) броски одной рукой в движении сверху и снизу; и) корректировка техники
бросков; к) подбор и добивание мяча.
Тема № 2.3: Общая физическая подготовка
Практика:
Общеразвивающие упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных
исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лёжа) - сгибание и
разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно
обеими руками и разновременно, во время ходьбы и бега. Спортивные и
подвижные игры
Тема № 2.4: Специальная физическая подготовка
1. Связочный аппарат.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы,
наклоны

туловища,

круговые

вращения

туловищем,

повороты

туловища,

поднимание прямых и согнутых ног в положении лёжа на спине, из положения,
лёжа на спине переход в положение сидя, смешанные упоры в положении лицом и
спиной вниз, угол из исходного положения лёжа, сидя и в положении виса,
различные сочетания этих движений.
2. Упражнения, направленные на развитие силы.
12

Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в
основной стойке, на коленях, сидя, лёжа) - сгибание и разгибание рук, вращения,
махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и
разновременно, во время ходьбы и бега.
3. Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий.
Строевые

упражнения.

Шеренга,

колонна,

фланг,

интервал,

дистанция.

Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и
разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчёт по
строю, повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Остановка. Изменение
скорости движения строя.
4. Упражнения для развития прыгучести.
Упражнения для ног: Поднимание на носки, сгибание ног в тазобедренных
суставах, приседания, приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом
направлениях, выпады, пружинистые покачивания в выпаде, подскоки из
различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой
и т. п.), сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах, прыжки.
5. Упражнения, направленные на развитие специальной ловкости Упражнения
для развития всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной
скакалкой, набивными мячами, мешочками с песком, палками.
6. Упражнения, направленные на развитие выносливости (скоростной,
прыжковой, игровой).
Тема № 2.5: Тактическая подготовка
- Развитие

способности

оценивать

изменяющуюся

ситуацию,

ориентироваться в ней, и быстро применять любой технический приём или игровое
действие.
- Овладение вариантами взаимодействий двух и трёх игроков, характерными
для тактической системы игры.
- Овладение тактическими комбинациями в определённый момент игры
(начало игры с центра, введение мяча в игру).
- Освоение систем игры и типичных для них комбинаций.
13

- Умение переключиться с одной системы игры на другую.
Принято тактику баскетбольной игры делить на тактику нападения и тактику
защиты

с

различными

системами,

вариантами

игры,

комбинациями

и

взаимодействиями игроков.
Тема № 2.6: Техническая подготовка
Прием - бросок мяча в корзину; способ выполнения - одной рукой сверху;
разновидность - с отклонением туловища; условия выполнения - в прыжке после
остановки, со средней дистанции. Передвижение баскетболиста по площадке
являются частью целостной системы действий, направленной на решение
атакующих задач и формируемой в ходе реализации конкретных игровых
положений. Ускорения из различных стартовых положений, в любом направлении,
лицом или спинной вперед, быстро изменять направление и скорость бега. Прыжки
толчком двумя ногами и толчком одной ногой. Резкие, внезапные остановки,
которые в сочетании с рывками и изменениями направления повороты для ухода от
защитника, укрытия мяча от выбивания, для финтов с последующей атакой кольца.
Тема № 2.6: Учебная игра, соревнования
Практика: а) применение полученных знаний в игре; б) самостоятельные
решения игровых ситуаций.
Тема № 2.7: Выполнение контрольных нормативов
Техническая подготовленность.
№
п/п
1.
2.
3.

Содержание требований

Количественный показатель

Бросок с ближней дистанции за 1 мин.
Ведение мяча с изменением направления без ошибок на
скорость.
Ведение правой левой рукой с финтами

30 попаданий
10x15-45 сек.

Требование к уровню подготовки первого года обучения.
№
п/п
1.
2.
3.

Содержание требований

Девочки

Мальчики

Бег 30 м. с высокого старта (сек.)
Бег 30 м, 6x5 (сек.)
Бег 92 м. с изменением направления

5,0
11,9
30,0

4,9
11,2
28,0
14

4.
5.
6.
7.
8.

Прыжок в длину с места (см.)
Становая сила (кг.)
Прыжок вверх с разбега толчком двух ног (см.)
Бросок набивного мяча из-за головы двумя
руками (м.), сидя.
Бросок набивного мяча из-за головы двумя
руками (м.), в прыжке с места.

