Приложение 26 к Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ СОШ № 106 Полякова Марина Юрьевна Подписан: Полякова Марина Юрьевна DN: C=RU, OU=Директор, O=МАОУ СОШ №106, CN=Полякова Марина Юрьевна, E=soch106@eduekb.ru Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: 620085, г. Екатеринбург, ул. Титова, 28А Дата: 2021.01.20 14:38:48+05'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебный предмет «Практическая геометрия» 7 класс Оглавление 1. Пояснительная записка 2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 3. Тематическое планирование с указанием содержания и конкретизацией предметных результатов Пояснительная записка Программа элективного курса "Практическая геометрия" для 7 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО, М.: "Просвещение", 2012 год) Данный курс предназначен для учащихся 7 классов. Именно в этот период закладывается фундамент знаний, необходимых в 8, 9 классах при изучении геометрии, а затем при изучении стереометрии. Программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю). Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаци й активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание курса «Практическая геометрия» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Привитие интереса к геометрии идёт по двум основным направлениям: знакомство с разнообразными геометрическими фигурами, задачами практического и занимательного характера в наглядной форме, проведение исследования на доступном уровне с учётом их психического развития. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Изучение и применение этих методов в конкретных ситуациях Основные цели курса: - Всестороннее развитие математического мышления учащихся 7 класса с помощью методов геометрической наглядности, способствующие развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления; - Дать учащимся, проявляющим повышенный интерес к математике, возможность углубленного изучения курса геометрии путем рассмотрения задач, требующих нестандартного подхода к их решению; - Расширить начальные сведения о геометрических фигурах и их свойствах; Основные задачи курса: - Формирование у учащихся интереса к предмету; - Развитие практических навыков пользования чертежным треугольником, линейкой, транспортиром и циркулем; - Организация интеллектуально - практической и исследовательской деятельности учащихся; - Развитие логического мышления, пространственного воображения, интуиции, сообразительности, творческих способностей; - Обеспечение развития творческих способностей, геометрической интуиции; - Формировать представления о практической значимости геометрических знаний; Содержание курса способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся, связанной с самопознанием, самосознанием, овладением приёмами мыслительной деятельности, создаёт мотивационную ситуацию, обеспечивающую возможность их положительного самоопределения к дальнейшему изучению систематического курса геометрии. Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов. При этом не изучаются теоремы и не делаются строгие рассуждения. Наглядная геометрия позволяет устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями, формировать мыслительные операции различных видов и уровней; учитывать индивидуальные способности протекания психических процессов учащихся. Личностные, предметные и метапредметные результаты I Личностные результаты: • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное мировоззрение современного мира; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; • осознание значения математики в и информатики в повседневной жизни человека; • формирование представлений о социальных, культурных, и исторических факторах становления математической науки; • понимание роли информационных процессов в современном мире; • формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления; Личностные результаты для обучающихся с ОВЗ: 1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха; 2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки; умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования; способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия; знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов. II Метапредметные результаты: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; •умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности; • умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение , умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • умение создавать, применять, и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • смысловое чтение; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, умение работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение; • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий; • формирование и развитие логического и математического мышления; • умение применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; • получение представлений об основных информационных процессах в реальных ситуациях. Метапредметные результаты для обучающихся с ОВЗ: 1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи; 2) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с постав ленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора; формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора; формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора; формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора; формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора; развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса; формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора; развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников III Предметные результаты: 1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления: • осознание роли математики в развитии России и мира; • возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических открытий и их авторов; 2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений: • оперирование понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность, нахождение пересечения, объединения подмножества в простейших ситуациях; • решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия; • применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию; • составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследовани е полученного решения задачи; • нахождение процента от числа, числа по проценту от него, нахождения процентного отношения двух чисел, нахождения процентного снижения или процентного повышения величины; • решение логических задач; 3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений: • оперирование понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число, иррациональное число; • использование свойства чисел и законов арифметических операций с числами при выполнении вычислений; • использование признаков делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении задач; • выполнение округления чисел в соответствии с правилами; • сравнение чисел; • оценивание значения квадратного корня из положительного целого числа; 4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат: • выполнение несложных преобразований для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем; • выполнение несложных преобразований целых, дробно рациональных выражений и выражений с квадратными корнями; раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые, использовать формулы сокращенного умножения; • решение линейных и квадратных уравнений и неравенств, уравнений и неравенств, сводящихся к линейным или квадратным, систем уравнений и неравенств, изображение решений неравенств и их систем на числовой прямой; 5) овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей: • определение положения точки по ее координатам, координаты точки по ее положению на плоскости; • нахождение по графику значений функции, области определения, множества значений, нулей функции, промежутков знакопостоянства, промежутков возрастания и убывания, наибольшего и наименьшего значения функции; • построение графика линейной и квадратичной функций; • оперирование на базовом уровне понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия; • использование свойств линейной и квадратичной функций и их графиков при решении задач из других учебных предметов; 6) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений: • оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар; изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки и циркуля; • выполнение измерения длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов; 7) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач: • оперирование на базовом уровне понятиями: равенство фигур, параллельность и перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция; • проведение доказательств в геометрии; • оперирование на базовом уровне понятиями: вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости; • решение задач на нахождение геометрических величин (длина и расстояние, величина угла, площадь) по образцам или алгоритмам; 8) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений: • формирование представления о статистических характеристиках, вероятности случайного события; • решение простейших комбинаторных задач; • определение основных статистических характеристик числовых наборов; • оценивание и вычисление вероятности события в простейших случаях; • наличие представления о роли практически достоверных и маловероятных событий, о роли закона больших чисел в массовых явлениях; • умение сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления; 9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах: • распознавание верных и неверных высказываний; • оценивание результатов вычислений при решении практических задач; • выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях; • использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других учебных предметов; • решение практических задач с применением простейших свойств фигур; • выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни; 10) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; 11) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах; 12) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умени й составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической; 13) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; 14) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. 15) для слепых и слабовидящих обучающихся: владение правилами записи математических формул и специальных знаков рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля; владение тактильно-осязательным способом обследования и восприятия рельефных изображений предметов, контурных изображений геометрических фигур и т.п.; умение читать рельефные графики элементарных функций на координатной плоскости, применять специальные приспособления для рельефного черчения; владение основным функционалом программы невизуального доступа к информации на экране ПК, умение использовать персональные тифлотехнические средства информационно-коммуникационного доступа слепыми обучающими ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ № Название раздела Количество часов 1. Введение в геометрию (4часа) 4 2. Простейшие фигуры на плоскости (5часов) 5 Содержание Предметные результаты Основная цель: формирование интереса к изучению геометрии через знакомство с замечательными кривыми. Основные понятия: кривые прямые и ломаные, замкнутые и незамкнутые линии, самопересекающиеся линии и линии без самопересечений, эллипс гипербола парабола, кривые Дракона, лабиринт, Лист Мёбиуса, графы. Основная цель: систематизировать наглядные представления учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; уточнить геометрическую терминологию ввести символику. Основные понятия: точка,прямая, луч, отрезок, геометрическая фигура, угол и его виды, биссектриса угла, параллельные и перпендикулярные прямые, смежные и вертикальные углы, Выпускник научится - осознавать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов; - усвоит первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях; - научится использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; - овладеет практическими навыками использования геометрических инструментов; - научится решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство; - будет уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге. Приобретет опыт: - в умении наблюдать геометрические формы в окружающих предметах - в умении изображать основные геометрические фигуры; - в сравнении и измерении геометрических величин - в приобретении навыков работы с различными чертежными инструментами; - владения основами эвристической углы при параллельных прямых. 3. Многоугольники (5 часов) 5 4. Окружность (5часов) 5 5. Геометрия в лесу (3 часа) 3 Основная цель: расширить знания учащихся о треугольниках и четырёхугольниках; сформировать умение строить треугольник по трём заданным элементам Основные понятия: треугольник и его элементы, виды треугольника, периметр треугольника, равные треугольники, сумма углов треугольника, параллелограмм и его виды, выпуклый многоугольник, сумма углов выпуклого многоугольника правильные многоугольники, золотое сечение. Основная цель: углубить представления учащихся об окружности и круге, сфере и шаре Основные понятия: окружность радиус, диаметр, хорда, круг, сфера, шар, касательная, секущая, центральный и вписанный угол, вписанный треугольник, вписанный четырёхугольник. Основная цель: сформировать умения и навыки использования теоретических знаний при деятельности; - во владении на достаточном уровне вычислительными навыками; - в умении анализировать геометрический чертёж; Универсальные компетенции: Приобретают опыт: - исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач; - ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; - проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования; - поиска, систематизации, анализа и классификации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии. Выпускник получит возможность научиться - распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры - уметь изображать геометрические чертежи согласно условию задачи - уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин, применяя некоторые свойства фигур 6. Геометрия у реки (3 часа) 3 7. Геометрия на дороге (3 часа) 3 8. Работа над творческим проектом и его защита (7 часов) 7 определении высоты по длине тени, при помощи зеркала, нахождения измерений дерева на корню, геометрия листьев. Основная цель: сформировать умения и навыки использования теоретических знаний при измерении ширины реки, длины островка, глубина котлована. Основная цель: сформировать умения и навыки искусства мерить шагами, использовать глазомер, определять объем кучи песка. Основная цель: сформировать умение работать с информацией, ставить цель и задачи и выполнять их. Основные понятия: источники информации, выбор целей и задач, работа над содержанием, исследование, выводы, рефлексия. - владеть алгоритмами простейших задач на построение - овладеть основными приемами решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент - уметь определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке, видеть свойства конкретного геометрического тела. Тематическое планирование Приложение к рабочей программе учебного курса «Практическая геометрия» , 7 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Название глав и темы занятий Введение в геометрию (4часа) Кривые, прямые и ломанные. Замкнутые и незамкнутые линии. Самопересекающиеся линии и линии без самопересечений Эллипс, гипербола парабола, кривые Дракона Лабиринт, Лист Мёбиуса, графы Простейшие фигуры на плоскости (5часов) Точка, прямая, луч, отрезок, геометрическая фигура Угол и его виды, биссектриса угла Параллельные и перпендикулярные прямые Смежные и вертикальные углы Углы при параллельных прямых Многоугольники (5 часов) Треугольник и его элементы, виды треугольника. Периметр треугольника, равные треугольники, сумма углов треугольника. Параллелограмм и его виды. Выпуклый многоугольник, сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники, золотое сечение Окружность (5часов) Окружность радиус, диаметр, хорда, круг. Сфера, шар. Касательная, секущая, центральный и вписанный угол. Вписанный треугольник. Вписанный четырёхугольник. Геометрия в лесу (3 часа) Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34-35 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) По длине тени По зеркалу Измерений дерева на корню. Геометрия листьев Геометрия у реки (3 часа) Ширина реки Длина островка Глубина котлована Геометрия на дороге (3 часа) Искусство мерить шагами Глазомер Объем кучи песка Работа над творческим проектом и его защита (7 часов) Выбор темы проекта, гипотезы, определение целей и задач проекта Работа над содержанием проекта- теоретическое обоснование проекта Работа над содержанием проекта - выполнение практической части проекта Работа над содержанием проекта - выполнение практической части проекта Подготовка к защите проекта , работа над презентацией проекта Защита проекта 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2