180
60
35
5,0

220
80
45
6,0

7,5

9,5

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Учащиеся будут знать и уметь:
- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказание до
врачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
- способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями
с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного
инвентаря

и

оборудования,

принципы

создания

простейших

спортивных

сооружений и площадок;
- физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и
энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и
совершенствования средствами физической культуры;
- историческое развитие физической культуры в России, особенности
развития избранного вида спорта.
- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида
спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной
деятельности и организации собственного досуга;
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических
способностей, коррекции осанки и телосложения;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать с взрослыми и
сверстниками, владеть культурой общения;
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при
выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и
совершенствования физических кондиции;

15

- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях
физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных
случаях.
Личностные результаты.
Учащиеся будут уметь:
- Соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий
физической культурой.
- Знание истории физической культуры своего народа, своего края как части
наследия народов России и человечества.
- Мотивы спортивной тренировки и личностный смысл занятий в спортивной
секции.
- Умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание
умственных, физических нагрузок и отдыха.
- Способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и
взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и
соревнований.
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни: усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
Получат возможность.
- Владеть правилами поведения во время соревнований, соблюдать нормы
поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену,
поддерживать

товарищей,

имеющих

недостаточную

физическую

подготовленности.
- Способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и
взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и
соревнований.

16

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.
2.1 Календарный учебный график
Учебный период
I полугодие
II полугодие

Дата
Начало
04.09.2023
09.01.2024
Итого в учебном году:

Окончание
29.12.2023
31.05.2024

Количество
учебных недель
16
18
34

2.2.Условия реализации программы
Условия набора детей: в группу первого года обучения принимаются все
желающие заниматься в данном объединении, на основании письменного
заявления

родителей

и

наличия

справки

об

отсутствии

медицинских

противопоказаний. Группы разновозрастные, разнополые. Набор детей в группы 1
года обучения может проводится с конца августа. Комплектование групп 1 года
обучения проводится до 10 сентября, групп 2 года проводится в конце мая и конце
августа. Группы 2 года обучения комплектуются из детей, освоивших программу 1
года обучения или вновь прибывающие учащиеся, имеющие необходимые знания
и умения, либо опыт участия в баскетбольных соревнованиях, таким образом,
программа может осваиваться учащимися с любого уровня.
Техническое оснащение занятий:
- набивные мячи;
- баскетбольные мячи;
- гимнастические скамейки;
- секундомер;
- скакалки;
- стойки;
- щиты с кольцами;
- насос.
Формы проведения занятий:
- беседа
17

- групповое выполнение заданий
- самостоятельная работа
- спортивные соревнования
- физкультурные праздники
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
- репродуктивные;
- наглядные;
- иллюстративные;
- игровые;
- соревновательный.
Формы подведения итогов:
- городские и районные соревнования по баскетболу.
Формы проверки:
- тематический и визуальный контроль.
Планируемые результаты:
- вывести команду в статус призёров соревнований по баскетболу не ниже
городского уровня.
Требования к оснащенности учебного процесса
Оборудование спортивное:
- комплект для занятий по общей физической подготовке;
- тренажеры и устройства для воспитания и развития физических качеств;
- комплект оборудования для занятий спортивными и подвижными играми.
Вспомогательные оборудования:
- вспомогательное оборудование для оснащения мест хранения спортивного
инвентаря и оборудования.
Наглядные и методические пособия:
- модели;
- пособия печатные;
- диафильмы;
- кинофрагменты;
18

- видеозаписи;
- кинофильмы.
2.3. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
Формы подведения итогов реализации программы В ходе реализации данной
образовательной

программы

создается

объективная

картина

таланта

или

отсутствие его у каждого занимающегося. В соответствии с этим учащиеся
формируются в команду, которая принимает участие в турнирах районного
масштаба.
- Контрольные занятия по проверке усвоения материала, опрос учащихся по
пройденному материалу;
- Контроль соблюдения техники безопасности;
- Тестирование на знание теоретического материала;
- Сдача контрольных нормативов по ОФП и СФП;
- Самостоятельные задания для каждого обучающегося;
- Открытые уроки для родителей;
-

Проведение товарищеских встреч,

участие в районных, городских

соревнованиях;
- Привлечение учащихся к судейству соревнований школьного уровня
Результаты, показанные в соревнованиях (чем выше занятое место, тем
эффективнее проделанная работа).
Наполняемость учебной группы:
1-й год обучения – 14 человек.
2-й год обучения – 12 чел.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
1-й год обучения – 13-17 лет;
2-й год обучения – 13-18 лет;

19

Способы диагностики и контроля результатов.
Диагностика

Содержание

период

способ

Первичная

Степень интересов и уровень
подготовленности детей к
занятиям

Промежуточная

Мониторинг

декабрь

внутригрупповые
соревнования

Итоговая

Контрольные нормативы

май

индивидуальн
ый

сентябрь наблюдение

2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2.Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2010.
3.Примерные требования к программам дополнительного образования детей.
Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и
социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844
4.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам. Приказ Минобрнауки России
от 29 августа 2013 г. N 1008.
Основная литература:
1. Портных Ю.И. Игры в тренировке баскетболистов. Учебно-методическое
пособие. / Ю.И.Портных., Б.Е. Лосин.-С-П.б. :ГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2008.-62 с.
2. Яхонтов Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие /Е.Р.
Яхонтов. 3-е изд., стереотипное: СПБ ГУФК им. П.Ф.Лесгафта. Высшая школа
тренеров по баскетболу. – С-П.б.: Олимп, 2007. - 134 с.
3. НестеровскийД.И. Баскетбол. Теория и методика обучения/ Д.И. Нестеровский.М.: Академия, 2008 .-75 с.
20

4. Билл Гатмен и Том Финнеган. Всё о тренировке юного баскетболиста/ Билл
Гатмен., Том Финнеган.- М.: АСТ * Астрель 2007.-307с.
5. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ,
СДЮШОР/. - М.: Советский спорт. 2007. -100 с. 9.Орлан И.В.Баскетбол:Основы
обучения/ФГОУ ВПО ВГАФК,Волгоград,2011.-42с.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. www.fiba.com - Вэб-сайт Международной федерации баскетбола.
2. www.fibaeurope.com - Вэб-сайт Европейской международной федерации
баскетбола.
3. www.basket.ru - Вэб-сайт Российской федерации баскетбола.
4. www.pro100basket.ru - Вэб-сайт Ассоциации студенческого баскетбола России.
5. www.mbl.su - Вэб-сайт Московской баскетбольной лиги.
6.www.vtb-league.com Вэб-сайт лиги ВТБ.
7. www.euroleague.net - Вэб-сайт Евролиги

21

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(Приложение к рабочей программе спортивной секции «Баскетбол»)
7-11 классов
1 год обучения
Наименование разделов и тем уроков
Количество
часов
История возникновения баскетбола, медленный бег. Разминка с
1
мячами.
Развитие баскетбола. Опорные прыжки с мостика или с
1
трамплина.
Инструктаж занимающихся по охране труда на занятиях
1
баскетбола. Стойка игрока.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
1
Развитие физических качеств.
1
Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы
1
и подвижность суставов.
Общие гигиенические требования к занимающимся баскетболом с
1
учетом его специфических способностей.
Бег со сменой направления по зрительному сигналу.
1
Ловля и передачи мяча двумя руками в парах от груди.
1
Упражнения на развитие двигательных качеств.
1
Подвижная игра «Салки спиной к щиту», эстафеты.
1
Передачи мяча в парах одной рукой от плеча.
1
Упражнения на развитие координационных способностей.
1
Упражнения на развитие скоростных качеств.
1
Передачи мяча в парах двумя руками с отскоком.
1
Ведение мяча правой, левой рукой с высоким и низким отскоком
1
от пола.
Упражнения на развитие скоросто-силовых качеств.
1
Упражнение на развитие точности броска мяча в кольцо.
1
Подвижные игры «Вызов номера», «Слушай сигнал».
1
Ведение мяча с разной высотой отскока.
1
Ведение мяча с изменением направления
1
Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника.
1
Упражнения на развитие общей выносливости. Кросс 500 -2000 м
1
.
Тактика свободного нападения.
1
Остановка двумя шагами и прыжком.
1
Бросок мяча после ведения два шага.
1
Совершенствование поворотов на месте и в движении
1
Ловля и передачи мяча в парах на месте и в движении.
1
Ловля и передачи мяча в тройках на месте и в движении.
1
Бросок одной рукой от плеча с места.
1
Бросок мяча одной рукой от плеча в движении.
1
Бросок мяча после ловли и ведения.
1
Штрафной бросок.
1
Позиционное нападение (5:0) без смены мест.
1
Позиционное нападение (5:0) со сменой мест.
1
Нападение быстрым прорывом (1:0) .
1
22

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
68
69
70
71
72
73
74
75

76

Нападение быстрым прорывом (2:1).
Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди».
Личная защита (1:1).
Передача мяча с пассивным сопротивлением защитника.
Судейство игры в баскетбол. Жесты судей.
Бросок после остановки.
Броски мяча одной рукой от плеча со средней дистанции.
Вырывание и выбивание мяча.
Защитные действия 1х1.
Индивидуальные защитные действия.
Комбинации из освоенных элементов.
Развитие координационных способностей.
Двухсторонняя игра по упрощённым правилам.
Метание мячей в движущуюся цель с места и в движении.
Подвижная игра «Круговая охота».
Передача мяча со сменой мест в движении.
Бросок мяча с низу после ведения.
Взаимодействие двух игроков в защите и в нападении через
заслон.
Совершенствование бросков с места и в движении.
Развитие физических способностей: силовых, скоростно-силовых,
скоростных.
Подвижная игра «Бегуны», «Переправа»
Действия против игрока с мячом: вырывание, выбивание,
перехват, накрывание.
Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение,
бросок.
Подвижная игра «Кто сильнее».
Игра с выполнением технических заданий.
Развитие физических способностей: выносливости
Командные тактические действия в защите и нападении.
Отвлекающие приемы: финты без мяча и с мячом.
Игра с выполнением тактических заданий.
Пробегание отрезков 40, 60 метров.
Личная защита.
Психологическая подготовка.
Отвлекающие приемы: финты без мяча и с мячом.
Игра с выполнением тактических заданий.
Пробегание отрезков 40, 60 метров.
Личная защита.
Психологическая подготовка.
СФП. Броски мяча в корзину со средней дистанции после прохода
защитника.
Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч
при блокировке. Учебная игра.
Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом,
оказание первой помощи при несчастных случаях. ОФП. Бросок
мяча в движении с одного шага.
Блокировка при борьбе за овладение мячом, отскочившим от
щита. Учебная игра.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
23

77
78
79
80
81
82
83
84
85
86

87
88
89

90
91
92

93
94
95
96
97
98
99

100
101
102

Сочетания премов: ведения, передач, бросков. Учебная игра.
СФП. Зонная защита. Взаимодействие игроков в защите и
нападении. Учебная игра.
Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Многократное
выполнение технических приемов.
Общая
характеристика
спортивной
тренировки.
Совершенствование техники передачи мяча. Учебная игра.
ОФП. Тактика персональной защиты. Взаимодействие игроков
при индивидуальной защите.
Сочетание способов передвижения с выполнением различных
технических приемов в усложненных условиях. Учебная игра.
Действия одного защитника против двух нападающих. СФП
Средства и методы спортивной тренировки. Ведение мяча с
изменением направления движения.
Применение изученных защитных стоек и передвижений в
зависимости от действий и расположения нападающих.
Передачи мяча в тройках с продвижением вперед; комбинации при
вбрасывании мяча из-за боковой линии; заслоны; передачи на
месте; броски в прыжке со средних расстояний. СФП.
Многократное выполнение технических приемов и тактических
действий
Формы организации занятий в спортивной тренировке. ОФП.
Совершенствование техники броска мяча.
Применение изученных способов ловли, передач, ведения,
бросков в зависимости от ситуации на площадке. Учебная
игра.
СФП.
Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры.
Учебная игра.
Применение изученных взаимодействий в системе быстрого
прорыва. Учебная игра. ОФП.
Воспитание нравственных и волевых качеств. Психологическая
подготовка в процессе тренировки. СФП. Ведение мяча с
переводом на другую руку.
Противодействие игрокам различных игровых функций при
разных системах игры в нападении.
Контрольные испытания.
Учебная
игра.
Противодействие игрокам различных игровых функций при
разных системах игры в нападении.
Инструкторская и судейская практика. Учебная игра.
ОФП. Ведение мяча с изменением высоты отскока.
Физическая подготовка спортсмена. СФП. Передача мяча двумя
руками с отскоком от пола.
Организация командных действий по принципу выбора
свободного места с использованием изученных групповых
взаимодействий. СФП.
Чередование упражнений на развитие специальных физических
качеств. Двусторонняя игра. СФП.
Техническая подготовка юного спортсмена. ОФП . Чередование
изученных технических приемов в различных сочетаниях.
Контрольные испытания.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
24

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(Приложение к рабочей программе спортивной секции «Баскетбол»)
7-11 классов
2 год обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Наименование разделов и тем уроков
Инструктаж занимающихся по охране труда на занятиях
баскетбола. Стойка игрока.
Бег со сменой направления по зрительному сигналу.
Упражнения на развитие двигательных качеств.
Упражнения на развитие скоросто-силовых качеств.
Упражнение на развитие точности броска мяча в кольцо.
Бег со сменой направления по зрительному сигналу.
Ловля и передачи мяча двумя руками в парах от груди.
Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника.
Упражнения на развитие общей выносливости. Кросс 500 -2000 м
.
Тактика свободного нападения.
Бросок мяча после ведения два шага.
Нападение быстрым прорывом (2:1).
Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди».
Личная защита (1:1).
Передача мяча с пассивным сопротивлением защитника.
Судейство игры в баскетбол. Жесты судей.
Бросок после остановки.
Броски мяча одной рукой от плеча со средней дистанции.
Вырывание и выбивание мяча.
Защитные действия 1х1.
Индивидуальные защитные действия.
Комбинации из освоенных элементов.
Развитие координационных способностей.
Двухсторонняя игра по упрощённым правилам.
Метание мячей в движущуюся цель с места и в движении.
Подвижная игра «Круговая охота».
Передача мяча со сменой мест в движении.
Бросок мяча с низу после ведения.
Взаимодействие двух игроков в защите и в нападении через
заслон.
Совершенствование бросков с места и в движении.
Развитие физических способностей: силовых, скоростно-силовых,
скоростных.
Подвижная игра «Бегуны», «Переправа»
Действия против игрока с мячом: вырывание, выбивание,
перехват, накрывание.
Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение,
бросок.
Подвижная игра «Кто сильнее».
Игра с выполнением технических заданий.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85

Развитие физических способностей: выносливости
Командные тактические действия в защите и нападении.
Отвлекающие приемы: финты без мяча и с мячом.
Игра с выполнением тактических заданий.
Пробегание отрезков 40, 60 метров.
Личная защита.
Психологическая подготовка.
Подвижные игры, спортивные игры и эстафеты с баскетбольным
мячом.
Соревнования среди классов.
Двусторонняя игра.
Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх
Повторные рывки с максимальной скоростью.
Метание мяча в движущуюся цель
Ускорения из различных исходных положений.
Парные и групповые упражнения с сопротивлением.
Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов.
Остановки двумя шагами и прыжком.
Стартовые рывки с места
Ведение мяча правой и левой рукой
Перемещение в стойке боком, спиной вперед, лицом.
Передачи мяча в стену двумя руками от груди на скорость.
Передачи мяча в стену одной рукой на скорость.
Ведение с изменением направления.
Передачи мяча двумя руками от головы.
Перехват мяча.
Защитные действия игроков с мячом и без мяча.
Комбинации из освоенных элементов.
Позиционное нападение в игровых взаимодействиях.
Рывки из различных исходных положений
Стартовые рывки с мячом, вдогонку за летящим мячом.
Броски мяча после ловли и ведения с разных позиций.
Учебная игра 3х3.
Учебная игра 4х4.
Учебная игра 5х5.
Упражнения для воспитания скоростно -силовых качеств.
Тактические действия игроков в нападении.
Тактические действия игроков в защите.
Амплуа игроков на площадке.
Индивидуальные защитные действия
Упражнения с отягощением.
Товарищеская игра.
Развитие выносливости. Фартлек
Тестирование уровня физического развития.
Тестирование технической подготовленности.
Двухсторонняя игра 5x5
Двухсторонняя игра 5x5, судейство
Товарищеские игры
Двухсторонняя игра 5x5 на свежем воздухе
Товарищеские игры на свежем воздухе

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26

86

87
88
89

90
91
92

93
94
95
96
97
98
99

100
101
102

Передачи мяча в тройках с продвижением вперед; комбинации при
вбрасывании мяча из-за боковой линии; заслоны; передачи на
месте; броски в прыжке со средних расстояний. СФП.
Многократное выполнение технических приемов и тактических
действий
Формы организации занятий в спортивной тренировке. ОФП.
Совершенствование техники броска мяча.
Применение изученных способов ловли, передач, ведения,
бросков в зависимости от ситуации на площадке. Учебная
игра.
СФП.
Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры.
Учебная игра.
Применение изученных взаимодействий в системе быстрого
прорыва. Учебная игра. ОФП.
Воспитание нравственных и волевых качеств. Психологическая
подготовка в процессе тренировки. СФП. Ведение мяча с
переводом на другую руку.
Противодействие игрокам различных игровых функций при
разных системах игры в нападении.
Контрольные испытания.
Учебная
игра.
Противодействие игрокам различных игровых функций при
разных системах игры в нападении.
Инструкторская и судейская практика. Учебная игра.
ОФП. Ведение мяча с изменением высоты отскока.
Физическая подготовка спортсмена. СФП. Передача мяча двумя
руками с отскоком от пола.
Организация командных действий по принципу выбора
свободного места с использованием изученных групповых
взаимодействий. СФП.
Чередование упражнений на развитие специальных физических
качеств. Двусторонняя игра. СФП.
Техническая подготовка юного спортсмена. ОФП . Чередование
изученных технических приемов в различных сочетаниях.
Контрольные испытания.

1

1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».